Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. 4. Конституция РФ как источник трудового права





 

4. Конституция РФ как источник трудового права.

5. Общее и специальное законодательство о труде (единство и дифференциация трудового законодательства).

6. Применение локальных нормативных актов в трудовом праве.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Одним из важных вопросов данной темы является вопрос о сис­теме трудового права. В этой связи студент должен хорошо знать систему трудового права как отрасли права, систему трудового права как науки, систему трудового права как учебной дисципли­ны и систему законодательства о труде.

Рассматриваемая тема является одной из важнейших в Общей части курса российского трудового права, поскольку ее обстоя­тельное изучение важно не только в теоретическом аспекте, но и Для практического применения специалистами всего трудового за­конодательства, весьма объемного, сложного и недостаточно еще совершенного применительно к условиям рыночных отношений.

Основной круг вопросов, входящих в содержание данной темы, определен действующей учебной программой по курсу «Трудовое право России». В процессе изучения данной темы студентам надо Учитывать положения общей теории государства и права о двух ас­пектах понятия «источник права» — в материальном и в формаль­ном смысле, поскольку они учитываются и при характеристике ис­точников права в отраслевых правовых науках.

Характеристика понятия источников трудового права и офици­ально предусмотренных форм их выражения, даваемая в совре­менной учебной литературе, опирается главным образом на теоре­тические положения об источниках права в формальном смысле, под которым понимается установленная форма внешнего выраже­ния правовой нормы, благодаря которой она приобретает обще­обязательный характер. Студентам необходимо уметь раскрыть систему понятия источников трудового права и формы их выраже­ния, предусмотренные в ст. 5— НТК РФ.

Опираясь на положения учебной литературы, излагаемые в дан­ной теме, студенты должны внимательно отнестись к международ­но-правовым нормам и Конституции РФ, определяющим основы правового регулирования социально-трудовых отношений.

При изучении Конституции Российской Федерации важно внимательно изучить закрепленные в ней права и свободы, реали­зуемые в сфере трудовых отношений. Они указаны в основном в главе 2 Конституции РФ. Это статьи 15, 17, 18, 19, 27, 30, п. 4 ст. 32, 34, 37, 41, 42, 43, 45, 46, ч. 1 ст. 48, 53, 55, ч. 3 ст. 62.

В системе источников трудового права важнейшую роль играет Трудовой кодекс РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, в соответствии с которым в него были внесены изменения почти в 300 статей ТК. В результате внесенных измене­ний признаны утратившими силу некоторые законодательные ак­ты о труде, перечисленные в указанном Законе, о чем студенты должны помнить при изучении вопросов трудового права, особен­но по литературе, в которой не учтено новое трудовое законода­тельство и иные акты, содержащие нормы трудового права.

Студенты должны уметь дать обстоятельную характеристику структуры, содержания и значения Трудового кодекса РФ как ис­точника трудового права.

Требуется также внимательное отношение к ст. 5 ТК РФ, кото­рая дана в существенно обновленной редакции в соответствии с ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. В ней содержится определение по­нятия трудового законодательства, включающего не только феде­ральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации, полнее перечислены виды источников трудового права, подробнее раскрыто соотношение между отдельными видами источников трудового права. На это важно обратить внимание, особенно при изучении таких форм социального партнерства, как коллективные договоры и соглашения, которые впервые вошли в систему источ­ников трудового права, перечисленных в ТК РФ, и рассматрива­ются в современной научной литературе рядом авторов как норма­тивные договоры о труде.

Следует внимательно отнестись к изучению ст. 71, 72 и 76 Конс­титуции РФ, ст. 6 ТК РФ и хорошо знать, в ведении каких органов государственной власти находятся вопросы регулирования трудо­вых отношений, указать сферу действия принимаемых ими раз­личных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов. Важно также обратить внимание на по­ложения о соотношении федеральных актов с соответствующими актами субъектов Федерации и о правовых последствиях наруше­ния установленного между ними соотношения.

Особенности источников трудового права в значительной сте­пени обусловлены спецификой предмета, методов и принципами правового регулирования трудовых отношений. Студентам важно обратить внимание на раскрываемые в правовой литературе эти особенности, уметь показать взаимосвязь общих (единых) и спе­циальных (дифференцированных) норм в системе источников трудового права, лежащих в основе важного теоретического поло­жения науки трудового права — о единстве и дифференциации правового регулирования социально-трудовых и иных отноше­ний, тесно связанных с трудовыми.


В целях обстоятельного изучения этих вопросов рекомендуется внимательно ознакомиться с нормами, содержащимися в части четвертой Раздела XII Трудового кодекса — ст. 251—351, а также с иными нормативными правовыми актами, указанными в списке Рекомендованной литературы..

Учитывая существующее в практике применение труда иност­ранных граждан в российских организациях, а также наличие орга­низаций (фирм), принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам, в которых работают и российские граждане, студентам необходимо знать, какие правовые акты о труде приме­няются в указанных случаях.

Что касается вопроса о правовой природе актов высших судебных органов, то следует иметь в виду, что относительно постановлений Конституционного Суда РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и об утрате его силы, мнения ряда ученых сводятся к признанию их ис­точниками права. Относительно постановлений Пленума Верховно­го Суда РФ в науке трудового права вопрос об их правовой природе остается дискуссионным. Одни авторы оценивают руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда как своего рода судебный прецедент, являющийся ориентиром, который надо учитывать при решении соответствующих дел. Иное мнение высказано профессора­ми С.А. Ивановым и Р.З. Лившицем. Они рассматривают судебную практику Верховного Суда РФ как источник права.

Завершая изучение вопроса о системе источников (форм) тру­дового права и их особенностях, студенты должны внимательно изучить ст. 11 — 14 ТК РФ, определяющие круг лиц, на которых распространяются нормы трудового права, действие их во време­ни; действие их в пространстве; а также знать порядок исчисления сроков, с которыми Трудовой кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей.







Date: 2015-09-24; view: 433; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию