Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.5. Правоотношения в сфере труда





I. Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу, в которой выделите организационные и имущественные элементы трудового правоотношения.

Организационные элементы Имущественные элементы
   

2. Охарактеризуйте основания возникновения трудового правоотношения, заполнив таблицу.

Основание возникновения трудового правоотношения Его характеристика
   

3. Подготовьте письменные сообщения по следующим темам:

• Общая характеристика правоотношений, связанных с трудовыми.

• Субъекты и содержание организационно-управленческих правоотношений.

• Субъекты и содержание правоотношений надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

• Субъекты и содержание правоотношений по материальной ответственности сторон трудового договора.

• Субъекты и содержание правоотношений по трудоустройству и занятости.

• Субъекты и содержание социально-партнерских отношений.

• Субъекты и содержание правоотношений по подготовке кадров, профотбору, повышению квалификации на производстве.

4. Ответьте на вопросы:

a) Воспроизведите систему правоотношений по трудовому праву.

b) Какие правоотношения являются центральными, главенствующими в системе трудового права?

c) Какие правоотношения относятся к иным правоотношениям в системе правоотношений?

d) Дайте понятие трудового правоотношения.

e) Назовите элементы трудового правоотношения?

f) Назовите субъектов трудового правоотношения.

g) Каково содержание трудового правоотношения.

h) С какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений?

i) 9. Что значит: "трудовая право-дееспособность (правосубъектность)" физических лиц.

j) Возможно ли ограничение трудовой правосубъектности?

k) В чем отличие трудового правоотношения от смежных правоотношений, возникающих из договоров гражданского права (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.)?

5.*По каждому классу правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями, назовите субъекты, объект и юридические факты, обуславливающие их возникновение.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1.Понятие и система правоотношений в трудовом праве.

2.Понятие трудового правоотношения, его субъекты.

3.Содержание трудового правоотношения.

4.Основания возникновения, изменения и прекращения тру­дового правоотношения.

5.Общая характеристика правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми:

а) правоотношения по организации труда и управлению трудом;

б) правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству;

в) организационно-управленческие правоотношения в сфере
труда;

г) правоотношения по социальному партнерству;

д) правоотношения по профессиональной подготовке кадров
непосредственно на производстве;

е) правоотношения по надзору и контролю за охраной труда,
трудовым законодательством;

ж) правоотношения по материальной ответственности сторон
трудового договора;

з) правоотношения по разрешению трудовых споров.

и) правоотношения по обязательному социальному страхова-
нию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Приступая к изучению данной темы, следует прежде всего вспомнить понятие правоотношения из обшей теории права. За­тем дать общую характеристику всех отношений, регулируемых нормами трудового права, обратив внимание на главенствующую роль трудового отношения в системе отношений, являющихся предметом трудового права как отрасли права. Всем отношениям, составляющим предмет трудового права, соответствуют такие же виды правоотношений.

Из всех видов правоотношений главным, определяющим явля­ется трудовое правоотношение как правовая связь работника с ра­ботодателем. В учебной литературе достаточно подробно раскры­вается понятие трудового правоотношения.

Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь работника с работодателем (организацией) по поводу его труда, по которой работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию в данной организации с подчинением его внут­реннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется оплачи­вать его по трудовому вкладу и создавать условия труда в соответ­ствии с законодательством, коллективным и трудовым договором.

Из данного определения видно, кто является сторонами трудо­вого правоотношения. Это, с одной стороны, работник, а с другой •— работодатель. В этой связи студент самым тщательным образом Должен проанализировать ст. 20 ТК РФ, посвященную сторонам трудовых отношений, так как она дается в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения в работодателем. В соответствии с действующим законодательством вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в случаях и в порядке, которые уста­новлены ТК РФ, — также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель — физическое лицо, либо юридическое лица (ор­ганизация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве ра­ботодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Законодатель в ч. 5 ст. 20 ТК РФ указывает, какие физические лица могут выступать в качестве работодателей. Необходимо иметь в виду, что заключать трудовые договоры в качестве работо­дателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Трудовое правоотношение следует отличать от других смежных правоотношений в сфере гражданского права, связанных с трудом. Необходимо хорошо изучить эти отличительные черты.

Хорошо надо изучить вопрос о содержании трудового правоот­ношения. В трудовом правоотношении его содержание составля­ют конкретные трудовые права и обязанности, которые приобре­тают его субъекты с момента возникновения данного правоотно­шения. В этой связи следует изучить основные права и обязаннос­ти работника (ст. 21 ТК РФ), а также основные права и обязаннос­ти работодателя (ст. 22 ТК РФ).

Одним из сложных вопросов данной темы является вопрос об основаниях возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Впервые Трудовой кодекс РФ отводит самосто­ятельную статью 16, посвященную основаниям возникновения трудовых правоотношений. Главным основанием возникновени­ем трудового правоотношения является трудовой договор.

В случаях и в порядке, которые установлены ч. 2 ст. 16 ТК РФ, тру­довые отношения возникают на основании сложного юридического состава, т.е. необходима совокупность нескольких юридических фак­тов. Например, избрание на должность; избрание по конкурсу для за­мешения соответствующей должности; назначение на должность или утверждение в должности; направление на работу уполномоченными в соответствие с федеральным законом органом в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

Трудовые правоотношения между работником и работодателем могут возникать также на основании фактического допущения ра­ботника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежа­щим образом оформлен. Следовательно, задача студента дать ана­лиз статьям 16—19 ТК РФ.

Трудовое правоотношение может изменяться также в силу юри­дических фактов-действий, к тому же они должны быть правомер­ными. Законодатель четко устанавливает, в каких случаях трудовое правоотношение может измениться, т.е. иметь место перевод на другую работу.

Что касается прекращения трудового правоотношения, то в его основе могут лежать юридические факты — как действия, так и со­бытия, не зависящие от воли самих субъектов.

Трудовым правом регулируются не только трудовые правоотно­шения, но и некоторые иные правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Студент должен знать каждый вид таких правоотношений, уметь показать их связь с трудовыми правоотно­шениями, назвать субъекты каждого вида правоотношения и дать характеристику основных прав и обязанностей субъектов.

Необходимо усвоить, что непосредственно связанные с трудо­выми правоотношения могут быть предшествующими, сопутству­ющими и в некоторых случаях приходить на смену по отношению к главному виду основных — трудовому правоотношению.

При изучении данной темы следует иметь в виду, что в литера­туре высказаны различные точки зрения относительно понятия трудового правоотношения, классификации оснований возникно­вения таких правоотношений и видов правоотношений, непосред­ственно связанных с трудовыми. Студент вправе придерживаться любой точки зрения, но он должен привести аргументы для обос­нования своей позиции.

Date: 2015-09-24; view: 1022; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию