Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нищева Н. ВСтр 1 из 19Следующая ⇒ Н717 Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с. ISBN 5-89814-162-6 В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
Автор выражает искреннюю благодарность за помощь, поддержку и сотрудничество своему мужу Валерию Нищеву.
От автора В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков. Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности. Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков. Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала. В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставя задачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п. Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение. Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка. В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков
|