Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие №1Тема: Введение в практикум. Основные законы химии. Классификация и номенклатура неорганических соединений. Способы выражения концентрации растворов. Основы количественного анализа. Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, способности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, способности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат, способности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности, способности использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации. Цель занятия: Студент должен Знать: ü Правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; ü Физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях; ü Свойства воды и водных растворов; ü Способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации; ü Физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический); Уметь: ü Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; ü Пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; ü Классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
Вопросы для изучения темы 1.Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Меры оказания первой помощи и правила поведения при несчастных случаях. Предмет и задачи химии. Место химии в системе естественных наук Связь химии с медициной. Основные этапы развития химии. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие химии. 2.Способы выражения концентрации растворов: а)массовая доля; б)молярная концентрация; в)молярная концентрация эквивалента; г)молярная доля растворенного вещества; д) моляльная концентрация; е) титр вещества. Формулы перехода от одних способов выражения концентрации к другим. Закон эквивалентов. Виды мерной химической посуды и приемы работы с ними. 3.Задачи количественного анализа. Классификация методов количественного анализа. Разновидность количественного анализа – титриметрический анализ. Классификация титриметрического анализа по типу химической реакции (кислотно-основное, осадительное, окслительно-востановительное, комплексонометрическое); по типу титранта. Теоретические основы, сущность алкалиметрического, ацидиметрического, перманганатометрического, иодометрического титрования. Используемые титранты, концентрация, способы их приготовления, стандартные вещества, способы фиксирования точки эквивалентности, индикаторы. Индикаторы метода кислотно-основного титрования. Интервал перехода окраски индикаторов. Оборудование в титриметрическом анализе. Правила работы с оборудованием. Расчетные формулы, используемые в титриметрическом анализе согласно системы СИ. Вопросы для самоконтроля знаний 1. Заполните таблицу перехода от одного способа выражения концентрации вещества к другому.
Пример: По какой формуле можно рассчитать молярную концентрацию раствора, если известна его массовая доля? Решение: С(х) = n(x) /Vр-ра, моль/л, n(x) = m(x) / M(x), мольТогда С(х) = m(x) / M(x) .Vр-ра, моль/л. Объем переводят в мл: С(х) = m(x) .1000 / M(x).V, моль/л и выражают массу m(x) = C(x) . M(x).V / 1000, г w% = m(x).100% / m (р-ра), m (р-ра) = r р-ра .Vр-ра, тогда m(x) = w% . r р-ра . Vр-ра / 100% Поскольку масса растворенного вещества при разных способах выражения концентрации одна и та же m(x) = C(x) .M(x).Vр-ра /1000 = w% .r р-ра .V р-ра /100%, C(x) = w% .r .10 /M(x), моль/л. Выведенное выражение заносят в таблицу. 2. Молярная концентрация вдвое меньше молярной концентрации эквивалента для раствора: а) ZnSO4 б) HCl в) KNO3 г) AlCl3 3. В растворе гидроксида натрия V=2 л и С(х) =0,5 моль/л содержится ____ г растворённого вещества: а) 80 г б) 40 г в) 20 г г) 60 г 4. Массовая доля сахарного раствора (10 г сахара в 190 г воды) равна: а) 0,1 б) 0,05 в) 0,01 г) 0,4 5. Продолжите фразы: Титриметрический анализ-это………. В основе титриметрического анализа лежит закон…… Титрование – это……. В основе метода нейтрализации лежит реакция ……… Титрант – это……….. Титрантами в методе кислотно-основного титрования являются…… Кривая титрования - это……. Точка эквивалентности– это……….. Индикатор– это……….. Титрование сильной кислоты сильным основанием можно проводить в присутствии индикаторов:…………. Перманганатометрия относится к методам……………….титрования. Раствор титранта при прямом титровании наливают в ………………. Ситуационные задачи 1. Сколько граммов борной кислоты и этилового спирта (r = 0,80 г/мл) необходимо взять для приготовления 200 г 3% раствора? 2. Сколько мл раствора серной кислоты с массовой долей 98% (r = 1,84 г/мл) необходимо взять для приготовления 200 мл раствора с массовой долей 10% (r = 1,05 г/мл)? 3. Вычислите массовую долю и молярную концентрацию раствора глюкозы, содержащего 75 г вещества в 500 г воды. 4. Чему равна молярная концентрация 0,9% раствора хлорида натрия(r = 1,0 г/мл)? 5. Как приготовить 5% раствор глюкозы из 20% раствора? 6. Концентрация глюкозы в сыворотке крови равна 3,5 ммоль/л, выразите концентрацию в мг%. 7. Гидроперит (содержит перекись водорода и мочевину) применяют как антисептическое средство. Одна таблетка соответствует 15 мл 3% раствора перекиси водорода. Сколько таблеток необходимо растворить в 100 мл воды для получения 1% раствора? 8. Для лечения впервые выявленных больных деструктивным туберкулезом вводят внутривенно 10% раствор изониазида из расчета 15 мг/кг массы тела. Рассчитайте объем в мл 10% раствора изониазида (r = 1,0 г/мл), который необходимо ввести больному массой 75 кг. 9. Тактивин – лекарственный препарат полипептидной природы используется в медицинской практике как иммуномодулирующее средство. Форма выпуска: 0,01% раствор во флаконах по 1 мл. При офтальмогерпесе препарат назначают в виде подкожных инъекций по 0,010-0,025 мг один раз в сутки. Рассчитайте объемы 0,01% раствора тактивина, которые соответствуют суточной дозе препарата. 10. Ампициллин – полусинтетический антибиотик. Форма выпуска: таблетки и капсулы по 0,25 г. Суточная доза для детей составляет из расчета 100 мг/кг. Суточную дозу делят на 4-6 приемов. Рассчитайте, какую часть таблетки нужно дать ребенку массой 10 кг на один прием: а) при четырехкратном приеме; б) при шестикратном приеме препарата в сутки? 11. Для определения общей кислотности желудочного сока 5 мл сока оттитровали раствором щелочи с концентрацией 0,095 моль/л в присутствии фенолфталеина. На реакцию израсходовано 2,5 мл раствора щелочи. Рассчитайте кислотность анализируемого сока в моль/л. 12. Рассчитайте массу навески КMnO4, необходимую для приготовления: а) 1 л раствора KMnO4 с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л, б) 0,5 л раствора KМnO4 c молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л для проведения работ по перманганатометрическому титрованию. 13. Для определения кальция в сыворотке крови его осаждают в виде СаС2О4, добавляя к 0,5 мл сыворотки оксалат аммония в избытке. Осадок отфильтровывают, промывают и растворяют в серной кислоте. Раствор титруют раствором KMnO4 c молярной концентрацией эквивалента 0,01 моль/л до неисчезающего розового окрашивания. Вычислите содержание кальция в миллимолях на 1 л сыворотки, если на титрование 0,5 мл сыворотки израсходовано 5 мл KMnO4. 14. Рассчитайте массовую долю (%) уксусной кислоты, если на 10 мл ее раствора израсходовано при титровании 20 мл 0,2 моль/л раствора гидроксида натрия. 15. На титрование 2,5 мл раствора щавелевой кислоты с концентрацией С(1/2Н2С2О4) = 0,1 моль/л израсходовано в среднем 27,5 мл раствора KMnO4. Рассчитайте С(1/5KMnO4), моль/л. Лабораторная работа №1 «Приготовление раствора заданной концентрации». Опыт №1. Приготовление раствора серной кислоты заданной концентрации. Цель. Научиться готовить растворы методом разбавления на примере раствора серной кислоты Оборудование. Мерные цилиндры, пипетки, склянка с пробкой, воронка. Реактивы. Концентрированный раствор серной кислоты, вода дистиллированная. Задание. Приготовить ______ мл раствора серной кислоты c молярной концентрацией около 0,1 моль/л методом разбавления. Расчеты. 1) рассчитывают объем концентрированной серной кислоты, необходимый для приготовления 0,1 моль/л раствора заданного объема; 2) рассчитывают объем дистиллированной воды. Сущность работы. Разбавление исходной концентрированной кислоты водой для получения раствора заданной концентрации в соответствии с предварительным расчетом. Методика. Мерным цилиндром отмеривают _____ мл дистиллированной воды и переливают в чистую склянку с пробкой. Отмеривают мерным цилиндром или пипеткой ___________ мл ______ раствора серной кислоты и осторожно переливают в ту же склянку. Полученный раствор перемешивают. На склянку наклеивают этикетку с названием раствора, его концентрацией, фамилией приготовившего и датой приготовления. Вопросы к защите работы. 1. Меняются ли при разбавлении раствора количество вещества и концентрация кислоты? 2. С какой точностью следует рассчитывать объем концентрированной серной кислоты для отмеривания мерным цилиндром, пипеткой? Основная литература: 1-7. Дополнительная литература: 1-24. Приложение:
|