Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные статусы и роли





Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к раз­личиям между людьми в каждом конкретном обществе. Так, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристи­кой была принадлежность к определенному сословию: господ-феодалов, свободных горожан или зависимых крестьян; «свои» и «чужие» отделялись по цивилизационному признаку принадлеж­ности к той или иной конфессии, а француз ты или англичанин, не имело особого значения. В эпоху складывания национальных рынков и становления капитализма этническая принадлежность из горизонтального деления, не ставившего человека в более вы­сокое или низкое положение, стала превращаться в вертикаль­ное. «Арап Петра Великого», знаменитый предок А.С. Пушкина, в новых обстоятельствах мог бы быть лишь на нижнем ярусе со­циальной башни. Знатность происхождения и власть над зависи­мыми людьми вооруженных сеньоров уступает место маркиров­ке людей по богатству и собственности. В современных инфор­мационных обществах наблюдатели отмечают сосуществование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, то относи­тельно автономных систем неравенства (или иерархии): власти, собственности, престижа, многие добавляют как особую систему неравенства образование.

Осмысление реалий социального неравенства проще все­го начать с места отдельного человека среди других людей. Это место (или позицию) индивида, соотносимое с положением других людей, называют социальным статусом (от лат. status — положение). Любой человек занимает ряд позиций в обществе. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значи­мости. Например, возьмем одного из студентов. Про него мы можем сказать, что он студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций, предполагающая опреде­ленные права и обязанности, и есть социальный статус. В то же время не все из них имеют равное значение для самого че­ловека, да и окружающие могут оценивать их применительно к конкретному индивиду по-разному. Например, хороший спортсмен социально будет определяться окружающими имен­но в этой его позиции (то, что данный человек еще и студент,

Глава 2. Социальная структура общества

сын и т.д., не воспринимается окружающими его людьми как значимые характеристики). Та из позиций, которая восприни­мается окружающими как наиболее значимая применительно к данному человеку, именуется главным статусом.

Статусы бывают предписанными и приобретенными. К предписанным статусам относят врожденные (например, та­ковы позиции мужчины и женщины, людей разных возрастов и этнической принадлежности); к приобретенным относят те позиции индивида, которые являются результатом его жизне­деятельности (например, позиция профессионала — юриста).

Статусы являются структурными элементами социальной организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами социальных отношений. Социальная организация общества может быть представлена в виде слож­ной взаимосвязанной системы социальных статусов, занимае­мых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества. Общество не только создает социальные позиции (статусы), но и обеспечивает социальные механизмы распре­деления членов общества по этим позициям.

Социальный статус есть место индивида в иерархически организованной структуре. Под статусом подразумевается не­исчерпаемый приписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество и получать посред­ством этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Социальный ста­тус определяется многочисленными показателями, которые задаются типом социокультурной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии, как престиж про­фессии, уровень дохода, продолжительность и качество обра­зования, объем властных полномочий, размер собственности. В европейской традиции статус характеризует объектив­ную позицию индивидов в обществе, т.е. извне определяемую статусную позицию, и соответственно объем прав и привиле­гий. Другими словами, это социально-правовое положение индивида в институциональной системе данного общества. В американской социологической традиции особенно влия­тельно понятие субъективного статуса, т.е. самоощущение статуса. Статус при этом определяют как позитивную или не-

Часть 1. Социальная система и социальная структура общества

гативную оценку престижа, получаемую индивидами или по­зициями. Господствующая в США система ценностей с упором на персональные достижения создает культурную среду, в кото­рой самоощущение ранга становится исключительно важным.

Различные социальные позиции, занимаемые индивидом, могут быть интегрированы в обобщенный социальный статус, который, конечно, есть нечто большее, чем простая сумма частных статусов. Некоторые авторы считают, что социальные статусы (социальные позиции), являясь относительно устойчи­выми и воспроизводимыми элементами социальной системы, образуют ее структуру, т.е. содержание социальной структуры составляет совокупность отношений между социальными по­зициями (статусами).

Этот обобщенный статус многомерен. Например, он мо­жет определяться одновременно уровнем дохода индивида, уровнем и качеством его образования, социальным проис­хождением, состоянием здоровья и т.д. Когда эти переменные однонаправлены (т.е. если человек богат, то он имеет и хорошее образование и т.д.), социологи говорят о наличии статусной со­гласованности или статусной кристаллизации. При противо­речиях между отдельными статусными позициями речь идет о статусной рассогласованности, что обычно приводит к на­пряжениям в обществе, появлению различных дисфункций и другим аномалиям. Впервые об этом явлении (статусной со­гласованности/рассогласованности) написал известный аме­риканский социолог Герхард Ленски. (О социальном статусе см.: [Эфендиев, 2000а, с. 455-469; Ленски, 2003, с. 126-140; Саблина, 2002; Turner, 1988; Bendix, Lipset, 1967].)

Со статусом человека связано ожидаемое от него други­ми людьми поведение, т.е. «роль». Когда люди занимают со­циальную позицию, их поведение задается в большей мере этой позицией, чем их индивидуальными характеристиками. Социальная роль — это социальная функция, модель поведе­ния, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Эти модели (образцы) поведения усваиваются и принимаются личностью либо навязываются ей окружением, освоение роли требует времени, поскольку речь идет об устойчивом воспро-

Глава 2. Социальная структура общества

изведении стереотипов поведения. Конкретные индивиды вы­ступают во множестве ролей. Роль, таким образом, есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. Каждый статус обычно включает несколько ролей. Совокупность ролей, вы­текающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Все виды социального поведения человека, его реализа­ция себя как личности обеспечиваются путем освоения и реа­лизации в поведении социальных норм, предписанных ему как представителю той или иной социальной общности. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценност­ными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Но в рамках социальной роли про­исходит определенная систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязано множество норм, причем у каждой роли может быть специфическая цепоч­ка норм, их особая иерархичность и систематизация, обеспечи­вающие эффективное выполнение данной конкретной функ­ции. Скажем, поведение министра предполагает одну систему норм, а поведение начальника цеха — существенно иную.

Социальная роль органично объединяет в себе функцио­нально-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и куль­турно-вариативные черты, характеристики, что и формирует модель ролевого поведения человека с его конкретным стату­сом в данном обществе. Ролевые образцы поведения у разных народов, принадлежащих к разным цивилизациям, имеют как общие черты (в силу общности функциональной целесообраз­ности), так и различия, обусловленные своеобразием культур. С этим связано широкое распространение исследований меж­национального общения в бизнес-среде.

Социальные нормы (от лат. norma — руководящее нача­ло, правило, образец) — это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С помощью социальных норм общество и социальные общности (классы, общины, социаль­ные организации) предъявляют своим представителям требо­вания, которым должно удовлетворять их поведение; общество и отдельные общности на основе социальных норм направ­ляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение.

Часть 1. Социальная система и социальная структура общества

Социальные нормы выражаются в представлениях людей о должном, допустимом, возможном, желательном, одобряемом, приемлемом или, напротив, о нежелательном, неприемлемом, недопустимом. Посредством социальных норм требования и установления общества, социальных групп переводятся в эта­лоны, модели, стандарты должного поведения представителей этих групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его нормальное воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных воздействий. Поэтому социальные нормы интегрируют, упорядочивают, поддержива­ют общество в жизнеспособном состоянии. Основные, опреде­ляющие для существования человеческих сообществ социаль­ные нормы закреплены в религиозных системах (христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме).

Важный момент социальной жизни — необходимость со­циализации каждого поколения, обучение социальным нор­мам. Человек от рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым. Каждого ребенка при­ходится обучать «правилам игры», т.е. приучать к социальным нормам, опираясь на поощрения и санкции со стороны как родителей, так и институциональной среды вне семьи (школа, община, массовая коммуникация, референтная группа стар­ших детей и т.д.). Передача норм от одного поколения к дру­гому жестко связана с их преемственностью. Каждое общество во всей своей справедливости/несправедливости неравенства воссоздается заново с рождением каждого ребенка.

Устойчивость норм предопределена процессами социали­зации и существованием санкций за их нарушение, ведущих к конформному поведению; но в то же время нормы не совсем стабильны, в частности и потому, что процессы социализации и санкций не являются совершенными, их эффективность ко­леблется от семьи к семье и от поколения к поколению. По этой причине (хотя и не только) каждое общество постоянно изменяется (см.: [Эфендиев, 20006, с. 470-503; Кон, 1967, 1988; Тернер, 1985, с. 230-249; Шибутани, 1969]).

Все сказанное относится к уровню межличностного взаи­модействия. Но на том уровне социального взаимодействия, социальных отношений, на котором оперирует социология,

Глава 2. Социальная структура общества

изучая социальное неравенство, мы не имеем дела с индивида­ми. Их статус, роли, индивидуальные особенности — лишь по­верхность, за которой скрывается подлинность социальности: социальные категории людей, их потребности и интересы, т.е. группы в их взаимодействии и взаимоотношениях.

Date: 2015-09-22; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию