Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские идеи

В начале творчества Киреевского заметны «западнические» симпатии, вскоре сменившиеся мистицизмом и славянофильством[2].

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Суть этого пути — стремление к сосредоточенной цельности духа, которая дается только верой: «осознанием об отношении человеческой личности к личности Божества». Этому должна помочь также и аскеза — необходимый элемент не только жизни, но и философии. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

Петр Васильевич Киреевский (11 [23] февраля 1808, село Долбино, Лихвинский уезд, Калужская губерния (ныне Белевский районТульской области[1]) — 25 октября [6 ноября] 1856, Киреевская слободка, Орловский уезд, Орловская губерния) — русский писатель, переводчик, фольклорист, археограф, собиратель фольклора Сын А. П. Елагиной, племянник А. П. Зонтаг, младший брат И. В. Киреевского.

Владея семью языками, К. много переводил. Определившись в своих славянофильских пристрастиях и веря в великую судьбу рус. народа, К. с 1831 стал систематически записывать народные песни, мечтая воссоздать духовную основу народа, в них запечатленную. К этой работе К. сумел привлечь многих литераторов, среди к-рых А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, В.И. Даль, М.П. Погодин. К. создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тыс. песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике. При жизни К. из-за цензурных сложностей было напечатано лишь 67 песен. Несмотря на ряд изданий рус. и сов. времени, большая часть собрания остается неопубликованной. Исследователь жизни К. М.О. Гершензон пришел к выводу: "Не собиранием народных песен, не исследованиями в области русской истории он исполнил свое жизненное призвание, но тем, что в определенный момент он явился среди русского образованного общества, как живое воплощение русского народного духа и как живая связь между народом и этим оторвавшимся от народа обществом".

Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье "О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину" (1845).

Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье "О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину" (1845).

Славянофилы сформулировали «русскую идею» — православие, самодержавие, народность. Они рассматривают идею исторического предназначения России, утвер­ждая, что Россия не может быть идентифицирована как вполне европейское государство, т.к. она занимает осо­бое евразийское географическое местоположение, ее история связана как с Западом, так и с Востоком. Кроме того, для России характерен особенный тип мировосприятия и «особый дух русского народа».

Самодержавие славянофилы рассматривают как «олицетворенную волю народа», поэтому основная его задача — угадывание «воли народа». Взаимное доверие между царем и народом не нуждается в формальных гарантиях и построено на идеале и нравственном убеждении. Чтобы обеспечить большую свободу для народа, самодержавная власть должна оставаться максимально сильной и неделимой.

Народ непосредственно участвовать в реализации государственной власти не должен. К. Аксаков отмечает: «Внешняя правда — государству, внутренняя правда — Земле; неограниченная власть — Царю, свобода мнения и слова — народу». Основным социальным институтом славянофилы называют славянскую общину: «союз людей, основанный на нравственном начале, управляемый внутренним законом... обычаем общественным». Община опирается на коллективную земельную собственность, обычаи и нравственную связь между людьми. Человек рассматривается как частичка «собора», а не индивидуальность.

Славянофилы убеждены, что русский народ не властолюбив, а потому не стремится к государственной власти.

Главное устремление этики славянофильства — искание Царства Божия и его правды. Славянофилы считали обычаи более органичными и соответствующими народной жизни, чем законы.

В исторической перспективе принцип права воплощается не в предписаниях законодателя, а в неписаном, живом и плодотворном обычае: «Цель всякого закона, его окончательное стремление — обратиться в обычаи, перейти в кровь и плоть народа и не нуждаться уже в письменных документах».

По мнению славянофилов, десакрализованные государства Европы выдвинули в качестве высшего критерия добра и зла случайную волю «народных представителей», занявших места в парламенте, превращенном в орган новой тирании, «тирании большинства». Личная совесть (отдельного индивида и самодержавного монарха) заменялась слепой машиной, созданной законом и амбициями политиков.

Опыт политического заимствования не приемлем для России. Опасность заключается еще и в том, что вслед за либеральными ценностями в Россию проникают идеи революции и социализма.

Историческая роль России заключается в том, что, развиваясь по собственному особому пути, Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению славянофилов, религиозная и государственная сферы должны четко разграничиваться. Одухотворение государства не означает политического слияния этих сфер, политическая форма должна соответствовать христианскому содержанию государственности и христианским принципам.

Представителями западнической идеологии были: Николай Гаврилович Чернышевский, Александр Иванович. Герцен, Тимофей Николаевич Грановский, Константин Дмитриевич Кавелин, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Платонович Огарев, Борис Николавеич Чичерин и др.

Западники предполагали повторение Россией уже пройденного Западом пути исторического развития и становления. Западники оценивали прошлое России как «тем­ное»: сначала Россия прошла через дикое варварство, потом — через грубое невежество, затем — через свире­пое чужеземное владычество, дух которого унаследоваланациональная власть.

Православие, унаследованное из Византии, было для России не лучшим выбором, посколь­ку его восприятие произошло в момент упадка Восточной Римской империи, наследницей которой стала изолированная от Европы Русь, религия была получена не от республиканских монархий первых цезарей, а от восточного деспотизма.

Кроме того, православие отличается аскетизмом и лишено социальных устремлений, принуждая отказываться от улучшений своей земной и реальной жизни.

Кавелин определял политический строй России в течение долгого периода ее истории как патриар­хальную монархию, в которой подданные фактически бесправны перед лицом правителя. Лишь реформаторская деятельность Петра I стимулировала появление «потребно­сти вызвать к жизни личность».

Западники обосновывают концепцию «революции сверху», т.е. правительство и государство должны предложить обществу программы преобразований. Причем с этой задачей вполне справится и просвещенная абсолютная монархия.

Основная задача, которую должно решить государство, по мнению западников, — преобразовать общество. Западники утверждали очевидный приоритет личности в социальном развитии.

В самом обществе уже сформировались социальные силы, которые позволят это сделать — классы буржуазии и интеллигенции. Ни церковь, ни государство не в состоянии эффективно осуществлять серьезную просветительскую деятельность. Это способны сделать лишь великие личности и поддерживаю­щее их «новое духовенство» — интеллигенция.

 

5. Политические проекты декабристов

Изменение политического режима при Александре I (1801—1825 гг.), ознакомление с политическими реформами, произошедшими в странах Западной Европы, привели к оживлению реформаторской мысли в России, образованию различного рода тайных обществ, целью которых было содействие проведению преобразований в стране и, прежде всего, ликвидации крепостного права и ограничению всевластия монарха.

Для осуществления этих целей в 1815 г. образовался «Орден русских рыцарей»; в 1818 г. — «Союз спасения», затем «Союз благоденствия», распавшийся в 1821 г. на «Южное общество» во главе с Павлом Пестелем и «Северное общество» под руководством Никиты Муравьева. Обе политические концепции по существу предлагаемых реформ были революционными. Главными причинами расхождения стали пестелевские планы цареубийства и учреждения могущественной диктатуры.

Пестель, Павел Иванович (24 июня [5 июля] 1793, Москва — 13 [25] июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века.

Отец — Иван Борисович Пестель (1765—1843). Мать — Елизавета Ивановна Крок (1766-1836). Семья исповедовала лютеранство[2]. Первый ребёнок в семье, при крещении получил имя Пауль Бурхард.

Получив начальное домашнее образование, в 1805—1809 учился в Дрездене. В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк.

Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении[3] (1812); был тяжело ранен и награждён золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графуВитгенштейну. В кампаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденом св. Владимира 4 ст. с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом св. Анны 2 ст.), также отмечен прусским орденом "За заслуги". Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии (1821).

В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок[4]. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

Участвовал с 1816 года в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 году и петербургское общество действовать в духе Южного.

Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда»; этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества.

Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе.

Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».

Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Вскоре после 14 (28) декабря 1825 он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 13 (25) июля 1826 г.

В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: "Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!"[5].

По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять».

Довольно сочувственный отзыв о Пестеле см. в «Записках» графа П. Д. Киселёва (П., 1823). Ещё теплее отзыв графа Витгенштейна («Русский архив», 1870).

Программу Южного общества изложил Павел Иванович Пестель (1793—1826 гг.) в трактате «Русская правда», представлявшем собой по содержанию первый конститу­ционный республиканский проект.

Пестель использует положения естественно-правовой теории для обоснования равенства всех людей от природы и необходимости признания за ними равных прав. Образование государства Пестель объясняет природной тягой людей к общественной жизни и необходимостью во взаимных действиях для удовлетворения потребностей. Государство возникло в результате стихийного распадения людей на повелевающих и повинующихся, которое произошло в силу их неравных природных способностей.

Повелевающие постепенно превращаются в правительство, а повинующиеся — в народ, причем народ является «главной и первоначальной частью каждого государства».

Целью любого правительства является всеобщее благоденствие (безопасность и благосостояние), иначе оно характеризуется как «зловластие» и может быть насильно низвергнуто.

Пестель классифицировал законы на естественные (диктуются самими законами природы), духовные (изложены в книгах Священного писания) и государственные (установления государства, призванные обеспечить общее Благоденствие).

Государственные законы по содержанию должны соответствовать законам естественным и духовным. Государственные законы подразделяются на «заветные» («коренные») и «все прочие».

Законы устанавливают и определяют политические (право избирать и быть избранным, занимать любые должности соответственно своим способностям), гражданские (право собственности, обязательственное право) и частные права (свобода печати, свобода вероисповедания, свобода промысла, свобода личности и др.), которые государство пре­доставляет гражданам.

Обязанность государства — издать «хорошие законы», гарантирующие права граждан.

Нынешнее российское законодательство и правительство постоянно нарушают неизменные естественные и духовные законы. Крепостное право нарушает естественное право. Земля по естественному праву является достояни­ем всех людей, а потому все россияне должны быть ее собственниками. Пестель предлагает разделить всю землю на волостную (общественную) и частновладельческую. Волостная земля неприкосновенна.

Она образуется из казенных, монастырских и частично помещичьих земель и разделяется на участки, которые может получить каж­дый приписанный к волости гражданин для производства «необходимого продукта». Земля у помещиков выку­пается оброком или работой, причем в частных руках оставляется только часть земельных владений (до 10 тыс. десятин), остальная экспроприируется безвозмездно.

Все сословия ликвидируются, весь народ составляет единое гражданское сословие. Избирательным правом пользуются все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, за ис­ключением людей, находящихся в личном услужении.

Политический идеал Пестеля — республика.

Высшая законодательная власть вручалась Народному вече, состоящему из 500 человек, избираемому сроком на 5 лет; высшая исполнительная власть — Державной думе, состоящей из 5 человек, также избираемой на 5 лет; оба эти органа ежегодно обновляются на одну пятую своего состава. Державная дума возглавляется президентом, которым становится член Думы, пребывавший в ее составе последний год.

Блюстительная (надзорная) власть осуществляется Верховным собором (120 чел., избираемых пожизненно из числа наиболее известных и заслуженных людей).

Местные органы власти (народные собрания и выборные исполнитель­ные органы) формируются также на демократических началах. Губернским собраниям вручалось право избирать де­путатов в Народное вече, Державную думу и Верховный собор.

Судебная власть вручается равному для всех граждан суду присяжных. Пестель отдавал предпочтение унитарно­му государственному устройству (10 областей и 3 удела).

Средством изменения государственных порядков Пестель считал военный переворот, который упразднит мо­нархическое правление. Для того, чтобы предотвратить восстановление монархии, Пестель настаивал на физическом уничтожении самого монарха и всех членов его семьи. Коренные преобразования должны вводиться постепенно, для чего предлагалось установить диктатуру Временного Верховного правления сроком на 10—15 лет, состоящего из 5 членов тайного общества (директоров), один из которых станет Диктатором.

Никита Михайлович Муравьев (1795—1843 гг.) свою политическую и социальную программу изложил в трех проектах Конституции (наиболее известен третий «тюремный»).

Никита Михайлович Муравьёв (19 [30] июля 1795 года, Санкт-Петербург — 10 [28] марта 1843 года, с. УрикИркутской губ.) — один из главных идеологов движения декабристов, офицер, масон, входил в состав ложи "Трёх добродетелей", капитан Гвардейского Генерального штаба.

Сын писателя и публициста Михаила Никитича Муравьёва и Екатерины Фёдоровны (урождённой баронессы Колокольцовой). Получил отличное домашнее образование. Позднее поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С февраля 1812 года — коллежский регистратор в Департаменте Министерства юстиции. В начале войны 1812 года убежал из дома в действующую армию. Официально зачислен в армию прапорщиком свиты по квартирмейской части в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813 — 1814 года. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в Генеральный штаб. Участвовал в военных действиях против Наполеона I, возвратившегося с о. Эльбы (прикомандирован к дежурному генералу главного штаба русских войск в ВенеА. А. Закревскому). В июне 1815 года в свите офицеров Генерального штаба приезжает в Париж. Здесь Муравьёв познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.

По возвращении в Россию, Муравьёв вместе с будущими декабристами слушал курс политэкономии профессора К. Германа и самостоятельно изучал литературу по экономике, праву, истории. В 1816 году принял активное участие в создании Союза спасения. Один из основателей Союза благоденствия (1818). Вместе с С. Трубецким и А. Н. Муравьёвым участвовал в создании устава Союза благоденствия — «Зелёной книги». В январе 1820 года на Петербургском совещании Союза высказался за установление республиканского правления путём военного восстания. Выходит в отставку в начале 1820 года. Уезжает на юг России вместе с М. С. Луниным и встречается там с Пестелем.

После формального роспуска Союза благоденствия (1821 год) Муравьёв инициирует создание новой организации — Северного общества, его влияние в 1821—1823 гг. в обществе было чрезвычайно велико. В то же время Муравьёв не терял связи с Пестелем — руководителем Южного общества. Пестель ввёл Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества — Директорию.

В декабре 1821 года возобновляется служба Муравьёва в Генеральном штабе, он принят туда в чине поручика. Зимой этого года, находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв разработал первый вариант конституции. В нём наряду с уничтожением крепостного права, феодального строя, рекрутчины и военных поселений появляются идеи сохранения монархии, ограниченной в действии конституцией, устанавливался высокий имущественный ценз, освобождение крестьян было безземельным, сохранялось помещичье землевладение. Этот вариант Конституции был раскритикован Пестелем, Рылеевым, Штейнгелем, Торсоном. В последующих вариантах Конституции Муравьёв снизил имущественный ценз, оговорил условия наделения крестьян землёй.

В декабре 1825 года Муравьёва не было в Петербурге: взяв отпуск по семейным обстоятельствам, он уехал с женой в орловское имение Чернышёвых Тагино. Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе Майбороды. Арестован в с. Тагино 20 декабря 1825 года. Доставлен в Петербург на главную гауптвахту 25 декабря, переведён 26 декабря в Петропавловскую крепость. После допроса 5 января 1826 года представил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Осуждён по I разряду. По конфирмации 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.

Отбывал наказание с 28 января 1827 года в Читинском остроге, с сентября 1830 года — в Петровском заводе. В Петровском заводе читал курс лекций по истории России и военной истории. Активный участник Малой артели. В ноябре 1832 года срок был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода отбыл на поселение в с.Урик Иркутского округа. На поселении вместе с братом занимался сельским хозяйством. Построил мельницу. Есть сведения, что в Сибири Муравьёв писал полиполитические сочинения и мемуары, но после ареста Лунина в 1841 году всё уничтожил.

«хотели к делу приплесть Никиту Муравьёва по родству его и приязни с Луниным, полагая, что он был участником в сочинении некоторых из писем [политических памфлетов Лунина], и матери его Екатерине Фёдоровне много стоило выгородить сына своего. (С. П. Трубецкой)

И так, Муравьев опирался на доводы естественно-правовой доктрины, теории общественного договора, полагая, что каждый народ образует свое государство по договору, но сохраняет свой суверенитет и не утрачи­вает прирожденные, естественные права.

С позиций школы естественного права он осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Одной из самых важных задач считал необходимость отмены крепостного права. «Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным», — пишет Муравьев.

В третьем проекте Конституции он предлагал освобождать помещичьих крестьян без выкупа с их дворами и 2 де­сятинами земли. Сословное деление ликвидируется и заменяется «названием гражданина Руского», вводится единая система налогов, которые платят все россияне с 18 и до 60 лет, провозглашаются равные для всех права и свободы.

По проекту Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией, основанной на принципе раз­деления властей; а по форме государственного устройства — федерацией (13 держав, 2 области и 386 уездов).

Высшая законодательная власть вручалась Народному вече, состоящему из Верховной думы (45 чел.: по 3 депутата от каждой державы, 2 от Московской области и 1 от Донской; срок полномочий — 6 лет, с ежегодным обнов­лением состава на одну треть) и Палаты представителей (состоит из 450 чел., избирается сроком на 2 года жите­лями держав). Законы, получившие одобрение обоих па­лат, получали юридическую силу после их подписания монархом. Монарх наделялся правом отлагательного вето. Законодательной инициативой обладали: император, члены обеих палат и министры.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, который рассматривался как Верховный чиновник российского правительства, подконтрольный парламенту.

Судебная власть отделена от административной и осуществляется системой судебных органов: совестные суды (уездные), съезды совестных судей, областные суды, Верховное судилище.

Для судей предусматривались требования «непорочности», возрастной, имущественный ценз и ценз оседлости. Важной функцией судов была оценка действующего законодательства: один раз в четыре года Верховное судилище должно предоставлять императору и парламенту заключение о качестве законодательства, коллизиях, пробелах и т.д.

Власть на местах представлена двухпалатным Правительствующим собранием (Палата выборными Державная дума). Исполнительная власть каждой державы поручалась Державному правителю, его наместнику и'Совету.

Избирательным правом наделялись все граждане мужского пола, достигшие 21-летнего возраста, имеющие постоянное место жительства, являющиеся исправными пла­тельщиками налогов, неопороченными перед лицом закона, состояние которых удовлетворяет предусмотренному Конституцией имущественному цензу.

Восстание 14 декабря 1825 г. является одним из самых значительных политических событий первой половины XIX в. Программы декабристов обозначили первоочеред­ные задачи будущего развития русского общества.

6. «Русский социализм» А И. Герцена и Н. Г. Чернышевского

Радикальное течение общественной мысли в России было представлено «русским (крестьянским) социализмом». Видными представителями русского утопического социализма стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Александр Иванович Герцен (1812-1870, «О развитии революционных идей в России») считал сельскую общину главным опорным элементом в здании будущего русского социализма. Мыслитель отмечает отсталость России, ее самобытность и особую миссию в деле общест­венных преобразований у себя и других народов. Истори­ческие события как бы пронеслись над русским народом, но, задавленный и забитый, он сохранил свой самобыт­ный характер, свою молодость, не отягощенную, как у народов Запада, вековыми традициями исторической жизни.

Особая роль сельской общины объяснялась тем, что именно в общинных хозяйственных и администра­тивных началах Герцен усматривал зародыши и черты социалистического коллективизма (право каждого на зем­лю, общинное владение землей, коллективное управление «миром»). Негативным моментом общинных поряд­ков является поглощение личности общиной. Основная проблема заключается в том, что необходимо соединить общинный коллективистский дух с правами личности, индивида. «Сохранить общину и освободить личность — вот основной вопрос русской революции».

Выход Алр.Ив. Герцен видел в использовании западной науки, призванной оказать на крестьянский быт оплодотворяющее воздействие. Приобщить русского крестьянина к положительным результатам цивилизации и науки Запада должны передовые русские люди.

Пока существует возможность, следует использовать мирные способы разрешения социальных проблем. Герцен разрабатывал идею созыва всенародного Великого Собора, который отменит крепостничество и узаконит пропаганду социализма.

Разочаровавшись в результатах реформы 1861 г., призывал к революционному свержению самодержавия. Государство, по Герцену, не имеет самостоятельного значения, вторично по отно­шению к экономике и культуре, выступает как форма политики, как инструмент различных сил. Являясь сторон­ником теории общественного договора, основной задачей государства мыслитель считал сохранение общественной безопасности.

Перспективными формами организации человеческого общежития (а не формами правления) Герцен называет монархию и республику, в которых действительно обеспечивается дело народа, общее благо.

Монархия основана на непререкаемом авторитете, сильной централизации, дуализме правительства и народа. Рассматривал политическую и социальную республики.

Политические республики отождествлял с западными парламентскими демократиями, которые «не являются воплощением суверенитета народа, а только представляют его».

Социальная республика представляет собой федерацию самоуправляющихся общин, где отсутствует централизация, а «волостное правление — канцелярия общественных дел».

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
М 16 АГМ | Основные выводы по динамике роста рынка с 2009 по 2014 гг

Date: 2015-09-24; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию