Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания и упражнения
1. Опишите свой полный набор статусов. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем предписываемыми, а какие достигаемыми, определите главный статус.
2. Правда ли, что: § статус чемпион мира, доктора наук или рок – звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям? § приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий? § статус мужа является достигаемым? § актер – смешанный статус? § никто не в силах изменить пол, расу, национальность? § мужчина – прирожденный статус? § русский – приписываемый статус? § биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной? § король – достигаемый статус?
3. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку (дать разъяснения): § директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий; § председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен – любитель, русский; § женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка. § школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга; § священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.
4. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда: § низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный; § личные качества отступали бы на второй план перед национальными.
5. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации: § депутат выполняет функции министра; § представитель власти входит в преступную группировку; § врач выполняет функции судьи; § выпускник инженерного вуза работает юристом; § домохозяйка работает врачом; § студент баллотируется в мэры; § священник участвует в выборах в Государственную Думу.
6. К какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, смешанному, приписываемому) принадлежат: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, девушка, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, конфликтный, турист, мачеха, американец, детдомовец.
7. Укажите соответствие между понятиями и определениями:
8. Как вы думаете, почему социализм называют «равенством в бедности»?
9. Проведите анализ стратификации общества в рамках следующих теорий:
12. Раскройте содержание указанных понятий:
11. Что общего и в чем различие класса и страты?
12. Какие типы стратификационных систем наиболее характерны для современного российского общества? Возможно ли одновременное существование всех стратификационных систем в одном обществе?
13. Дворянство, духовенство, мещанство, крестьянство — основные сословия феодального общества. Они занимали в нем различное социальное положение, имели неодинаковое политическое влияние, отличались по характеру и степени образованности, по привычкам и другим признакам. Какой принцип лежал в основе выделения этих важных для понимания социальной структуры феодального общества групп людей?
14. Приведите не менее 5 примеров мобильности
15. Что такое «каналы вертикальной циркуляции»? Какова их роль в формировании социальной структуры общества? 16. Какие из перечисленных далее каналов социальной мобильности наиболее значимы в традиционном обществе и какие в индустриальном обществе: армия, церковь, школа (образование), политическая организация, экономическая организация.
17. Как вы считаете, можно ли рассматривать процесс миграции в обществе как один из видов социальной мобильности?
18. Раскройте понятие социального лифта. Насколько доступен этот канал мобильности в современной России.
19. Проанализируйте проявления гендерного неравенства применительно к различным регионам страны. Попытайтесь объяснить причины, влияющие на особенности этих проявлений.
20. В традиционном обществе принадлежность к землячеству играет важную роль в совершении восходящей мобильности. С чем, на ваш взгляд, связаны проявления указанного фактора в современном российском обществе?
21. Каковы основные пути сглаживания социальных различий в современном обществе? Какой из них, по вашему мнению, превалирует в современном российском обществе? Обоснуйте свою точку зрения.
22. Проанализируйте и расставьте по степени предпочтительности факторы, способствующие совершению восходящей мобильности в современной России: занятие бизнесом, занятость в сфере культуры и творчества, удачная женитьба (замужество), принадлежность к силовым структурам, близость к власти, получение качественного образования. Свой ответ аргументируйте.
23. Согласны ли вы со следующими суждениями: § Порог бедности в одном столетии может считаться порогом изобилия в другом. § Для среднего класса современных обществ характерно доминирующее положение женщины в семье. § В прошлом бедность была уделом меньшинства, а сегодня большинства развитых стран. § В основе возникновения ценностей лежит социальное сравнение. § Прожиточный минимум в России сегодня не соответствует потребительской корзине.
24. Прокомментируйте следующие высказывания: § В современных развитых странах до сих пор существует разного рода рабство. § Представители класса «мелкой буржуазии» при капитализме – это одновременно и собственники, и наемные работники. § Универсальным измерением неравенства в обществе является уровень властных полномочий.
25. Согласны ли вы следующими суждениями: § Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов – в рабочие и крестьяне. § Чем выше человек поднимется по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей. § Уровень смертности в стране влияет на вертикальную мобильность. § В примитивных обществах больше статусов чем в современных. § Все аскриптивные являются прирожденными.
Date: 2015-09-24; view: 1883; Нарушение авторских прав |