Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционалистский и структуралистский подходы к стратификации





Существуют два основных подхода к объяснению стра­тификации. Один из них (Функционалистский) получил наи­большее развитие в американской социологии. Сторонники его дифференцируют население по уровню доходов, престижу, власти и другим характеристикам, беря их количественные по­казатели как самодостаточные и отвлекаясь от их источников. В этом случае каждый индивид, занимающий ту или иную ста­тусную позицию, выступает как автономная единица: это его личный успех и т.д.

Вся традиция американского индивидуализма работает на такой подход. Есть люди, «сделавшие» себя, — победители (winners), и есть неудачники (losers). Социальная стратифика-

Глава 3. Сущность социальной стратификации

ция предстает в виде горы, к вершине которой ползут альпини­сты-одиночки; одни дошли до самого верха, другие застряли близко к подножию, третьи сорвались. Причины успеха одних и неуспеха других — только в их личных качествах. Из такой логики анализа, естественно, вырисовываются страты, опре­деляемые только с помощью количественных сравнений: выс­шая, средняя, низшая или более дробно.

Вторая традиция, второй подход (структуралистский), рас­сматривает социальную стратификацию через призму отноше­ний элементов социальной структуры, т.е. социальных групп. Социальная стратификация воспринимается не как результат дифференциации способностей индивидов, а как следствие того, что общество устроено в форме иерархии: у него всегда есть верх и низ, чем выше, тем меньше мест. Поэтому даже если все будут гениальны и наделены героическим характером, на­верх смогут попасть лишь немногие.

Если у пирамиды есть вершина, то в любом случае кто-то на ней устроится, если есть дно, то кто-то на него все равно упадет. При этом успех индивидов объясняется не только и не столько их личными качествами, сколько тем, с какого уровня они стар­товали: получившему миллион долларов в наследство и (или) дорогое первоклассное образование легче стать мультимиллио­нером или крупным чиновником, чем сыну безработного.

Так, в рамках этого подхода власть как индикатор статуса означает не власть кого-то над кем-то, т.е. не межиндивиду­альное отношение, а отношение слоя, имеющего власть, над слоем, лишенным власти. То же самое — богатство и бедность. Это ведь отношения распределения совместно произведенного «пирога», поскольку производство носит общественный харак­тер. Разумеется, богатство и бедность рассматриваются не в аб­солютных, а относительных категориях: богат тот, кто богаче, а беден тот, кто беднее соседей, соотечественников.

Внимание исследователей — представителей структура­листского подхода направлено не на род занятий индивидов, а на различия в профессиональной структуре общества, не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. Теоретической целью при этом объявляется «надобность объяснения форм и

степени социальной дифференциации и их значение для со­циальной интеграции и социальных изменений» [Blau, 1974]. Этот подход, преобладавший и преобладающий в европейской социологической традиции, представлен работами К. Маркса, М. Вебера, Д. Голдторпа, Э. Гидденсаидр. Конечно, в реальном анализе реальных общностей и обществ используются оба под­хода. Речь идет о приоритетах, доминирующей линии анализа. Довольно любопытное наблюдение по поводу преоб­ладающего подхода в среде советских социологов на конец 1980 — начало 1990-х гг. сделал видный американский социо­лог и, что в связи со сказанным ниже приобретает особый ко­лорит, социальный психолог Мэлвин Кон. (Отметим названия его книг: «Work and Personality: An Inquiry into the Impact of Social Stratification» (1983), «Social Structure and Self-Direction. A Comparative Analysis of the United States and Poland» (1990).) Зная, что советские социологи — марксисты и, следователь­но, сторонники объективированного подхода к стратифика­ции, он вдруг с изумлением обнаружил следующее. Эти самые «марксисты» «...были весьма склонны трактовать психологи­ческие переменные как независимые переменные в причин­ных объяснениях, а социально-структурные переменные — как зависимые». К этой реплике М. Кон добавляет значимое примечание: «Это стало особенно очевидным в ходе обсуж­дения моего доклада на американо-советском симпозиуме в Балтиморе (1988 г.), когда вспыхнула полемика между совет­скими участниками. Мой доклад содержал критику несостоя­тельной позиции американских социологов, которые считают, что для рассмотрения социальной структуры достаточно ис­следовать социально-психологические переменные. Один из советских участников — Овсей Шкаратан подчеркнул, что эта критика, по крайней мере, относится в той же степени к со­ветским социологам, как и к американским. Выслушав дебаты между советскими участниками, я присоединился к его пози­ции. Позднее, когда я приехал с лекциями в Москву и Киев, я публично критиковал советских социологов за то, что они несерьезно отнеслись к работам Маркса. Многие из них знали только политизированного Маркса, понятого через писания Ленина и Сталина» [Kohn, 1993, р. 7—8].

Глава 3. Сущность социальной стратификации

К сожалению, волна радикал-либерализма, захлестнув­шая социальные науки в 1990-е гг. и во многом не преодолен­ная и позднее, лишь усилила это психологическое поветрие в отечественной науке. Многие российские исследователи, изучающие стратификацию, нередко придают решающее зна­чение активности социального субъекта — индивида, который преследует свои цели, используя все имеющиеся в наличии ре­сурсы. В этом подходе наиболее значимыми для занятия опре­деленного статуса признаются ресурсы, имеющиеся в распоря­жении индивида, действующего субъекта, актора. При этом нередко основными ресурсами для достижения и поддержания статуса признаются личностные, социально-психологические качества индивида.

Автор же придерживается традиционной для мейнстрима европейской социологии позиции, согласно которой индиви­ды рассматриваются либо как элементы социальной системы (структуры) и их действия в решающей степени детерминиро­ваны местом в системе социоэкономических отношений, либо как элементы культурной системы и их действия определяются нормами и правилами, сложившимися в данной культуре (на­пример, в «культуре бедности» или в «культуре среднего клас­са»). Индивидуальное действие воспринимается как результат не столько личностных качеств, сколько социальных перемен­ных. Последующий анализ социального неравенства строится на этих основополагающих принципах.

Date: 2015-09-22; view: 791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию