Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Становление советского общества. 1920 – 1940 гг
1. Концепция экономического развития. Формирование советского хозяйственного механизма: А) НЭП, его сущность и итоги; Б) индустриализация и коллективизация; их результаты и значение. 2. Политическая концепция: становление тоталитарной системы. Феномен тоталитаризма, особенности советского тоталитаризма. 3. Социальная концепция: создание единой общности – советский народ. Образование СССР. 4. Культурно-идеологическая концепция: культурная революция, построение коммунистического общества. Основная литература: 1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001. 2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004. 3.История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2000. 4.Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М, 2002. 5.Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. М., 1997. 6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008. Дополнительная литература: 1.Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1999. 2. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией / Сост. Н.Г. Федоровский. Ч.1, 2. Москва, 1994. 3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. – 1992. - № 2. 4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1997. 5.История / под ред. Шаповалова В.Д. Ростов-на-Дону, 2000. 6. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000. 7.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003. 8.Россия и мир. Ч. 2. М., 1994. Первый вопрос связан с изучением экономического развития советского общества в 1920 – 30-е гг. Вначале студентам следует определить изменения в идеологии большевиков в процессе перехода к государственному строительству и охарактеризовать особенности развития России в условиях новой экономической политики (1922 – 1928 гг.). В связи с этим нужно обозначить кризисные явления в экономической и политической жизни страны: забастовки, крестьянские выступления, восстание моряков в Кронштадте (1920 – 1921 гг.). Далее необходимо выделить меры, предпринятые руководством, в промышленности и сельском хозяйстве (допущение частного капитала в промышленность, кооперация, продналог и др.) и результаты, к которым они привели. Подводя итог довоенному экономическому развитию, нужно показать своеобразие хозяйственного механизма (огосударствление всех сфер экономики, плановость, приоритетность в развитии тяжелой промышленности), сложившегося в эти годы, обозначить черты традиционного общества (государственный контроль, экстенсивность, дешевый труд), сохранившиеся и закрепившиеся в нем. При ответе на второй вопрос необходимо выявить смысл понятия «тоталитаризм», определить характерные черты тоталитарного режима, объяснить его появление именно вXX в., проследить связь тоталитаризма с догоняющим типом модернизации. В этом же вопросе следует назвать черты советской модели тоталитаризма, обозначить этапы этого явления, установить его особенности. Также нужно привести различные оценки последствий тоталитарного режима в советском обществе, подумать над возможностью повторения этого явления в России и мире. В основе новой системы лежали традиционные черты русской государственности. Официально, в Конституции 1936 г., говорилось о победе социализма, т.к. в стране ликвидирована частная собственность, изменилась социальная структура, не стало эксплуатации классов, построена государственно-плановая экономика. Но сталинский социализм не соответствовал классической теории социализма: народ был отчужден от собственности и власти, классовая эксплуатация была заменена государственной, ликвидированы парламентская демократия и правовое государство, установилась тоталитарная система (totalis – полный, цельный). Ее определяет наличие: харизматического правителя, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти; массовой политической партии, через которую осуществляется связь и влияние на все слои общества; тотального идеологического контроля населения; мощного репрессивного аппарата; милитаризации экономики и общества в целом. В СССР тоталитаризм прошел несколько этапов: 1. 1923 – 1934 гг.- становление, формирование основных тенденций; 2. 1935 – 1941 гг. - реализация сталинской модели власти; 3. 1941 – 1945 гг.- частичное отступление сталинизма; 4. 1945 – 1953 гг.- возвращение к «жесткому курсу», начало распада системы. Итоги сталинского тоталитаризма оцениваются неоднозначно. Как положительный отмечают быструю модернизацию, как отрицательный – ее высокую цену (миллионы жизней, последующий застой, неспособность общества к саморазвитию). Раскрывая третий вопрос, нужно отметить, чтосоциальная структура советского общества определялась как союз рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции.Социальный состав общества между двумя войнами существенно различался. Численность рабочего класса увеличилась с 9 до 23 млн. чел. Доля занятых в сельском хозяйстве с 80% в 1928 г. сократилась до 54% в 1940 г. Значительной социальной группой стали работники умственного труда (интеллигенция), начала формироваться номенклатура (социальная группа руководителей партийного и государственного аппарата). Формально заявлялось о равенстве всех советских людей, но в реальности между классами всегда были существенные различия. Номенклатура имела право на полное государственное обеспечение (жилье, автомобили, спецобслуживание). Рабочие и служащие имели право на оплачиваемые отпуска, семичасовой рабочий день, оплату больничных листов, пенсии по старости. Колхозники до сер. 1950-х гг. социальных прав не имели. Говоря об образовании СССР, следует отметить, что в начале 1920-х гг. для объединения территорий бывшей Российской империи существовали как объективные предпосылки (наличие экономических, политических и культурных связей, необходимость совместной обороны от враждебного внешнего окружения), так и субъективные (имперские идеи большевиков). В программе большевиков по национальному вопросу было много противоречий: проблема права наций на самоопределение, форма национально-государственного устройства, взаимоотношения между центром и национальными образованиями, вопросы национальной культуры и др. Летом 1922 г. началось объединение советских республик. Существовало два основных подхода: идея Сталина «об автономизации» республик (вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономии) и предложение Ленина о федеративном устройстве многонационального государства (равноправное объединение самостоятельных республик, передававших часть прав в пользу общесоюзных органов власти). 30 декабря 1922 г. на 1 Всесоюзном съезде Советов были приняты Декларация и Союзный Договор. Они провозгласили, что РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР объединяются в единое союзное государство. СССР учреждалось как федерация суверенных республик со свободным входом и правом выхода. Союз решал вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении республик. Таким образом, большевики собрали большую часть территорий с преобладанием великорусского населения, а также национальные районы, где не утвердились самостоятельные государственные образования.В четвертом вопросе при анализе духовной сферы жизни советского общества нужно показать противоречивость процесса культурной революции. Политика советского руководства в области культуры в 20-е — 30-е гг. получила название «культурной революции». Ее важнейшей целью было утверждение коммунистического мировоззрения в качестве государственной идеологии советского общества. Содержание этой политики было многоплановым: 1) ликвидация неграмотности; 2) создание новой системы народного образования; 3) превращение гуманитарных наук, литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы; 4) использование научных достижений для социалистического строительства; 5) создание кадров новой, «пролетарской» интеллигенции. Главная же задача состояла в том, чтобы воспитать «нового» человека, – преданного строителя коммунизма. Был создан новый творческий метод – «социалистический реализм». В содержании произведений обязательны стали идеи построения социализма, трудового подвига, классовой борьбы. Важно понять, что в ходе культурной революции все сферы культуры были подчинены партийно-государственному контролю, политизированы и идеологизированы. Появилась многочисленная советская интеллигенция, работавшая под жестким контролем ВКП(б) и органов государственной безопасности. Положительные стороны культурной революции: ликвидация неграмотности, приобщение широких масс к культурным ценностям, появление феномена советской культуры. Кроме того, следует обратить внимание на сохранение в идеологии таких типичных ценностей традиционного общества как коллективизм и сакрализация мышления (вера в построение будущего коммунистического общества). По такой же схеме: положительные и отрицательные стороны – нужно охарактеризовать советскую политическую систему и новую социальную структуру общества. В качестве вывода следует выявить соотношение между появившимися ценностями нового модернизационного общества и сохранившимися старыми, традиционными. Контрольные вопросы
Date: 2015-09-24; view: 534; Нарушение авторских прав |