Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детоцентристская и супружеская семья





В последние десятилетия в развитии института семьи появились но­вые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее из­учению. Об этом обычно судят на основании динамики демографи­ческих показателей — общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации (о чем шла речь выше). Феномен, ко­торый сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, — это повсеместно происходящий процесс размывания поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.

Одна из таких тенденций — тренд к детоцентристскому типу се­мьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувст­венной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к осознанию необходи­мости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Же­ланный ребенок превращается в объект родительской любви и стой­кой привязанности. Детоцентристская семья по природе малодетна.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимноэмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины XX столетия. Даже в деревенских семьях, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х гг. XX в. многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать своим детям максимальные возможности для образования. Дети, судя по высказываниям боль­шинства опрошенных сельских жителей, — главный смысл семьи. В детоцентристской семье, как показывают социологические исследования, сколь бы скромным ни был ее бюджет, изыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими развивающих круж­ков и школ, театров, концертов и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.

Стремление заботиться о материальной и духовной стороне жиз­ни своих детей — явление положительное. Однако гипертрофированное чувство долга, дополненное отходом от аскетической тради­ции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит как избыток нежности, так и излишняя авторитарность. Нередко родите­ли не общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.

Появление детоцентристского типа семьи предопределило новую семейную стратегию — адаптацию (психологическую совместимость) супругов. Совместное проживание мужа и жены в условиях отсутст­вия ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относи­тельно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно свя­занных между собой приспособительных отношений, каждое из ко­торых в большей или меньшей степени оказывает воздействие на стабильность семьи. И действительно, судя по эмпирическим ма­териалам (опросы, проведенные С. И. Голодом[1]), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, ин­формационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши име­ют подвижную иерархизированную структуру, а сдвиги в ней предо­пределяются стадией развития той или иной семьи.

В последнее время наблюдается зарождение еще одного типа моно­гамии — супружеская семья. В такого рода семье взаимоотношения определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а в большей степени отношениями между мужем и женой, т. е. родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Часть социологов считают, что такая семья определяет лицо современной цивилизации.

Супружеская семья — исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь откры­ваются уникальные возможности для отхода от господства зависи­мых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структур­ным составляющим семейных отношений: муж — жена, родители — дети, супруги — родственники, дети — прародители. Иными слова­ми, в границах одного семейного тина возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможно­сти самореализации для всех.

► Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

Отсюда следует его институциональный характер, симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена.

В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества в совре­менном его понимании, могли практически реализовываться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождающихся индивидуализа­цией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответствен­ности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.

Date: 2015-09-24; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию