Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственный бюджет и его структура. Дефицит бюджета. Государственный долг
Фискальная политика (fiscal policy) – это бюджетно-налоговая политика, которая представляет собой воздействие государства на уровень деловой активности с помощью государственных расходов G на закупку товаров и услуг и налогов Т. Основой проведения фискальной политики является государственный бюджет. Государственный бюджет можно определить как финансовый план, который принимается ежегодно законодательным собранием, и в котором отражена сумма ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов на закупку товаров и услуг. Доходы и расходы бюджета. Следует отметить, что бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном собрании избранными политиками. Утверждение объема и структуры доходов и расходов зависит от экономической и политической ситуации в стране, от роли государства в экономике, расстановки политических сил в парламенте. Доходы государственного бюджета включают следующие статьи: 1. Налоги, в том числе: налог на прибыль, подоходный налог, косвенные налоги (НДС, акцизы), социальные налоги и взносы, налог на внешнеэкономическую деятельность, прочие налоги, сборы, платежи. 2. Неналоговыепоступления - доходы от государственной собственности, доходы от государственной торговли, в том числе, внешней, и другие. Налоги являются основным источником доходов и составляют примерно 85% доходов бюджета. Объем налоговых поступлений, и распределение налогового бремени между различными экономическими субъектами принимаются с учетом принципов и функций налогообложения, которые будут рассмотрены ниже. Расходная часть бюджета обычно включает: 1. Финансирование социальной сферы – расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели. 2. Расходы на фундаментальные исследования, развитие НТП, освоение инновационных технологий. 3. Финансирование народного хозяйства – на поддержание конъюнктуры и экономический рост, инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, осуществление целевых программ. 4. Финансирование национальной обороны. 5. Содержание государственного аппарата управления. 6. Обслуживание государственного долга. В Приложении 1 представлена структура доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2003 год. Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены уровнем развития общества, национальными традициями, структурными особенностями экономики, характером административной системы. Например, в США доходная часть федерального бюджета формируется в основном за счет прямых налогов на доходы – 45%, налогов и взносов по социальному страхованию, уплачиваемых работниками и фирмами – примерно 35%, налога на прибыль корпораций – 10%.. Доля косвенных налогов незначительна: акцизы – примерно 5%, таможенные пошлины – 1,5 – 2% доходной части бюджета. В российском бюджете, напротив, доля подоходных налогов незначительна; налог на прибыль составляет около 8%; большая часть бюджетных доходов (до 40%) – это косвенные налоги (в том числе НДС примерно 30%). В расходной части бюджета наиболее значительные средства направляются на национальную оборону, правоохранительную деятельность, на финансирование социальной сферы, обслуживание государственного долга. В структуре расходов развитых стран наблюдается тенденция к увеличению финансирования социальных программ (в США и многих европейских странах – от 40 до 50% бюджетных расходов). Это расходы на социальное обеспечение, страховую медицину, пособия для неимущих и для ветеранов в виде прямых выплат. Военные расходы в США составляют примерно 28%. В российском бюджете на социальные программы используется примерно 13% бюджета, включая расходы на образование, науку, здравоохранение, культуру. Расходы на национальную оборону составляют примерно 18%. Удельный вес расходов на финансирование народного хозяйства равен примерно 10%. На обслуживание государственного долга тратится до 15% бюджетных средств. Основная проблема в планировании расходов государственного бюджета состоит в том, чтобы обеспечить использование общественных средств в соответствии с интересами основной массы налогоплательщиков. В связи с этим возникает необходимость большей финансовой открытости государственных структур, и осуществления контроля со стороны общественности за использованием бюджетных средств.
Государственный бюджет может быть исполненв трех вариантах: доходы равны расходам – бюджет сбалансирован; расходы превышают доходы – дефицит бюджета; доходы превышают расходы – профицит (избыток) бюджета. При проведении бюджетной политики государство может придерживаться следующих финансовых (бюджетных) концепций. 1. Концепция сбалансированного бюджета. Ее суть в том, что независимо от фазы экономического цикла бюджет должен быть сбалансирован, то есть доходы должны быть равны расходам. Однако такой подход снижает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. На практике это означает, что в период спада доходы бюджета снижаются. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание эти двух мер. Следствием этих мер будет еще большее сокращение совокупного спроса и уровня производства. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием будет усиление инфляции. 2. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Предполагается, что в период спада правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть проводит политику дефицита бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство увеличивает налоги и снижает расходы. Избыток бюджета может быть использован на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не ежегодно, а за некоторый период. Основная проблема, связанная с данной концепцией, состоит в том, что периоды подъема и спада могут не совпадать по амплитуде колебаний, и возможно, что избыток бюджета в период короткого процветания будет недостаточен для возмещения дефицита бюджета возникшего в период длительного спада. Следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. 3. Третья концепция связана с идеей так называемых «функциональных финансов». В соответствии с этой концепцией целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а устойчивая сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым избытком, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Эта концепция соответствует сути кейнсианской теории регулирования экономики, согласно которой основная причина колебаний деловой активности – это недостаток или избыток совокупного спроса. Главным инструментом воздействия на экономику является бюджетная политика, с помощью которой, увеличивая или сокращая государственные закупки, трансферты, налоги, государство может воздействовать на совокупный спрос и так стабилизировать экономику. В макроэкономической теории рассматриваются три вида дефицита государственного бюджета. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанного для уровня ВВП, соответствующего полной занятости. Это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость (обычно в этом случае существует профицит бюджета). Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. Различия между указанными видами дефицита бюджета можно представить графически (Рис.13.1). Допустим, государственные расходы G запланированы в объеме 200млрд руб. при любом уровне производства Y; ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. При объеме Y = 1000млрд. руб. достигается сбалансированный бюджет, то есть T =1000 * 0,2 = 200млрд. руб., G = 200млрд. руб. Налоги T Расходы G
G 200 T E Y 0 200 400 600 800 1000 1200 Рис. 13.1. Дефицит и профицит государственного бюджета Предположим, что фактический Y = 600млрд.руб., тогда налоги T =600*0,2 = 120млрд. руб.; при G = 200млрд. руб., фактический бюджетный дефицит составит (T-G)=120млрд.руб. - 200млрд.руб.=- 80 млрд.руб. Если бы объем производства соответствовал полной занятости, то есть Y = 1200 млрд. руб., то налоги составили бы T =1200 * 0,2 = 240млрд. руб.; при государственных расходах G = 200млрд. руб. структурный дефицит (профицит) будет равен (T-G)=240млрд.руб.-200млрд.руб.= + 40 млрд.руб. Циклический дефицит представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом. В нашем примере он составит: - 80 – (+40) = - 120. Величина циклического дефицита зависит от степени колебаний деловой активности, когда уменьшение дохода приводит к снижению налоговых поступлений, а увеличение дохода ведет к росту налоговых поступлений. Причины дефицита бюджета могут быть различными. Финансы являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому проблема дефицита бюджета связана обычно с неэффективной экономикой. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате сознательного повышения расходов и снижения налогового бремени в соответствии с кейнсианскими рецептами стимулирования экономики в период спада. При образовании дефицита бюджета возникает вопрос о его преодолении и финансировании. Преодоление дефицита бюджета возможно 1) за счет сокращения расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ ведет к социальному недовольству и к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства; 2) за счет увеличения налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления, что также снижает возможность роста ВНП, поскольку снижает емкость рынка. Способы финансирования дефицита бюджета. Существуют два основных способа финансирования дефицита бюджета: 1) денежная эмиссия и 2) государственные займы (внешние и внутренние). 1. Во многих странах запрещено прибегать к денежной эмиссии, то есть к печатанию новых денег для финансирования дефицита бюджета. Так, в США по закону запрещено финансировать дефицит бюджета выпуском новых денег, то есть использовать так называемый сеньораж (сенораж – это доход, получаемый государством вследствие его монопольного права на эмиссию денег). В определенном смысле можно сказать, что бюджетный дефицит покрывается только за счет займов, потому что и в данном случае происходят заимствования Министерством финансов денежных средств у центрального банка. Министерство финансов берет кредиты у ЦБ под государственные долговые обязательства (ценные бумаги государства). Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов. Эти денежные средства используются на финансирование статей расходов бюджета, то есть поступают в обращение. Здесь происходит их многократное возрастание в форме чековых депозитов с учетом денежного мультипликатора (тема 15). Такое финансирование дефицита бюджета за счет роста денежной массы называется эффект монетизации. В условиях, когда экономика приближается или достигла полной занятости (Q = Qf = const), этот рост денежной массы может вызвать инфляционный рост цен. Поэтому данный способ финансирования дефицита бюджета считается инфляционным, и его рекомендуют применять с осторожностью, либо отказаться от его использования. 2. Не инфляционным способом финансирования дефицита бюджета считается второй способ - государственные займы у коммерческих банков и населения. Однако долгосрочные последствия внутренних заимствований также могут иметь инфляционные последствия, как и монетизация. Во-первых, вследствие высоких ставок процента по государственным ценным бумагам, происходит перелив частных инвестиций из реального сектора в финансовый и сокращение совокупного предложения. При неизменном, а тем более при растущем совокупном спросе это вызывает давление на общий уровень цен в сторону его повышения. Во-вторых, наращивание новых займов может привести к тому, что значительная часть расходов бюджета будет направлена на выплату процентов по государственным облигациям. На другие же статьи расходов – социальные выплаты, здравоохранение, просвещение – средств будет меньше, и тогда государству придется прибегнуть к денежной эмиссии, чтобы избежать социальных конфликтов. А эмиссия всегда способствует развитию инфляции, несмотря на рекомендации по применению «точечной» или «контролируемой» эмиссии и т.п. В-третьих, неспособность государства справиться с обслуживанием внутреннего и внешнего долга может привести к снижению стоимости национальной валюты. В условиях, когда значительная доля потребительского рынка представлена импортными товарами, это сопровождается повышением общего уровня цен в стране. Государственный долг. Итак, для финансирования дефицита бюджета государство прибегает к денежной эмиссии или к внешним и внутренним займам. Это значит, что нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это общая сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям других стран. При выплате внешнего долга фактически происходит передача части национального дохода за границу. В связи с этим особенно важным становится эффективное использование полученных займов, то есть наиболее полное решение тех задач, ради которых правительство обращалось к внешним заимствованиям. Внутренний долг – это государственные займы у населения и организаций внутри страны, то есть это долг государства своему населению. Внутренние займы осуществляются в форме выпуска государственных краткосрочных обязательств ГКО, облигаций федерального займа ОФЗ и других обязательств, под гарантии правительства. При выплате внутреннего государственного долга национальное богатство не уходит из страны, но оно перераспределяется между социальными слоями населения. Наибольшая часть государственных обязательств находится у состоятельной части населения, они же получают и больший объем выплат процентов. На начало 2004г. сумма внутреннего и внешнего долга в России составляла около 140млрд. дол, (в том числе внешний долг – примерно 120 млрд. дол). Ежегодные платежи, включая процентные выплаты, составляют 14-17 млрд. дол. Все страны мира используют государственные займы как один из методов экономической политики. Но влияние государственного долга на экономику неоднозначно и, соответственно, отношение к проблеме государственного долга со стороны экономистов различно. Многое зависит от того, как используется государственный долг, способствует ли он экономическому росту и росту национального дохода. Кредит расширяет возможности экономики, позволяя реализовать те планы, на которые в настоящее время нет финансовых средств. Если государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках сопровождаются ростом экономики, то значительных проблем не возникает. Они появляются лишь тогда, когда средства используются неэффективно и государство не может обслуживать долг в соответствии с определенными договоренностями. Таким образом, обращение к внешним и внутренним заимствованиям требует от государства разработки эффективной экономической стратегии и выбора наилучшего варианта экономического развития при использовании кредитных средств. Date: 2015-09-24; view: 505; Нарушение авторских прав |