Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 13. Противоречия либерализации советского общества. Советское общество в послевоенную эпоху
1. Кризис сталинизма в 1945 – 1953 гг. «Холодная война» и ее роль в усилении тоталитарного режима. 2. «Великое десятилетие» Н.С. Хрущева. Незавершенность реформ. 3. Противоречия эпохи «застоя» Л.И. Брежнева. 4. «Перестройка» М.С. Горбачева и распад советской системы. Основная литература: 1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001. 2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004. 3.История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2000. 4.Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М, 2002. 5.Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. М., 1997. 6.Пыжиков А.В. «Хрущевская оттепель». М., 2002. 7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008. 8.Тугусова Г.В., Скороспелова В.А. История Отечества от его истоков до современности. Ростов-на-Дону, 2001. 9. Шубин А.В. От «застоя» к реформам: СССР в 1977-1985 гг. М., 2001. Дополнительная литература: 1.Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1999. 3.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003. 4.Россия и мир. Ч. 2. М., 1994. Рассмотрение первого вопроса следует начать с характеристики ценностных черт советского общества в их сравнении с ценностными чертами общества западного. Далее студентам нужно определить понятие «либерализация», показать суть либерализации разных сфер общественной жизни: экономики, политической системы и др. Анализ первых попыток изменения режима нужно начать с характеристики социально-экономической ситуации, сложившейся в стране к окончанию Великой Отечественной войны, взглядов руководства по этому вопросу и мер по восстановлению хозяйства. Необходимо также обратить внимание на позицию общественного мнения относительно реформ, реакцию власти на нее. Кроме того, нужно показать изменения в отношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции, показать связь «холодной войны» с усилением тоталитарных тенденций. Следует отметить, что в годы войны произошло частичное отступление от тоталитаризма: местные власти получили возможность проявлять самостоятельность, возникла кустарная промышленность и частная торговля. Возникли предложения по расширению преобразований и допущению смешанной экономики. Но И.В.Сталин победу в войне использовал для укрепления режима личной власти и оформления командно-бюрократической системы. Несмотря на тяжелые последствия войны, экономика страны быстро набирала темпы развития. К 1948 г. был достигнут довоенный уровень. За 1946-1950 гг. было восстановлено и построено 6200 предприятий. Но сделано это было за счет героического труда людей и перераспределения средств из сельского хозяйства и легкой промышленности в тяжелую. Преимущественное развитие ВПК, подчинявшее себе все другие отрасли, создавало дисбаланс в развитии экономики и ограничивало возможности повышения материального уровня жизни. В рамках социального реформирования была отменена карточная система, восстановлено обязательное 7-летнее образование, система санаторного лечения, введены налоговые льготы инвалидам. Однако, неизменно тяжелым оставалось положение колхозников. В это же время происходило ужесточение политического режима и усиление идеологического контроля в области науки и искусства. Начались новые репрессии («дело врачей», «ленинградское дело», процессы по делам молодежных групп, пытавшихся понять и переосмыслить идеологию марксизма). Возврат к довоенному «жесткому курсу» был связан также с началом «холодной войны»: периодом идеологического и политического противостояния СССР и США. СССР и западные державы от сотрудничества перешли к конфронтации, стремясь всеми способами расширить свое влияние в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а позднее и в других регионах мира. Такие меры начали зарождать сомнения в умах людей о правильности политики руководства и Сталина. Раскрывая второй вопрос, необходимо отметить, что новый этап либерализации советского общества связан с деятельностью Н.С.Хрущева (1953 – 1964 гг.). Рассматривая различные преобразования, проводившиеся в эти годы, следует иметь в виду их непродолжительность и непоследовательность, отсутствие существенных изменений в политической системе, управлении, идеологии. Студентам необходимо охарактеризовать итоги «оттепели», выделив их экономические, социальные, политические, культурные аспекты. Напомним о том, что в 1953-1957 гг. в результате ожесточенной борьбы за власть победил Н.С. Хрущев, который с 1958 г. совмещал посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. В политической жизни принципиальное значение имел процесс реабилитации жертв сталинских репрессий, коснувшийся в 1954-1961 гг. примерно 700 тыс. человек. Он был начат после выступления Н.С.Хрущева с докладом на XX съезде КПСС в феврале 1956 г. Было заявлено о демократизации общества и партии. Оживилась деятельность общественных объединений. Стали регулярно проводиться съезды и пленумы ЦК КПСС. Однако серьезной реформы политической системы не произошло. Монополия КПСС на политическую власть осталась незыблемой, плюрализма не допускалось ни в обществе, ни в партии. Неизменным был и курс на строительство коммунизма. В экономической сфере в 50-е годы было осознано значение начавшейся научно-технической революции. В СССР впервые в мире появились атомная электростанция, атомный ледокол «Ленин», суда на подводных крыльях, был запущен первый в мире искусственный спутник Земли (1957), осуществлен первый космический полет человека – Юрия Алексеевича Гагарина (12 апреля 1961). В эти годы были открыты огромные залежи нефти и газа, других полезных ископаемых в Западной Сибири. Был взят курс на социальную ориентацию экономики: увеличение производства продуктов питания, товаров массового потребления. В 1957 г. была изменена система управления экономикой (отраслевые министерства заменили территориальными совнархозами, сократили управленческий аппарат). В результате промышленность в годы пятой (1950-1955) и шестой (1956-1960) пятилеток развивалась высокими темпами. В начале 1960-х гг. в СССР было построено индустриальное общество. Вместе с тем административно-командная система управления не была отменена, сохранялись бюрократические принципы руководства производством, при изменениях в системе оплаты труда положение рабочих ухудшилось. Также следует отметить, что в сельском хозяйстве были приняты меры по усилению материальной заинтересованности колхозников (повышены закупочные цены, уменьшены налоги, введена денежная оплата труда, пенсии, паспорта). Вместе с тем, многие реформы были непродуманны и проводились не экономическими методами, а политическими (в форме приказов): «кукурузная кампания», «мясная кампания», освоение целинных и залежных земель. В результате начались перебои с основными продуктами питания (хлеб, молоко, мясо), СССР начал закупки продовольствия за рубежом. Позитивными были реформы в социальной сфере. К концу 50-х гг. выросла заработная плата, принят закон о пенсиях, отменена плата за обучение. Быстрыми темпами строилось жилье, произошла индустриализация быта, расширилась сфера услуг. В духовной сфере «оттепель» оказалась также непродолжительной и противоречивой. Процесс либерализации вызвал оживление культуры, подъем науки и образования. Были реабилитированы некоторые деятели культуры, публиковались произведения о реальной жизни в стране. Но ослабление идеологического контроля было недолгим. Хрущев использовал деятелей культуры для критики Сталина, а затем стал жестко диктовать свои условия. В результате непродуманности и непоследовательности многих реформ недовольство охватило все слои населения. Начались выступления рабочих (Новочеркасск, 1962 г.). В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был отстранен от власти. Содержание третьего вопроса связано с анализом попыток либерализации в 1964 – 1982 гг., получивших название «застойных». Здесь следует определить сущность механизма торможения, приведшего к снижению темпов роста, не позволившего закончить реформы в промышленности и сельском хозяйстве, выявить консервативные тенденции в политической и духовной жизни. Вместе с тем нужно обратить внимание на рост оппозиции (диссидентское, правозащитное движения). После смещения Хрущева появилось «коллективное руководство». Важные решения стали обсуждаться и приниматься высшим партийно-государственным руководством, а не единолично, как при Сталине и Хрущеве. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин. С середины 80-х гг. это двадцатилетие стали называть периодом «застоя». Руководители того времени предпочитали говорить о «стабильности». «Уверенность в завтрашнем дне» считалась важным достижением советского строя. «Застой» не исключает определенного развития системы, но при этом искажаются ее отдельные функции, закладываются основы для ее деформации в дальнейшем. 70-80-е гг. в мировом хозяйстве – это время НТР, время изменения хозяйственного механизма. Создаются новые отрасли экономики, в рыночную экономику внедряются элементы государственного регулирования, что позволяет западным странам перейти в постиндустриальную эпоху. В 1965 гг. началась экономическая реформа: были ликвидированы совнархозы и восстановлены министерства, сократилось число централизованных показателей, устанавливаемых для предприятий, главными из них были определены полученная прибыль и рентабельность предприятия. Сверхплановую прибыль разрешалось использовать на социальные нужды (строительство жилья, пионерских лагерей, премии и т.д.). Сельскому хозяйству простили долги. Продукция, полученная сверх плана, закупалась государством по повышенным ценам. В колхозах была введена ежемесячная гарантированная оплата труда, пенсии. Реализация этих мер привела к ускорению производства. Однако, не подкрепленные реформой политической системы, дали временный эффект. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей предприятий. Частная собственность на средства производства и рыночные отношения отвергались. Всей собственностью распоряжалась верхушка общества (номенклатура), что вызывало безразличие к судьбе предприятия со стороны работников. Основные средства продолжали концентрироваться в тяжелой и военной промышленности, а доля затрат, шедших на социальные нужды, снижалась. После «Пражской весны» 1968 г. (в Чехословакии) реформы были свернуты. В 1970-х гг. началось падение темпов производства. Экономика оставалась экстенсивной, постоянно ухудшались качественные показатели экономики: росла капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость производимой продукции; падали отдача от капиталовложений и производительность труда; низким было качество большинства отечественных товаров. В стране постепенно рос дефицит (нехватка) промышленных и продовольственных товаров. Видимость благополучия создавалась «нефтедолларами», с 1973 г. начался рост цен на нефть и газ на мировых рынках. Все необходимое, но отсутствовавшее в стране, стало закупаться за границей. Технологическое отставание нарастало. Внутренняя политика эпохи застоя носила консервативный характер: запрещалась критика Сталина, прекратился процесс реабилитации, увеличилось давление государства на общество. В новой Конституции 1977 г. была официально закреплена руководящая роль партии в жизни общества (6 статья). Управление обществом переходит к классу управляющих (номенклатуре), обладающему огромными привилегиями, лишенному моральных принципов, зачастую связанному с «теневой экономикой». Одновременно усиливается идеологическая пропаганда, содержание которой расходилось с реальной жизнью. Поэтому эпоха застоя получила второе название – «время двойных стандартов». В 1970-е гг. возникают диссидентское и правозащитное движения, направленные против нарушения прав человека, против тоталитарных явлений в экономике, политике, праве. Таким образом, в советском обществе к 1980-м гг. созрело понимание необходимости перемен. В четвертом вопросе следует рассмотреть последнюю стадию либерализации, предпринятую в СССР. Важно выявить сущность предпринятых М.С.Горбачевым реформ, методы их проведения, охарактеризовать этапы перестройки, показать двойственность достигнутых результатов. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. Его деятельность на этом посту проходила под названием «перестройка». Главной задачей было остановить распад социалистической системы. Основные этапы перестройки: · 1985 – 1987 гг. – попытки улучшить общественную систему; · 1987 – 1989 гг. – попытки демократизировать систему, проведение основных реформ; · 1990 – 1991 гг. – распад советской системы. Основной идеей стал перевод планово-государственного хозяйства на рыночную основу в рамках социализма, ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь. Были приняты Закон о Государственном предприятии, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности, разрешившие коллективное и частное предпринимательство (1987-1989 гг.). Кроме этого, требовалась реформа политической системы, решение об этом было принято на XIX партконференции КПСС (летом 1988 г.). Началось изменение структуры управления СССР, вносятся элементы парламентаризма и разделения властей. Был учрежден новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. В 1990 г. М.С.Горбачев был избран Президентом СССР. В дальнейшем была ликвидирована монополия КПСС, разрешена многопартийность, свобода слова и гласность. Во внешней политике был объявлен отказ от классового принципа и переход на отстаивание общечеловеческих ценностей свободы и демократии («новое политическое мышление»). В конце 80-х гг. среди руководства страны появились разногласия по вопросу дальнейших преобразований. «Консерваторов» во главе с Е.К.Лигачевым возмущали негативные явления, возникшие в ходе перестройки: экономический кризис, забастовки, отделение бывших республик, ослабление власти. «Реставраторы» во главе с Б.Н.Ельциным предлагали отказаться от идеи социализма и провести либеральные реформы в духе западного уклада. Стремление постепенно реформировать социализм потерпело поражение. Причины этого одни исследователи связывают с невозможностью реформирования авторитарной системы, другие видят истоки неудач «перестройки» в отсутствии ясных целей и средств их достижения, в преобладании интересов партийно-государственного аппарата над общественно значимыми задачами. Руководство СССР оказалось неспособным справиться с ухудшавшейся экономической обстановкой (падение производства, отсутствие товаров первой необходимости, рост цен и т.д.), увеличением социальной напряженности, политической нестабильностью, криминализацией общества. Ситуация усугублялась тем, что реальностью становилась опасность распада СССР, когда о республиканском суверенитете заявляли в Прибалтике, Закавказье. Одновременно в ряде регионов обострились межнациональные противоречия и антирусские настроения. Говоря о распаде СССР, следует отметить, что 12 июня 1990 г. на 1-м съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Фактически это было провозглашение независимости РФ, что означало усиление сепаратистских тенденций во всех республиках Союза. Также одной из причин распада был путч 19-21 августа 1991 г., когда консервативная группа, включающая силовых министров и первых заместителей президента, пытались совершить государственный переворот и взять власть в свои руки. Мятеж был подавлен не только из-за плохой организации и нерешительности членов ГКЧП, но и из-за изменившегося сознания общества, не желавшего возвращаться к доперестроечным временам. КПСС, поддержав заговорщиков, дискредитировала себя и была запрещена. Власть перешла к демократам. После августовских событий большинство республик отказались от подписания союзного договора с Россией. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Минском Президент России Б.Н.Ельцин, Президент Украины Л.М.Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С.Шушкевич заключили договор о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ). Первый Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия. Российская Федерация во главе с Президентом Б.Н.Ельциным, вместе с другими независимыми республиками бывшего СССР, начала путь самостоятельного существования. Подводя итог послевоенной модернизации советского общества, следует охарактеризовать противоречия этого процесса (непоследовательность, бессистемность, сохранение политического режима и др.) и выявить его роль в распаде СССР. Контрольные вопросы 1. Почему в послевоенные годы вместо ожидаемой демократизации произошел возврат к тоталитаризму? 2. В чем причины неудач послевоенной модернизации страны? 3. Что такое «плановая экономика», «рыночная экономика»? Могут ли они сосуществовать? 4. Что такое «оттепель»? В связи с чем возникло такое название? 5. Кто такие «диссиденты»? В чем заключалась их роль в общественной жизни страны? 6. Каковы причины распада СССР? Нужны ли современной России имперские традиции? 7. В чем заключается концепция «нового политического мышления»?
Date: 2015-09-24; view: 368; Нарушение авторских прав |