Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика органовСтр 1 из 4Следующая ⇒
специализированного конституционного контроля Концепция конституции как основного закона предполагает необходимость конституционного контроля. В теории и практике утвердилось представление, что контроль должен осуществляться особыми органами и в определенных процедурных формах. В России еще не выявлены все плюсы и минусы той формы конституционного контроля, которая принята в России, не проведено в полной мере сопоставление этой формы с другими, существующими в разных государствах мира. Существующая информация в основном ограничивается краткими упоминаниями в учебниках по конституционному праву зарубежных государств о специализированных органах конституционного контроля. О них лишь упоминается, не раскрывая информацию до достаточного уровня. Следует отметить, что специализированные органы конституционного контроля имеют несколько разновидностей, неодинаковы их процедуры, к тому же, кроме специализированных органов контроль в какой-то мере в иных формах осуществляют другие органы. Не следует отрицать полезность контроля, который осуществляется, например, постоянными комитетами высших представительных органов в Китае или во Вьетнаме, не смотря на то что в принципе, он не имеет значения в тоталитарных условиях. Однако, все-таки свою роль определенную конституцией, такой орган выполняет. Конституционный самоконтроль осуществляют и должны осуществлять парламенты демократических государств, их постоянные комиссии, руководящие органы, наконец, сами депутаты, голосуя (или не голосуя) за тот или иной проект закона. Конечно, это не лучший вариант, когда какой-то орган контролирует сам себя, но лучше такой контроль, чем никакого. Но, как свидетельствует опыт России, такой самоконтроль недостаточен. Президент РФ налагал вето на законы более 100 раз за последние семь лет. В 1997 г., как указано в послании Президента РФ Федеральному Собранию 1998 г., из представленных ему на подпись законов отклонено 86. Это очень высокий процент, не известный другим странам. В США за 200 с лишним лет Президент применял вето 1300 раз, т.е. в среднем шесть-семь раз в год, притом, что в стране иногда принимается более 1000 законов в год (включая так называемые частные законы). Во Франции с 1958 г. Президент в среднем использует вето один раз в три с половиной года. Показатели России превосходят эти данные в 10, а то и во много более раз. Конечно, Президент РФ применял вето по разным причинам, но чаще всего из-за несовершенства законов, принятых парламентом, их противоречия другим, уже действующим законам. Таким образом, самоконтроль, в том числе конституционный самоконтроль парламента, необходимо повышать. Наряду с президентским контролем, осуществляемым им в качестве гаранта конституции, существуют и иные формы участия других органов в контроле за соблюдением конституции. Во многих странах это входит в функции уполномоченного парламента по правам человека, других уполномоченных (омбудсманов) по равенству языков в Канаде, по охране окружающей среды в Намибии, по контролю за вооруженными силами в Германии и т.д.. В России в соответствии с поправкой 1999 г. к Закону о прокуратуре последняя должна осуществлять контроль не только в отношении законности, но и конституционности. Регистрируя политические партии, различные органы такие как: · избирательная комиссия в соответствии с законом 2000 г. в Великобритании [1], · Министерство внутренних дел во Франции, · Столичный суд г. Варшавы в Польше, · Министерство юстиции в России и т.д., все они должны проверять их уставы и программы политических партий на предмет соответствия конституции. Таким образом, очевидно, что конституционный контроль не ограничивается деятельностью специализированных органов (конституционных судов и др.). Видимо, это общая обязанность всех органов государства, хотя и выполняемая в разных формах. Поэтому представляется, что соответствующее положение может войти в новую российскую конституцию. Однако, главные задачи конституционного контроля выполняют все-таки специализированные органы. Думается, что Россия избрала для себя, закрепив в Конституции, не самую совершенную модель. В настоящее время в мире существует несколько моделей специализированного конституционного контроля. При этом мы не будем принимать в расчет комиссии конституционного контроля, создаваемые в структуре парламентов некоторых стран. Хотя в их состав входят не только депутаты, но и определенное количество (до 1/3) специалистов по конституционному праву, они все-таки не являются самостоятельными органами. Не будем выделять также палаты конституционных гарантий, образуемые в составе верховных судов ряда латиноамериканских стран, хотя им и свойственна определенная автономия. Рассмотрим следующие модели, когда специализированный конституционный контроль осуществляется: · судами общей юрисдикции, как правило, по вопросам о конституционности законов, иных нормативных правовых актов (окончательное решение принимает верховный суд), · конституционным судом, · конституционным советом, · советами (комиссиями) конституционных расследований · религиозно-конституционными судами. Эти органы относятся к числу самостоятельных, и во многих конституциях и законах о них говорится, что они не подчиняются никакой другой ветви власти, их решения окончательны, непререкаемы и должны исполняться всеми государственными органами, должностными лицами, объединениями, гражданами. Действительно, в каком-то отношении они стоят даже выше парламентов, считающихся верховными выразителями суверенной воли народа, ибо могут объявить закон (отдельное положение закона) неконституционным и, следовательно, не подлежащим исполнению, не действующим. Аналогичное право комитетов конституционных расследований, конституционных судов и конституционных советов в некоторых странах (например, в Румынии, Монголии, Казахстане, Эфиопии) может быть ограничено, но не изъято. В силе специализированных органов конституционного контроля заключается слабость конституционной конструкции государственной власти: несостыкованность с положением парламента, исключение органов конституционного контроля из традиционной схемы разделения властей и др. Эти вопросы в будущей российской конституции должны быть особенно тщательно разработаны. Ограничиться фигурой умолчания — не самый лучший способ решения проблемы. Религиозно-конституционные суды рассматривать не целесообразно, так как эта модель основана на верховенстве Корана над конституцией. 2. Суды общей юрисдикции – органы, осуществляющие конституционный контроль Модель конституционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции, существует в разных вариантах. Такая модель характерна для США, Австралии, Индии, Канады и Япония. В Японии можно, например, подать иск в Верховный суд, принимающий окончательное решение, в США обычно дело поступает в порядке апелляции на решение нижестоящего суда (в том числе Верховного суда штата). Участие судов общей юрисдикции в конституционном контроле имеет место и в России, но оно носит специфический и ограниченный характер. Суд общей юрисдикции, рассматривая дело, в ходе которого возникает вопрос о конституционности применяемого закона, приостанавливает рассмотрение дела по существу и обращается в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом (в субъекте Федерации — в конституционный (уставной) суд, если речь идет о законе субъекта РФ). Таким образом, суд общей юрисдикции в России не решает вопрос о конституционности или неконституционности акта. В США он может решать этот вопрос, но окончательное решение остается за Верховным судом США. Впрочем, Верховный суд США, как и Верховный суд Канады, Индии, других стран, рассматривает и непосредственно поданные иски. Такая модель в США возникла в результате судебного творчества, т.к. Конституция этого не предусматривала. Впервые право осуществлять подобный контроль было установлено в 1803 г. судьей Верховного суда Д. Маршаллом),
3. Конституционный суд – орган, осуществляющий конституционный контроль Модель, в основе которой лежит деятельность конституционного суда, создана в соответствии с идеями австрийского правоведа-теоретика Г. Кельзена после Первой мировой войны. В унитарном государстве существует один конституционный суд, в федерациях — федеральный конституционный суд и конституционные суды ее субъектов. Они рассматривают дела и споры только по конституционным вопросам (лишь иногда дают заключения о правильности проведения выборов, референдумов и др., принимают решения о запрещении определенных объединений, если их деятельность не соответствует конституции). И в верховном, и в конституционном суде процесс имеет состязательный характер. Это несомненное достоинство данной модели. Но у нее есть и недостаток: осуществляется только последующий конституционный контроль, т.е. контроль после вступления закона в силу. Закон уже действует, и нередко довольно долго, порождая массу юридических последствий, а суд затем говорит: закон неконституционный, его действие отменяется. Обычно те отношения, которые он вызвал к жизни, сохраняются, но иногда они могут быть пересмотрены или признаны не имеющими силы. Во всех случаях это влечет множество неудобств. Если прежние отношения сохраняются, то возникает коллизия между ними и отношениями, которые складываются иначе вследствие признания закона неконституционным или внесения в него изменений парламентом в соответствии с решением органа конституционного контроля. Если они пересматриваются, то нарушаются уже установившиеся связи. Таким образом, обе названные модели органов конституционного контроля (общие и конституционные суды) не являются идеальным вариантом, не говоря уже о том, что процедура доведения дела до верховного суда довольно длительная и дорогостоящая (надо пройти ряд инстанций), а в конституционном суде из-за длительности процедуры (состязательность сторон) и из-за того, что это единственный орган специализированного конституционного контроля в государстве (не считая конституционных и уставных судов в субъектах РФ или конституционных судов в землях федеративной Германии), обычно существует большая очередь для рассмотрения конституционных ходатайств и жалоб. Date: 2015-09-24; view: 316; Нарушение авторских прав |