Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология в системе социальных и гуманитарных наук





 

В традиционных экономических теориях была сформирована весьма упрощенная модель человека – homo economicus. Человек экономический лишен почти всех человеческих качеств. Это чисто рациональное и утилитарное существо, деятельность которого направлена исключительно на получение личной выгоды (прибыли). Оно очень эгоистично, лишено посторонних эмоций и приверженности традициям. Социология позволяет учесть иные аспекты человеческих действий, прежде всего человеческую субъективность в её целостности

. Если традиционная экономическая теория рассматривает экономические процессы как сугубо материальные, лишенные человеческой субъективности, то социология способна учесть то обстоятельство, что общество наделено сознанием и волей, в нём циркулируют определенные ценности и идеалы, нормы и верования.

Реальное сознание людей (понятие, использованное известным российским социологом Ж. Т. Тощенко), их менталитет не менее серьезная сила, чем объективные экономические процессы. В недопонимании этого обстоятельства со стороны отечественных экономистов-реформаторов состоит одна из глубинных причин "пробуксовки" экономических реформ в России. Социология позволяет экономической науке избавляться от бессубъектного рассмотрения своего предмета.

1.6. "Социальное" как фундаментальная категория социологии

Фундаментальной категорией социологии выступает понятие "социальное". Мы будем понимать социальное как особую сторону ("сферу") общественной целостности, отличную от таких ее сторон ("сфер") как политическое, экономическое и духовное. Социальное связано, прежде всего, со способностью индивида прогнозировать как свои собственные действия, так и ответные реакции иных индивидов. Возникает "силовое поле", "сеть" множества взаимных индивидуальных ожиданий, обязательств, воль, характеров, целей и интересов. Их упорядочивание осуществляется с помощью общественных ценностей и норм: традиций, обычаев, моральных принципов, норм права, представлений о справедливости, благе и др.

Таким образом, важной предпосылкой возникновения социального является человеческое сознание. Сознание и поведение людей оказываются объектом главного интереса конкретных социологических исследований.

Становится понятным, почему предметом социологии у Вебера выступает не общество, не народ, не коллективное, а именно социальное действие, т. е. поведение индивидов, выраженное в действии или бездействии и направленное на других людей.

Социальное действие – это та элементарная "клеточка", из которой складываются все сложные социальные явления – семья, род, коллектив, иные виды взаимодействия людей. С другой стороны, как уже отмечалось, социальное действие было бы невозможно вне общества с его системой знаний, ценностей и норм.

Социальная реальность – это определенная среда, своего рода сеть, состоящая из мотивов, устремлений, ожиданий и т. п. Эта реальность в подавляющем большинстве своих аспектов невидима, она может только мыслиться, обнаруживаться мыслью и проявляться в ней.

Социальная реальность тесно связана с миром материальных предметов и существует объективно, независимо от нашего желания или воли. В этом смысле, о социальном иногда говорят как об особой – нефизической – материи. Возьмем, например, сеть взаимоотношений между студентами и преподавателями. Эти отношения не сотканы из физической материи. Тем не менее, они реальны и представляют собой совокупность ожиданий, норм, предпочтений, уважения и иных символических структур.

Эта символическая реальность имеет свои законы, значительно отличающиеся от законов физической реальности.

 

 







Date: 2015-09-24; view: 328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию