Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеологическая ситуация в России
1 Активность политических акторов – субъектов политических действий, эффективность и способы их участия в политике в значительной мере определяются их политическим сознанием. Важнейшая особенность его в том, что оно социально дифференцировано: каждый класс, социальная общность имеет свои политические представления, исходит из своих политических интересов. Это не исключает наличия у них общих с другими группами населения политических воззрений, особенно в периоды стабильного состояния общества. Однако корпоративные интересы остаются превалирующими в политическом сознании людей. Следует отметить также достаточно высокую автономность политического сознания: политические интересы (взгляды) людей могут быть жестко (или даже совсем) не связаны с их социально-экономическим положением. Политическое сознание включает в себя теоретические и обыденные политические воззрения. Первые являются плодом научной деятельности и связаны с рациональным постижением тех или иных политических проблем. Они существуют в виде определенных политических идеологий, в каждой из которых изложены взгляды на политическое и социально-экономическое устройство общества в соответствии с идеалами, ценностями определенной социальной группы (класса), указаны основные принципы и нормы взаимодействия людей между собой и с государственной властью. В зависимости от положения социальной группы в обществе, от того, борется она за власть или уже владеет ею, идеология используется ею как апология или как утопия – служит либо защите существующего общественно-политического строя и восхвалению его достоинств, либо его критике, обоснованию преимущества над ним общества с другим социально-политическим устройством. Та или иная идеология апологетична или утопична в связи с её конкретным применением. Таким образом, идеология – это теоретически аргументированное представление о желаемом обществе, отвечающее интересам определенного класса или социальной группы населения. Теоретическое сознание является достоянием политически образованной части общества. Осуществление политических действий с позиции какой-то политической теории, доктрины приводят к тому, что вся жизнедеятельность людей (не только политическая) получает конкретный социальный смысл, осуществляется с целью обретения благополучия той или иной социальной группой. Ведь в конечном счёте политика служит решению определённых социальных интересов и проблем людей. Политическая идеология всегда корпоративна. Вторые (обыденные политические воззрения) являются плодом эмпирических обобщений политических взаимодействий людей друг с другом и с институтами власти. Это политическое сознание на уровне здравого смысла людей, оно является выражением их психологии. Его отличает эмоциональная окраска: здесь знания о фактах политической жизни тесно связаны с чувствами, настроениями, переживаниями людей. Обыденное сознание является достоянием большинства людей. Им они руководствуются в своих повседневных политических действиях. Поэтому для них оно является практическим политическим сознанием. Такого сознания, однако, недостаточно, чтобы участвовать в политических действиях, которые непосредственно касаются власти. Для этого психологическое отношение к политике надо соединить с идеологическим и тем самым подняться в своем участии в политике до теоретически осмысленных (идеологически выдержанных) действий и поступков. В реальной жизни обыденное и теоретическое политическое сознание чаще всего существуют в единстве, проявляются в форме так называемого массового политического сознания. Оно активно формируется с помощью средств массовой информации. Это такое состояние сознания людей, когда они, независимо от социальных различий живут, болеют какими-то общими политическими проблемами, имеют схожие на них взгляды. Массовое политическое сознание представляет собой синтез теоретического и обыденного политического сознания в их упрощенном виде, когда людям не достает ни полноты знаний, ни развитости чувств. Оно многослойно. В нем можно выделить такие уровни, как: информативный, образовательный и профессионализированный. Каждому из них соответствует группа населения. Первая исходит в своих политических действиях из того, что слышала о политических событиях; вторая – из того, что знает о них; третья – из того, что, в какой-то мере, разбирается в них.
2 Существует много политических идеологий. Среди них выделяют «правые» и «левые» – в зависимости от той или иной модели общественно-политического устройства, которой они посвящены, революционные и реформистские – в зависимости от способа реализации предпочитаемой модели. К наиболее популярным относятся либеральная и социалистическая (см. схему № 3). Возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVII-XIX веков. Либерализм (Дж. Локк, Т. Джефферсон, А. де Токвиль, Дж. Ст. Милль) отстаивал самоценность человека и его право на самостоятельное осуществление личного интереса. Либеральная доктрина требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан. Государство – это всего лишь «ночной сторож». Теоретики либерализма обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути, либералы отстаивали право на существование оппозиции. В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Идеология классического либерализма претерпела серьёзные изменения в XX веке. Под сомнение был поставлен принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешения его противоречий. Была выдвинута концепция «государства всеобщего благосостояния», которая отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала важной стороной его деятельности. Ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских размерах. Это было связано с успехами НТР и экономическим ростом. Проведение эффективной промышленной политики стало основным рычагом решения социальных проблем. Социалистическая идеология возникает в XVI веке. Сначала она существует как утопический социализм. Хотя сам термин социализм появился в литературе только в 30-е гг. XIX века. Это теория об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние трудящихся и ликвидирует частную собственность. В 40-е гг. XIX века возникает научная версия социализма – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское, экономическое и социально-политическое учение, которое стало теоретическим обоснованием коммунизма и оказало огромное влияние на историю человечества. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами. В марксистском понимании коммунистическое общество – закономерный результат прогресса человечества, прежде всего его производительных сил. Капитализм сам создаёт предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри, – это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью, и частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считают марксисты, создаёт своего социального могильщика - пролетариат. Появлению коммунизма, по их мнению, предшествует период перехода от капитализма к социализму и превращение последнего в коммунизм. Это длительный процесс пересоздания жизни людей на подлинно гуманистических началах. Коммунизм в своей высшей стадии развитии – это общество свободных сознательных тружеников, где существует общественное самоуправление, а государство отмирает, где не будет классов, и утвердится социальное равенство, получит воплощение принцип: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям». В марксисткой трактовке коммунизм есть движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории человечества. Революционный пафос марксизма нашёл своё выражение в теории и практике ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции и социалистического строительства в СССР. И либеральная и социалистическая идеологии в качестве основных принципов устройства общества провозглашают демократию и социальную справедливость. Но понимание их и путей (способов) их достижения в них разные. В теориях либерального толка демократия рассматривается как неотъемлемое и основополагающее свойство цивилизованного общества. При этом считается, что демократические устои жизни являются наиболее благоприятными для экономической свободы человека, для частного предпринимательства. Это ведет к утверждению примата личного интереса над общественным, но тем самым в либеральной идеологии подрывается идея народовластия (народного суверенитета). Не этим ли объясняется стремление неолибералов так интерпретировать демократию, чтобы она не вступала в противоречие с фундаментальным принципом свободы личности? Либерализм связал справедливость с экономической, политической, духовной свободой каждого индивида, основу которой составляют частная собственность, рыночная экономика, предпринимательство, конкуренция. Он выступает против социального равенства, полагая, что оно ограничивает свободу индивида и тем самым подрывает справедливость. Следует, однако, отметить, что свобода, опирающаяся на частную собственность, не может быть всеобщей, так как далеко не все являются владельцами частной собственности. Поэтому провозглашаемая либералами социальная справедливость является во многом декларируемой и на практике предстает крайне урезанной. К тому же в либеральном понимании свобода человека является выражением его сугубо индивидуальной воли, по существу, своеволия. Но подлинная его свобода возможна лишь тогда, когда он становится выразителем общественной воли, основанной на познании и практическом применении законов природного и общественного мира. Либерализм отстаивает реформистский способ изменения общества, как правило, не имеющий для него радикальных последствий. Социализма не может быть без демократии, без народовластия, без управления государства народом. Это важнейший принцип марксизма. И он получил отражение в социалистической идеологии, причем в наиболее этимологическом своем значении (соответствующем смыслу латинского слова «демократия»). Однако всеобъемлющее воплощение его в жизнь оказалось невозможным, потому что народ оставался социально неоднородным образованием и осуществляемая от его имени государственная власть интересов всех слоев населения не выражала. Социалистическая идеология связала справедливость с равенством между людьми. Справедливым может быть только то общество, в котором утвердились принципы социального равенства, прежде всего равного отношения людей к средствам производства. Условием такого равенства является общественная собственность. Социализм не отвергает свободу индивида. Для него свободная индивидуальность – человек, который ничем не связан в реализации своих развитых способностей. В создании условий для появления общества таких личностей – цель и смысл исторического прогресса. Однако, согласно социалистическому учению, свободным индивид может быть лишь тогда, когда свободны и все другие люди. В отношении свободы между ними должно быть равенство. Это справедливо, т.к. отвечает интересам и других людей. Подлинная справедливость гуманистична. Общество должно быть человечным по отношению к каждому своему члену. Практическое воплощение социалистической идеи вызвало проблему оптимального сочетания личного и общественного интересов (индивидуальной свободы и социального равенства), которая в конкретных исторических условиях не смогла получить должного разрешения. Причина этого в их несбалансированности – приоритетности социального равенства и недооценке значения личной свободы. Социалистическая идеология отстаивает преимущественно революционный способ изменения общества, приводящий к кардинальным сдвигам в нем. Получили в современном мире широкое распространение и такие идеологии как социал-демократическая (Э. Бернштейн) и консервативная (Э. Бёрг, Ж. де Местр). Первая из них считается версией социалистической идеологии, хотя для нее характерно соединение положений и социалистической, и либеральной идеологий. Это либеральный вариант социалистической или социалистический вариант либеральной идеологии. Современная концепция демократического социализма в основных своих чертах была создана в 50-е гг. XX века. Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Путь к социализму – это поиск новых «товарищеских форм производства» в условиях развития капиталистической экономики и демократии. «Конечная цель – ничто, движение – всё» - таков лозунг социал-демократии. Она одинаково большое значение придаёт как личной свободе людей, так и социальной справедливости в обществе. Критерий различия между капитализмом и социализмом (как считают социал-демократы) заключается не столько в принципах организации экономики, сколько в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни. Социал-демократическая теория выступает против революционного изменения капиталистического строя, но она стремится к тому, чтобы капитализм стал гуманным и социализированным обществом, в большей мере отвечал принципам социальной справедливости. Для этого должна усиливаться роль государства в научно-техническом прогрессе, в решении экономических и социальных проблем. Социал-демократы выступают за расширение свободы человека, за развитие парламентской, производственной и других форм демократии. Они признают возможность существования различных форм демократии, однако, в любом случае основополагающими требованиями к ней должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора политических альтернатив; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинств; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Выступая за «чистую» демократию, они понимают государство как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Социал-демократы подчёркивают, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики, в которой господствует частная собственность. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить повышению благосостояния общества. Приоритет в своей экономической стратегии они отдают рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования в обществе только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества. Достижения в экономике увязываются ими с развитием производственной демократии – участием представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами. В целом, по их мнению, экономическая сфера должна отличаться чётко выраженной социальной направленностью, быть подконтрольна обществу, но без утраты своей эффективности. Однако, выступая за социализацию капитализма, они оставляют незыблемым право людей на частную собственность. Это создает непреодолимые трудности для воплощения социал-демократической модели общества в жизнь. Консервативная идеология в современном мире не является самостоятельной, она отстаивает сохранение (консервацию) существующего (или существовавшего) социально-политического строя. Поэтому консерваторами могут оказаться сторонники разных идеологий в зависимости от того, сохранение какого общества они отстаивают, а им может быть и капитализм, и социализм. Следует отметить, что консерваторы не выступают против изменений в обществе, но только таких, которые бы не приводили к ломке его экономического уклада и происходили как можно естественнее.
3 Смена в нашей стране в начале 90-х годов политической власти привела к отказу от социалистической идеологии как государственной. В качестве нее посредством средств массовой информации, школы и всей системы образования стала внедряться либеральная идеология, ценности которой используются для обоснования нового – демократического политического режима и осуществляемых им в обществе экономических и социальных преобразований. Идея цивилизованного рынка была в целом положительно принята большинством населения. Однако в силу ряда обстоятельств и прежде всего неприятия большинством населения экономических реформ, в результате которых крайне ухудшилось его материальное и социальное положение, либеральная идеология не получила у него серьёзного признания. Существенным недостатком либеральных реформ в России явилась их явная антипатриотичность. Люди, проводившие их, оказались равнодушными былому величию России. Они задались целью низведения её до рядового капиталистического государства. Но народ не принял таких их взглядов. Ему нужна Россия как великая страна, имеющая свой курс развития, использующая положительный опыт прошлых времён. Важным представляется отметить то, что в последнее время либерализм подвергается серьезной и обоснованной критике со стороны его недавних крупных апологетов (Фукуяма, Сорос и др.). Они прямо указывают на необходимость серьезной корректировки либеральной идеологии в сторону предпочтения личным интересам общественных, высказывают большие сомнения в значимости таких ценностей, как: индивидуализм, рынок, конкуренция. Число респондентов, считающих, что либерализм нужен России, составляет менее 1/5. Это во многом объясняется негативным отношением россиян к понятиям «рыночная экономика» (тех, кто положительно относится – 29%, у кого не вызывает особых чувств – 44%, отрицательно относящихся – 24%) и «капитализм» (тех, кто положительно относится – 10%, у кого не вызывает особых чувств – 46%, отрицательно относящихся – 40%), (источник: ВОМ 2007, №2, с. 29). В обществе, причем, в разных социальных группах, живет добрая память о советской жизни, о всем том, что свидетельствует о ее справедливости, нравственности, порядке. Ностальгия по ней служит почвой для существования социалистической идеологии. Ее необходимость для России обосновывается и научно, исходя из перспективы развития нашей страны и мира в целом. Таблица № 1.
(% от числа опрошенных). Источник: «Власть», 2000, № 6, с. 8-9.
Примечательно, что по данным ВЦИОМ 43% опрошенных россиян высказались при определении будущей экономики страны за социалистическую её модель, а за рыночную – только 22% (источник: Правда 2007, №97). О политических симпатиях россиян дают представление следующие таблицы
Таблица № 2.
Какая политическая система кажется Вам лучшей? (в %)
Источник: ВОМ 2007, №2, с. 27. Таблица № 3. Какие политические взгляды Вам наиболее близки? (в %)
Источник: ВОМ 2007, №3, с. 46.
Характерно и то, что большей части россиян всех возрастных групп присуща основанная на безыдейности аполитичность. Это является показателем их безразличия к политическим течениям или разочарования в них. И всё же, ценности, выбираемые россиянами, дают общее представление о желаемом ими устройстве общественной жизни, об их идейных предпочтениях. Таблица № 4.
Источник: ВЦИОМ, опрос проведён 10-11 марта 2007 г.
Наряду с названными в России получили распространение и многие другие идеологии, выражающие политические интересы разных слоев населения. Однако идеологический плюрализм, разные ориентации в обществе на желаемое социально-политическое устройство российского государства, разобщают народ, ослабляют его усилия, предпринимаемые для преодоления отсталости, возникшей в результате непродуманных реформ, в решении поистине эпохальных задач, встающих перед всем человечеством в XXI веке. В этой связи возрастает потребность в общенациональной (государственной) идеологии, но разработка ее в условиях социального размежевания в обществе связана с большими трудностями. Сегодня ясно, что Россия по своим коренным устоям жизни – очень самобытная страна, особая человеческая цивилизация. Стремление строить в ней жизнь, догматически следуя заимствованным идеологическим моделям, неизбежно обречено на неудачу. Создание новой идеологии должно опираться на самые высокие достижения, как мировой, так и отечественной общественной мысли, учитывающий, в частности, положение о том, что русскому менталитету претит социальное неравенство, что национальной традицией является жизнь с опорой на государство, с учетом его организующей роли в жизни страны и другое.
Схема № 1.
Схема № 2. Date: 2015-09-24; view: 430; Нарушение авторских прав |