Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы государственной политики в сфере образования





Организационной основой государственной политики в области образования является законодательство государств, основывающееся на конституции и иных законодательных актах об образовании. Основная задача законодательства государств об образовании — регулирование общественных отношений в области воспитания, обучения, профессиональной и научной подготовки. Кроме того, задачами законодательства государств в области образования являются:
• разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;• обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;• создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;• определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в этой сфере.

К основным принципам государственной политики в области образования относятся следующие:• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;• защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций, а также обеспечение единства общемирового культурного и образовательного пространства;• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;• светский характер образования в государственных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании;• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений;• независимость государственной системы образования от политических партий, других общественных и религиозных организаций;• интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образовательными системами других стран;• гибкость и прогностичность системы образования, единство и преемственность, непрерывность и многообразие образования.

Государственная политика в области образования определяется высшей законодательной властью государства в соответствии с его конституцией и осуществляется органами государственного и общественного управления.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах, записанных в ст. 2 Закона РФ "Об образовании":

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 2 Закона устанавливает основные положения государственной политики в области образования. По существу это.исходный пункт, основа современной, государственной концепции образования.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства).

Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемерное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни. Одновременно государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) (наряду с политической, финансово-экономической, правовой, организационной и т. д.) проводимых в стране преобразований (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).

При формулировании государственной политики в сфере образования, как правило, учитываются все ее социальные функции, в том числе и такая, как консолидация образовательными средствами местных, территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах динамичного развития страны и ее административных единиц (регионов).

Являясь сферой, в которой концентрируются многочисленные и разнообразные интересы личности, общества и государства, образование и формируемая как общественное соглашение образовательная политика провозглашает и закрепляет в общественном сознании те ценностные ориентации, которые нормируют, задают этические основы складывающихся заново общественных отношений.

Государственная политика в сфере образования является неотъемлемой составной частью политики по обеспечению государственной безопасности. В этом смысле государство призвано проявлять постоянную заинтересованность в развитии системы образования.

Если же осуществляемая государственная политика в области образования не соответствует критерию ее направленности на развитие этой сферы, то она фактически игнорирует конституционную норму о праве граждан Российской Федерации на образование, не учитывает интересы обеспечения безопасности страны, входит в противоречие с общемировыми тенденциями и нуждается в пересмотре.

Механизм реализации государственной политики в этой сфере заложен в Федеральной программе развития образования на определенный период, в региональных программах развития образования, которые должны иметь форму закона.

Гуманистический характер образования высшим принципом провозглашает интересы человека, духовное и физическое развитие человека как цели образования. Гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

В соответствии с этим принципом образование направлено на развитие человека, его гражданское и нравственное воспитание, общекультурное становление как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса: к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.

Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач, задач правового воспитания. Это такие задачи, как: освоить вместе с ребенком механизмы его индивидуального саморазвития; помочь ему увидеть перспективы саморазвития; стимулировать творческий взгляд на вещи; поощрять и развивать аналитическое конструктивно-практическое отношение к миру; сформировать отношение к законам1.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную центрированность на обучающемся, т. е. антропоцентрическую концепцию образования, предметно, дисциплинарно противостоящую

сциентистской концепции. Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека. Воспитывающая, развивающая функция учителя становится ведущей по отношению к его обучающей, информационной, контролирующей функциям.

Гуманистический характер профессионального образования предполагает, с одной стороны, системное включение дисциплин гуманитарного цикла в естественно-научное и техническое образования, а с другой -г - аналогичное системное включение дисциплин естественно-научного цикла в подготовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс будет способствовать формированию у будущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соотносится с общей целью образования человека.

Свободное развитие личности предполагает создание условий для образования с минимальным применением насилия (без насилия вообще воспитание невозможно), в соответствии со способностями человека и психофизиологическими возможностями человека, интересами и потребностями, которые не несут асоциальной направленности. Свободное развитие личности подразумевает также признание за ней самостоятельной социальной позиции и права на самоопределение в процессе образования1.

Адаптивность системы - усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации.

Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Он основывается на свободе совести граждан, а также на том, что Российская Федерация, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством.

Государственно-общественный характер управления образованием предполагает отказ государства от монополии на решение всех принципиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования, установление паритета государства и общества в выработке и реализации общенациональной образовательной политики.

В течение длительного времени так называемой деполитизации и деидеологизации в нашей стране, по мнению коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ, выраженному в документе "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования" (1997 г.), не проводилась в жизнь политика в области воспитания, основанная на принципах гуманизма и высокой гражданственности, зафиксированных в Конституции РФ, Законе РФ "Об образовании", международных актах о правах человека.

Все это приводило к тому, что процесс формирования новых ценностных ориентации в системе общего и профессионального образования шел (и сейчас идет) сложно и противоречиво. Анализ реального состояния дел в 1997 г. позволил сделать вывод о том, что воспитание и психологическая поддержка личности в образовательных учреждениях отстают от диктуемых временем требований.

Министерство поставило перед образовательными учреждениями задачу вернуть воспитанию статус неотъемлемого компонента целостного процесса образования, без которого образование не в состоянии эффективно выполнять свои функции социального института.

Педагогические коллективы решают триединую задачу. Помогают своим воспитанникам формировать ценностные ориентации и поведение, свойственное общественному строю, в который входит реформируемое российское общество. Адаптируют к нему позитивные духовные традиции, накопленные на протяжении тысячелетней истории российской государственности. Преодолевают консервативные стереотипы и привычки, мешающие становлению личности, призванной жить и трудиться в условиях рыночных отношений, конкуренции и ценностей современного мира.

Цель воспитания - сформировать свободного субъекта, сочетающего профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, способность жить и работать в проблемных ситуациях сложного мира, внутреннюю устойчивость и цельность с развитым нравственным сознанием.

Социологический анализ ценностных ориентации обучающихся показал, что нравственная и мотивационная сфера личности подвержены деградации, резко смещены в сторону бездуховности, индивидуализма и космополитизма, субкультурных и контркультурных предпочтений.

Мониторинг "Молодежь России" (ноябрь 1995 г.) выявил, что намерение уехать из страны в младших возрастных группах молодежи достаточно велико: у 14-16-летних - 28%. Среди москвичей-старшеклассников уехали бы, не- задумываясь, за границу 16,5%, склоняются к такому решению - 21% и лишь 29,5% опрошенных дали отрицательный ответ.

Количество преступлений несовершеннолетних за период 1991-1995 гг. возросло на 21%, а подростков, принимавших в них участие, - на 30,5%. Большое число детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя, в неполной семье. Из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, треть из них может оказаться перед необходимостью ограничений в выборе профессий.

В 1995 г. в 2,3 раза увеличилось число лиц, выбывших из общеобразовательной школы.

Эти данные требуют корректировки государственной политики в области образования, повышения ее эффективности.

Пункт 1 ст. 2 Закона РФ "Об образовании" включает несколько позиций, характеризующих гуманистический характер образования в целом.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает прежде всего определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому под общечеловеческими понимаются такие ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. В качестве общечеловеческих выступают ныне такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония), справедливость, равенство, сотрудничество, терпимость, счастье, свобода, милосердие, творчество, труд, мирное решение споров.

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе.

Ценность рассматривают как цель. К ней стремятся ради нее самой. Она идеал. Общечеловеческая ценность истины - это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Процесс установления истины с большой буквы является одной из важных задач образования.

Общечеловеческие ценности общественного сознания, интернационализированные индивидуальным сознанием человека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека. Понятие "гражданин страны", "гражданин России" означает, что человек принимает на себя обязанность соблюдать законы и ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ему- Конституцией.

Воспитание гражданственности означает развитие у человека с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни.

Воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры, - с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственно человеческой потребности в труде. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных педагогических задач.

Труд как естественное условие человеческой жизни характеризует ее во всех общественных формах - это состояние нормального человеческого бытия. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Одно из основных правил воспитания трудолюбия - стимулирование и поощрение труда ребенка. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебе, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности) - лепка, вышивание, кройка и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость полученного результата.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспитания свободы. Свобода человека определяется свободой воли, т. е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости (детерминированности) человеческого поведения.

Общепринятым является положение, что свобода всегда относительна, она всегда связана, соотнесена с необходимостью. Свобода человека, по определению, есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, быть не может. Социальная психология сформулировала тезис о том, что свобода одного человека всегда есть ограничение свободы другого (других). Свобода человека осуществима в форме закона. В то же время закон есть условие реализации свободы. Уважение другого лица как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.

Права и свободы человека, зафиксированные в Конституции России, являются предметом целенаправленного воспитания в школе. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье, с формирования чувства признания и принятия другого человека как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека. Любовь -к природе означает переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства - по форме, цвету, пропорции и т. д. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная работа по ее сохранению и улучшению.

Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий.

Любовь к Родине означает готовность защищать ее, брать ответственность за нее, служить ей.

Воспитание любви к своему народу. В странах многонациональных, как наша, национальный патриотизм, по мнению Солженицина, есть составная и подкрепляющая часть общегражданского. К национальному патриотизму применимы следующие характеристики: готовность делить невзгоды, жертвовать, неугодливость служения.

"Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье. В этой любви никто не может быть укорен, но лишь уважен. Как бы ни был круговертен и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация - тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи - общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и.задачи ее на будущее"1.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благодарения, ценность добра.

Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений: "ребенок - предмет, предметный мир, мир вещей" и "ребенок - взрослый". Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе - его самооценка на основе оценки взрослых. Общение со взрослым является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления.

Роль семьи как источника формирования личности не уменьшается в период школьного детства человека - она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким2.

 

Date: 2015-09-24; view: 3195; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию