Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
Педагогика - это наука о педагогической деятельности. Основная цель педагогической науки состоит в обнаружении объективных закономерностей педагогической деятельности, в сознательном и целенаправленном применении познанного на практике. Она относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, биологическими науками, медициной и другими отраслями человекознания. Связь педагогики с другими науками определяется объектами связи (понятия-термины, закономерности, концепции, предметы, объекты, процессы, критерии, методы), и типами связи (взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, междисциплинарная и межнаучная интеграция). Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы: Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; Применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках; Участие педагогики в комплексных исследованиях человека. 5. Система педагогических наук Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли. В связи с этим современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании. Отрасли ее составляющие, получили статус самостоятельных научных дисциплин. Отрасли педагогики: философия воспитания – область знаний, использующая в воспитательной практике идеи различных философских систем; педагогика – изучает традиционные народные методы и приемы обучения и воспитания людей; история педагогики – исследует исторические этапы развития педагогических идей и взглядов; Источником для истории педагогики служат официальные материалы, относящиеся к сфере образования; учебники, программы и учебные пособия, применявшиеся в школах; труды педагогов, педагогическая и непедагогическая пресса; архивные материалы, мемуарная и художественная литература. Условно выделяются следующие периоды истории образования: древняя; средневековая; новая; новейшая; общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебновоспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: общие основы; дидактику (теорию обучения); теорию воспитания; школоведение; дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию; школьная педагогика – изучает особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средней школе; (традиционно содержит четыре раздела: основы учебно-воспитательного процесса; дидактику (теорию обучения); теорию воспитания; школоведение); педагогика высшей школы – изучает особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения высшего образования; коррекционная педагогика – занимается обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности. Она распадается на ряд отраслей: сурдопедагогику – педагогику обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих; тифлопедагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих; олигофренопедагогику, исследующую закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей; педагогика неформального образования – изучает неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания; педагогика образования взрослых (андрагогика, геронтогогика) – специально исследует формы и способы образования взрослых людей; лечебная педагогика (валеология) – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию и практику сочетания лечебных и педагогических средств для воспитания и подготовки к жизни детей с отклонениями в развитии; педагогика пенитенциарных учреждений (исправительно-трудовая педагогика) – содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, и связана с юриспруденцией и правоведением; этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей.сравнительная педагогика – область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира; социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых; военная педагогика разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где молодежь осваивает воинские специальности; частные, или предметные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в учебно-воспитательных учреждениях всех типов. Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей общественных знаний. 6. Взаимосвязь педагогики с другими науками Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет то, что необходимо для более правильного и всестороннего понимания изучаемых ею феноменов. Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике, и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний. Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов. Философия и социология (как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества) дают возможность учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность. Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей. Экономические науки дают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношений, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит обучение и воспитание людей. Науки о трудовой деятельности помогают педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных видов профессиональной деятельности. Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей. Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания. Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования и т. д. в различные периоды развития людей и общества. Благодаря генетики, кибернетики, информатики педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др. Методологические основы (общая, специальная и частная методология педагогики) дают возможность педагогике правильно осмысливать предметы и явления окружающей действительности, четко осознавать закономерности их функционирования и связи, существующие между ними, и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания, развития и психологической подготовки людей. Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие их формы (по Р.Г. Гуровой): использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках; участие педагогики в комплексных исследованиях человека. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЕ 1.1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ И НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ 1. Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Постепенно сфера применения педагогики расширилась, в результате она превратилась в систему наук, включающую в себя многочисленные отрасли. 2. История развития педагогической науки включает следующие этапы: эмпирический этап, этап формирования педагогики как науки, современный этап развития педагогики. 3. Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалектику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практических рекомендаций. 3. Основные характеристики педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Date: 2015-09-24; view: 3954; Нарушение авторских прав |