Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
Истина – одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель познавательной деятельности человека. Ведь результат этой деятельности должен быть адекватным тому, что мы познаем. Истина, таким образом, – характеристика нашего знания, нашего утверждения о чем-либо. То есть суть этой проблемы – вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания. В теории познания – гносеологии – исследуются разные аспекты проблемы истины и существуют ее разные интерпретации, или концепции – корреспондентская (классическая); когерентная; прагматистская; конвенционалистская). В древнейшей – классической – концепции истины, с которой начинается ее теоретическое исследование, утверждается, что истина есть соответствие знания (мыслей) действительности. Эта концепция истины называется корреспондентской. Первые попытки разработать проблему истины как соответствия знания действительности были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX века. В диалектико-материалистическом понимании истины классическая концепция истины дополняется идеями 1) практики как критерия истины и 2) диалектики абсолютной и относительной истины. Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой. За истиной признаются такие ее характеристики, как объективность и конкретность. По форме наши знания субъективны, по содержанию же истина объективна, поскольку это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность объективна, т.е. не зависит от нашего сознания. Механизмы процесса достижения истины выражает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, приблизительно верное знание об объекте. Достижение истины – трудный процесс все более точного и полного постижения объекта. Это – не одномоментный акт. Конкретность истины означает необходимость учета условий, места, времени получения знания. Второй влиятельной концепцией истины является когерентная концепция. Она полагает знание истинным, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво (внутренняя связность). Третья концепция истины – прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности. Четвертая – конвенционалистская – концепция истины близка к третьей. Она трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности. Эти разные трактовки истины нередко сочетаются друг с другом в учениях философов и ученых. Практика – это целесообразная материально-предметная деятельность человека, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Через практику познание связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность, основанная на определенных знаниях, – успешной, то эти знания истинны.
Date: 2015-09-24; view: 350; Нарушение авторских прав |