Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объект и предмет социологии. Специфика социологии как наукиСтр 1 из 13Следующая ⇒
Социология как наука. Историко-социологическое введение
1.1. Этимология термина "социология" Термин "социология" происходит от 2-х слов: латинского " societas " – общество и греческого " логос " – учение. Впервые данный термин для обозначения особой – «позитивной» – науки об обществе употребил Огюст Конт (1798 – 1857), французский философ-позитивист. Таким образом, этимологически социология есть наука об обществе во всех его проявлениях.
Объект и предмет социологии. Специфика социологии как науки Социология – далеко не единственная наука, изучающая общество. Его изучением заняты также политология, история, экономика, демография, социальная философия, лингвистика, психология, этнография, антропология и т. д. У всех этих наук общий с социологией объект познания – человеческое общество. Объектом социологии выступает общество в его развитии и внутренних взаимосвязях. Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, организаций и групп. Человеческое общество является самым сложным, трудным для изучения и самым необычным объектом во Вселенной. Оно обладает наиболее сложной структурой, т. е. наибольшим числом различного рода внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей. В отличие от объектов естествознания, общество постоянно меняется и, что еще более важно, оно наделено сознанием и волей, ему присущи те или иные цели, ценности и идеалы. Это резко отличает общество от объектов естествознания, существенно затрудняет его объективное исследование. Наконец, субъект познания в социологии не отделен от своего объекта, как это имеет место в естественных науках, а включен в него. Социолог еще до начала своих исследований имеет определенные представления об обществе, у него сформировались те или иные идеалы, нравственные и политические позиции, практические интересы и цели. Всё перечисленное сильно затрудняет беспристрастное изучение человеческого общества. социальный аспект общественной жизни нельзя свести ни к политическому, ни к экономическому, ни к духовному аспектам.
В самом общем виде, предметом социологии выступает сама категория социального, понимаемая как особая область бытия человека и общества, и взятая в её оппозиции понятиям духовного, политического и экономического. Социология как наука изучает сущность социального, его различные формы и уровни, закономерности и качественные характеристики социальной структуры и социального процесса.
1.3. Возникновение социологии: предпосылки и особенности её формирования
социология как наука возникла в середине XIX века. Объективно возникновение социологии явилось ответом на потребности формирующегося гражданского общества в самопознании и самоуправлении. Субъективно, ее создателями, социология мыслилась как альтернатива прежнему философскому взгляду на общество. Основоположником социологии является О. Конт, философ-позитивист. Согласно его воззрениям, философия представляет собой низшую по сравнению с наукой форму и стадию знания, и поэтому она должна уступить место науке. Наука же – сама себе философия. О. Конту заложил фундамент эмпирической науки об обществе. За образец своей науки он взял физику, механику с ее опорой на опыт, эксперимент, наблюдение и количественный (математический) анализ. Подобный подход своей предпосылкой имел философский механицизм XVII – XVIII веков, широко распространившуюся в ту эпоху убежденность в возможности и даже необходимости свед е ния всего многообразия природных, социальных и психических явлений к механическим закономерностям. В эпоху Просвещения общество было принято сравнивать с машиной, а человека с винтиком в этом огромном механизме. Не случайно эта наука получила вначале название «социальная физика». Методы социологии, по убеждению О. Конта, должны приближаться к методам естественных наук. Попытки редукции (свед е ния) всего многообразия социальной жизни к механическим законам сравнительно быстро обнаружили свою несостоятельность. Поэтому продолжатель дела О. Конта Герберт Спенсер (1820 – 1903) попытался объяснить социальные явления и процессы опираясь уже не на механику, а на биологические закономерности. Он рассматривал общество как некий социальный организм, которому свойственны количественный рост и структурная дифференциация, юность, зрелость и т. д. Идея же механической причинности в социологии нашла воплощение в географическом направлении. Сторонники данной точки зрения (Э. Реклю, Ж. Ратцель и др.) объясняли особенности социального устройства географическими факторами (климатом, размерами и другими особенностями территории и т. п.). Следующим этапом в развитии социологии оказался психологизм (Л. Гумплович, Л. Уорд, Г. Тард). Это попытка объяснить социальные явления теми или иными психологическим факторами. Одним из наиболее успешных направлений психологической школы является бихевиоризм (Дж. Хоманс и др.). Данное направление, получившее наибольшее распространение в США, пыталось свести многообразие всех общественных явлений к поведению людей, к простому взаимодействию между внешними стимулами и ответными реакциями человеческого организма. Некоторые сторонники этой точки зрения даже не признавали реальности человеческого сознания.
Огромную роль в развитии социологии как науки сыграл Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917), впервые показавший несостоятельность попыток свед е ния социальной реальности к биологическим, психологическим или механическим закономерностям. Общество, по Дюркгейму, есть особая надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. Предметом изучения социологии должны быть т. н. "социальные факты". Социальный факт – это способ действия, оказывающий на индивида внешнее принуждение и распространенный на всем протяжении данного общества. К социальным фактам Э. Дюркгейм относил способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивидуума и навязанные ему. Социолог, по его мнению, должен рассматривать социальное (социальные факты) как нечто исходное, далее ни к чему не сводимое. Социальные факты, суть особые вещи, т. е. не зависят от индивидуального сознания. Объясняться они могут только другими социальными фактами. Позднее эти "объективистские" требования Дюркгейма стали рассматриваться некоторыми социологами как чрезмерные, ибо они запрещали учитывать факты иной природы (психологические, географические, биологические и др.). Однако данные положения оказали исключительное влияние на последующее развитие социологии как науки. Не меньшую роль в развитии социологии сыграл Макс Вебер (1864 – 1920). Он выявил особый характер социальной реальности (социальный фактов) и показал, что о действиях людей нельзя судить только по внешне наблюдаемым последствиям, поскольку одни и те же действие могут иметь ("нести") существенно разный смысл. Необходимо устанавливать мотивы этих действий. Следовательно, только на основе понимания действий людей можно интерпретировать социальные явления. Это позволяет исследователям быть относительно нейтральными и объективными при изучении общественных феноменов, и в то же время дает им возможность становиться на позиции разных людей, понимать их переживания и мотивы. Вебер предложил различать оценку как субъективное отношение индивида к действиям других людей и ценности – реально существующие в обществе ценностные предпочтения (в терминологии Вебера – " отнесение к ценностям "). Ценностные предпочтения общества Вебер назвал " интересом эпохи ". По сути, этот интерес есть ни что иное, как социально-исторические обстоятельства и господствующие в обществе идеи. Способность социолога нейтрализовать свое личностное отношение к социальному феномену делает социологию объективной наукой. Общество, по Веберу, это сложное взаимодействие людей, являющееся продуктом их социальных действий. По мнению большинства современных западных социологов Э. Дюркгейм, М. Вебер, а также К. Маркс, несмотря на все различие своих идей, заложили основы современной социологии, а их взгляды были использованы большинством существующих в настоящее время социологических школ и направлений. Например, в основу " объясняющего " (структуралистского) направления легли взгляды Дюркгейма. В рамках данного подхода общество рассматривается как надындивидуальная реальность, имеющая весьма стабильную социальную структуру. Идеи Вебера были использованы " понимающей " (экзистенциальной) социологией, сводящей социум к связям отдельных индивидов, обладающих определенной свободой выбора. К этому направлению тяготеют, в частности, основоположники символического интеракционизма Дж. Мид (1863 – 1931), этнометодологии Г. Гарфинкель (род. 1917) и др. Системный подход в социологии, заложенный трудами Э. Дюркгейма в значительной мере удалось развить Т. Парсонсу (1902 – 1979), создателю структурно-функционального направления в социологии. Общество Т. Парсонс рассматривал как систему отношений между людьми, скрепляемую нормами и ценностями. Этот круг представлений позднее был переосмыслен Р. Мертоном (род. 1910). Важные идеи принадлежат социологам неомарксистской франкфуртской школы (М. Хоркхаймер (1895 – 1973), Т. Адорно (1903 – 1969), Э. Фромм (1900 – 1980), Г. Маркузе (1898 – 1979)) и феноменологической социологии (А. Шюц (1899 – 1959)). Большую роль в развитии социологии сыграли также К. Маннгейм (1893 – 1947) – основоположник социологии знания, Г. Зиммель (1858 – 1918) – основоположник формальной социологии, П. Сорокин (1889 – 1968) – один из создателей теории социальной стратификации. Рассматривая историю социологии, нельзя не сказать несколько слов об ее предыстории. Большую роль в становлении социологии сыграла философия, точнее социально-политические идеи таких крупнейших философов прошлого как Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Руссо, Кант, Гегель и др. Важную роль в становлении социологии сыграли также английские «политические арифметики» XVII века (Д. Граунт и др.), разработавшие количественные методы изучения общества и заложившие основы демографии.
Date: 2015-09-24; view: 334; Нарушение авторских прав |