Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое развитие института семьи





Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. — смешанный, общий) или «полигамия» (греч. — многобрачие), началось во второй полови­не XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определи лось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, но Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Баховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки но древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).

Американский социальный антрополог Льюис Морган (1818-1881) впервые попытался представить целостную картину истории семьи как социального института. С его точки зрения, семья в своем развитии прошла через следующие фазы: кровнородственная семья брачные группы разделены по поколениям), пуналуальная семья исключены сексуальные отношения между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная жена среди многих жен).

Дальнейшие исследования уточнили общую картину. С точки зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют следующие этапы.

1. Промискуитет (характерен для низшей ступени дикости) — это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограничен­ные половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходило ограничение полового общения и начали вы­деляться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено, что привело к возникновению особой формы семьи — кровнородственной.

2. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто при­надлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья являет­ся эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколе­ния, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи — пуналуальной.

3. Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и па остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому тину се­мьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это — брак ме­жду людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являют­ся группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказы­ваются устойчивые и продолжительные связи между одним муж чиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парно­го брака.

Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой се­мье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство — полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамно и семьи, возникающей во времена разложения родового строя и по­явления частной собственности.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной собственности и стремле­ние ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные периоды развития общества и в отдельных социальных общностях.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сего дня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочета­ния. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятель­ными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям — мужской и женской.

Если выделить основные тенденции в историческом развитии се­мьи, получится следующая картина:

по количеству супругов: полигамия, которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество) — моногамия (однобрачие);

по власти в семье: матриархат — патриархат — эгалитарная семья;
по составу: родовая семья — нуклеарная (простая: только супруги

или сложная: родители и дети) семья;

по количеству детей:

многодетная — малодетная или бездетная семья;

по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) — детоцентристская — супружеская семья.

Можно проследить тенденции по развитию форм семейной жиз­ни, по отношению церкви и государства к институту семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.

Date: 2015-09-24; view: 674; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию