Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. «Новая Россия» в пространстве и во времени





1. Экономическая модернизация страны 1992 - 1999г.: проблемы и успехи.

2. Политические реформы 1992 – 1999 гг.: поиск новой государственности.

3. Политика стабилизации (2000 – 2012 гг.).

Основная литература:

1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.

2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.

3.История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2000.

4.Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М, 2002.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.

Дополнительная литература:

1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией / Сост. Н.Г. Федоровский. Ч.1, 2. Москва, 1994.

2.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003.

При ответе на первый вопрос студентам следует охарактеризовать социально-экономические процессы, начавшиеся в стране после распада СССР и определить основные направления реформирования (модернизации) современного российского общества. В связи с этим нужно рассмотреть курс радикальных рыночных реформ, предпринятых кабинетом Е.Т.Гайдара, и их результаты, а также переход к умеренному либерализму кабинетов В.С.Черномырдина, В.В.Путина и др. При подведении итогов экономического реформирования сделать вывод о возможностях ускоренной модернизации в России и сочетании в ее экономике рыночных отношений и государственного регулирования.

В 1992 г. под руководством президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались радикальные экономические преобразования в стране: либерализация цен, внешнеэкономической деятельности; приватизация; конверсия военно-промышленного комплекса и т.д. Результаты реформ были противоречивы. С одной стороны, стала развиваться рыночные механизмы экономики, сократился товарный дефицит. С другой – продолжился спад производства, резко снизился уровень жизни населения, произошла криминализация экономики.

Основные богатства страны перешли в руки олигархов. Реформы Ельцина сопровождались инфляцией, обнищанием большей части населения, криминализацией общества и закончились дефолтом (государственным банкротством) в 1998 г. Создать полноценную рыночную экономику не удалось.

Во втором вопросе при анализе политических реформ важно обратить внимание как на процессы демократизации власти, так и на обратные процессы ее усиления, становление института президентства, роль общества в системе управления и власти.

В политической сфере провозглашался курс на демократизацию страны. Однако осенью 1993 г. в результате противостояния Президента и Верховного Совета начался политический кризис. Конфликт закончился ликвидацией системы Советов, принятием новой Конституции РФ и избранием парламента. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: нижняя – Государственная Дума, верхняя – Совет Федерации. В России возникла сильная президентская республика, президент сосредоточил всю исполнительную власть, наделен большими законодательными полномочиями, имеет право роспуска Думы.

Углубление экономического кризиса, неспособность президента полноценно руководить страной из-за ухудшающегося состояния здоровья привели к усилению оппозиционных настроений в парламенте. В отношении Ельцина началась процедура отрешения от должности (импичмент), которая закончилась в пользу президента. Тем не менее в декабре 1999 г. он ушел со своего поста, и власть до выборов перешла в руки премьер-министра В.В.Путина (согласно Конституции РФ).

Рассматривая изменения в идеологической сфере, студентам нужно показать суть новых ценностей, появившихся на современном этапе модернизации (индивидуализм, демократия и пр.), показать возможности выработки новой национальной идеи в современных условиях.

В третьем вопросе следует показать как последующим президентам РФ В.В. Путину (2000-2008 гг., с 2012 г.) и Д.А.Медведеву (2008-2012 гг.) удалось восстановить единство страны, укрепить ее международный авторитет. Благоприятная экономическая конъюнктура (рост цен на нефть и газ) способствовала преодолению последствий дефолта и позволила вернуться к реформам, начать постепенную модернизацию страны. Была продолжена приватизация государственной собственности, развитие инфраструктуры рынка. Среди экономических реформ нужно отметить:

· земельная, передача земли в частную собственность (2001);

· налоговая, установлена единая ставка подоходного налога – 13% (2000)

· энергетическая, появление частных производителей электроэнергии;

· финансовая, сокращение бюджетного дефицита;

· принятие нового Трудового законодательства.

Социальные реформы:

· пенсионная, введение трудовой и накопительной частей пенсии;

· система адресной помощи малоимущим;

· индексация заработной платы, пособий и т.п.

· «национальные проекты» по реформированию ЖКХ, образования, здравоохранения.

Таким образом, в экономике была сохранена преемственность с прежним курсом реформ, но при этом смягчены их социальные последствия.

Среди политических реформ главной стала укрепление «вертикали власти». Были созданы федеральные округа, а в них институт полномочных представителей президента. Изменен порядок формирования Совета Федерации, место губернаторов в нем заняли представители регионов. Для обсуждения важных вопросов внутренней политики при Президенте создан Государственный Совет. Были проведены военная и судебная реформы, начата работа по борьбе с коррупцией.

Завершая изучение вопроса, студенты должны сформулировать проблемы, существовавшие в истории российской цивилизации (частная собственность, отношения общества и власти и др.) и показать степень их решенности в современном обществе. Следует отметить, что экономические успехи по-прежнему зависят от вывоза сырья (нефть, газ). Рост экономических показателей слабо влияет на повышение уровня жизни большинства населения, не сформирован «средний слой». В политике создана система «управляемой демократии», которая в будущем способна разрушить любые попытки реформ.

Подводя итог, сделать вывод о сочетании традиционных политических ценностей российской цивилизации и инноваций современного постиндустриального общества.

Контрольные вопросы

  1. Определите характер экономических реформ 1992 – 1999 гг. Ответ обоснуйте.
  2. В чем причины политического кризиса 1993 г.?
  3. Охарактеризуйте политическую систему РФ согласно Конституции 1993 г.
  4. Охарактеризуйте результаты экономических реформ правительства Путина – Медведева.
  5. В каком направлении развиваются отношения власти и общества в современной России?

 

Тема 15. Россия, постсоветское пространство и мир.

1. Современная Россия в системе международных отношений. Проблемы, ориентиры, стратегии.

2. Россия и СНГ.

3. Россия и страны Востока.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с характеристики процессов глобализации в современном мире. При этом важно отметить положительные и отрицательные стороны глобализации, а также источники существующих и возможных противоречий между различными регионами, цивилизациями, ценностями в рамках этого процесса. Далее необходимо проследить изменение международного положения Российской Федерации после распада СССР, определить сферы влияния, характер взаимоотношений с европейскими странами и США, бывшими советскими республиками, мусульманским миром, обозначить проблемы этих отношений.

Распад СССР означал конец «холодной войны», а также изменил геополитическое соотношение международных сил. Россия выступила правопреемником СССР, но ее влияние на международной арене упало. Страна потеряла статус сверхдержавы, в т.ч. из-за уменьшения экономического и социального потенциала. Мировым гегемоном стала единственная сверхдержава – США. Позиция России не всегда принималась в расчет (Югославия, 1999; Ирак, 2004). Для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, наладить связи с крупными странами мира. Кроме того, Россия была принята в члены МВФ, в Совет Европы, ВТО. Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия не вступила в конфликтное противостояние с Западом, когда решались вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом.

Отношения с Западом прошли несколько этапов:

· 1991-2003 гг. – политика «атлантизма», активная интеграция в Западное сообщество;

· 2004-2008 гг. – политика «одиночного плавания», время самоутверждения, укрепление великодержавных позиций, расширение отношений со странами Азии и Латинской Америки;

· 2008-2012 гг. – политика «умеренного атлантизма», основанная на идее многополярного мира.

Во втором вопросе следует раскрыть взаимоотношения России с бывшими советскими республиками, эволюцию этих отношений, раскрыть трудности и проблемы, оценить достигнутые результаты. Нужно охарактеризовать приоритетность направления внешней политики России, связанной с укреплением отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). При этом следует учитывать позицию Москвы, не желающей терять лидерство в новых союзных отношениях, а также стремление молодых государств к самостоятельности, к избавлению от опеки бывшего центра. Следует отметить, что произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной и Грузией. Среди проблем следует обозначить экспорт российских энергоносителей, размещение военных баз, правовое положение русскоязычного населения.

Содружество Независимых Государств основано на началах суверенного равенства всех его членов, оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основные цели этой организации: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и свобод человека, обеспечение мира и безопасности. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сотен документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса, о создании Таможенного союза и т.д. Интеграционные процессы активно развиваются в отношениях России, Белоруссии, Казахстана.

Раскрывая содержание третьего вопроса следует отметить, чтос 1990-е гг. Россия была заинтересована не только в помощи Запада, но и в тесном сотрудничестве со странами Востока. Здесь страна сохранила прямой выход на мировой рынок. Особое значение приобрела зона Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, который стал одним из основных торговых партнеров России. Развиваются отношения с Южной Кореей, Индией, странами АСЕАН, созданы экономические союзы ШОС, БРИК и т.д.

Москва выступала с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству. Проблема южных Курильских островов рассматривается отдельно от других вопросов двусторонних отношений.

В качестве вывода студентам нужно ответить на вопрос о современном месте России в мировой цивилизации.

Контрольные вопросы

1. В чем суть процессов глобализации?

2. Как распад СССР изменил геополитическое положение России?

3. В чем суть геополитических стратегий «атлантизма», «евроазийства»?

4. Что такое СНГ? Каковы перспективы его развития? Ответ обоснуйте.

5. Каковы отношения России с мусульманским миром?

 

 

Вопросы к зачету

1. История как наука. Структура, функции, методы. Источники, историография в исторической науке.

2. Родоплеменной строй древних славян. Принципы власти, хозяйство.

3. Ведическая религия древних славян.

4. Киевская Русь в IX - первой трети XII вв. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Принятие христианства.

5. Феодальная раздробленность на Руси в ХII-ХШ вв., предпосылки, причины, особенности развития наиболее крупных княжеств и земель.

6. Борьба народов Руси против иноземных захватчиков в первой половине XIII – XIV в.

7. Складывание Российского централизованного государства в XIV – первой трети XVI вв., предпосылки, этапы, значение.

8. Россия в XVI веке. Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады, опричнина.

9. Россия на рубеже XVI-XVII вв. «Смутное время» и борьба против иностранной интервенции.

10. Россия в XVII веке. Основные черты социально - экономического и политического развития. Церковная реформа Никона.

11. Реформы Петра I и их историческое значение.

12. Екатерина II и политика «просвещённого абсолютизма».

13. Внутренняя политика Александра I в первой четверти XIX в. Проекты реформ и их реализация

14. Движение декабристов: идеология, программы, деятельность тайных обществ, события 14 декабря 1825 г.

15. Внутренняя политика Николая I.

16. Общественно-политическое движение России XIX - нач. ХХ вв.

17. Отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

18. Контрреформы Александра III, особенности внутренней политики Николая II.

19. Особенности развития капитализма в России в XIX в. Промышленный переворот и его стороны. Аграрная реформа.

20. Россия от Февраля до Октября 1917 года. Двоевластие. Кризисы Временного правительства.

21. Октябрьская революция 1917 г. II съезд Советов и его основные декреты.

22. Гражданская война и иностранная интервенция. Этапы, основные силы фронта, последствия.

23. НЭП: сущность, реализация, итоги.

24. Политика индустриализации и коллективизации.

25. Складывание тоталитарного режима в 1920 - 1930 годы. Политические репрессии.

26. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне ВОВ (август 1939 – 22 июня 1941гг.)

27. Начало ВОВ. Основные сражения I этапа войны и причины неудач Красной Армии.

28. Московская битва (соотношение сил, этапы, ход, значение и последствия).

29. Сталинградская и Курская битвы. Начало коренного перелома в войне.

30. Международные конференции в годы ВОВ.

31. Итоги и уроки второй мировой войны. Источники и цена победы советского народа в войне.

32. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.: успехи и проблемы.

33. Реформы в промышленности и сельском хозяйстве в сер. 1950-х – пер. пол. 1960-х годов.

34. ХХ съезд партии. Его решения и историческое значение. Политика «оттепели».

35. Попытки экономического реформирования страны в эпоху «застоя». Диссидентское движение.

36. Перестройка. Поиск путей модернизации. Распад СССР

37. «Новое политическое мышление» М.С. Горбачева.

38. Реформирование экономики в Российской Федерации в 1992 – 2012 гг.

39. Складывание новой системы государственности в РФ в 1992 -2012 гг.

40. Российская Федерация в системе современных международных отношений.

Рекомендации к выполнению рефератов

Выполнение реферата должно демонстрировать умение студента работать с информацией в сети Интернет, с научной литературой, периодическими изданиями, а также способность извлекать необходимый материал и критически осмысливать его. В работе должны содержаться не только переписанные части книг и статей, но и собственная позиция студента по рассматриваемым проблемам Отечественной истории. Структура реферативной работы отражается в плане и включает в себя:

– введение;

– изложение основного содержания;

– заключение с выводами по содержанию;

– необходимый справочный аппарат (карты, таблицы, биографические сведения);

– список использованной литературы и источников.

Введение включает в себя постановку целей и задач работы, допускается краткое рассмотрение предыстории проблемы, условий, в которых она зародилась.

Основное содержание делится на главы и параграфы, названия которых должны показывать разные аспекты данной темы. Объем глав должен быть примерно одинаковым, общий объем не более 12 стр. В содержании раскрывается сущность изучаемой исторической проблемы, допускается изложение различных мнений ученых по данному вопросу, в том числе их критический анализ. Также должна быть изложена точка зрения самого автора работы.

Заключение содержит основные выводы, к которым пришел автор в ходе выполнения работы.

Справочный аппарат (сноски, примечания, приложения, карты, таблицы и т.п.) следует оформлять в соответствии с существующим стандартом. Руководство по выполнению и оформлению реферата осуществляет преподаватель, ведущий семинарские занятия по «Истории Отечества».

Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, в т.ч. электронные версии, включая сеть Интернет, с указанием электронного адреса.

Темы рефератов.

I. 1. Историческое сознание: его сущность и формы.

2.Монистические модели исторического процесса. Формационный подход к анализу развития общества.

3.Монистические модели исторического процесса. Теории индустриального и постиндустриального общества.

4. Плюралистические модели исторического процесса. Проблема цивилизационного подхода к истории.

5. Восток – Запад: проблема взаимодействия цивилизаций. Россия между Востоком и Западом.

6. Модернизация как процесс. Проблема модернизации российского общества.

7. Россия: факторы самобытности и место в мировой цивилизации.

II.1. Проблемы этногенеза восточных славян: точки зрения.

2.Ведическая религия древних славян. Древнерусское мировоззрение.

3. «Русская идея» - от истоков к современности.

4.Модернизация и почва: цивилизационный раскол российского общества.

5.Реформы и контрреформы в России.

6.Советское общество, его характер и противоречия.

7.Тоталитаризм как феномен. Основные черты советской модели тоталитаризма.

8.Противоречия либерализации советского общества.

9.Модернизация и традиция: старый вопрос Новой России.

10.Новая Россия, постсоветское пространство и мир: проблемы и ориентиры.

11. Возникновение и особенности развития российского парламентаризма.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 4. «Русь Имперская»: противоречия либерализации российского общества в к. ХVII – нач. ХХ вв.  
Тема 8. Имперская Россия. Модернизация российской «почвы».  
Тема 9. Россия накануне революции.  
Тема 10. 1917 г. От Февраля к Октябрю  
Раздел 5.«Русь Советская»: СССР как государство и эпоха.  
Тема 11. Становление советского общества. 1920 – 1940 гг.  
Тема 12. СССР в годы Великой Отечественной войны.  
Тема 13. Противоречия либерализации советского общества. Советское общество в послевоенную эпоху.  
Раздел 6.«Новая Россия»: российское общество в постсоветский период.  
Тема 14.«Новая Россия» в пространстве и во времени.  
Тема 15.Россия, постсоветское пространство и мир.  
Вопросы к зачету  
Рекомендации к выполнению рефератов  
Темы рефератов  

 

 

МИХАЙЛОВА МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

(для студентов медицинских вузов)

Часть 2

 

Компьютерный набор и форматирование – авторские

Технический редактор – Нигдыров В.Б.

 

Подписано в печать

Бумага офсетная. Формат 60 x 84 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr.

Напечатано на ризографе.

Усл. печ. листов 3,8 Учет. изд. лист 2,5.

Тираж 100 экз. № заказа

 

Date: 2015-09-24; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию