Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
предпринимательства. Эффективность экобизнеса⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Ведущую позицию в рыночной экономике играет предпринимательство. Оно должно сыграть существенную роль не только в обновлении общества, но и в решении экологических проблем. Предпринимательство — это потенциал человеческой активности, основывающийся на стремлении, заинтересованности людей. Для предпринимательства самым важным является свобода в принятии решений и их реализация, полная экономическая ответственностью за результаты. Успех в предпринимательстве сопутствует тому, кто быстрее реагирует на запросы общества. Такую задачу более оперативно могут решать предприятия малого и среднего бизнеса. Но выбор масштаба деятельности и размера предприятия в каждом конкретном случае предприниматель должен осуществить после сравнительной эколого-социально-экономической оценки результатов. В нашей стране экобизнес формируется и развивается, поэтому должен учитывать опыт других стран. Основные принципы экобизнеса изложены в «Хартии предпринимательской деятельности», подготовленной Международной торговой палатой в 1990 году. В Хартии выдвинуты 16 принципов, их целью является содействие тому, чтобы как можно больше предприятий приняли на себя в качестве обязательной линии совершенствование своих природоохранных действий. Наиболее важные из них: - приоритетная для предприятий экологическая безопасность; - интегрированный менеджмент; - процесс совершенствования; - обучение персонала и партисипативность (массовость участия в мероприятиях по охране природы) и др.
Более конкретные принципы были разработаны в 1989 г. некоммерческой организацией CERES (Коалиция за ответственное к природе экономику). К 1996 г. принципы коалиции обязались выполнять 81 компания. Основная задача — приспособление меняющихся технологий к особенностям окружающей среды. Реализация задач ответственного отношения экономики к природе предполагается осуществить с помощью следующих принципов: 1) Защита биосферы; 2) Поддержка сохранности природных ресурсов; 3) Сохранение и использование отходов; 4) Сбережение энергии; 5) Уменьшение риска; 6) Безопасная продукция и услуги; 7) Восстановление окружающей среды; 8) Информирование общественности; 9) Обязательства руководства; 10)Аудиты и доклады. Формы экологического предпринимательства могут быть разнообразными. Основное предпринимательство, связанное с экологическими требованиями и ограничениями включает в себя: - производство экотехники, оборудования, приборов и устройств; - разработка новых и малоотходных технологий, новых веществ. Дополняющее предпринимательство — когда существующее неэкологичное производство увязано с: - повторно-последовательным использованием свойств и качеств ресурсов; - утилизацией отходов (рециклирование); - мерами, способствующими увеличению извлечения полезных ископаемых.
Экологическое предпринимательство в нашей стране начинается с 1989 г. - начало движения «зеленых». В 1991 г. было зарегистрировано более 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства. В 1992 г. их количество заметно уменьшилось, но оставшиеся основной упор сделали на оказание услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. Экологическое предпринимательство должно занять свою нишу в бизнесе. Оно должно быть представлено как крупным, так и средним и малым бизнесом. В целом, экологическое предпринимательство должно способствовать изменению поля производственных возможностей общества и использованию наличных ее ресурсов в полной мере. Эффективность экологического предпринимательства можно определить на разных уровнях: - на уровне общества — занятость, дополнительная продукция; - на уровне региона — использование вторичных ресурсов и т.п. - на уровне фирмы — получение дополнительной прибыли.
Эффективность экологического предпринимательства — это сопоставление эффектов (экологического, социального и экономического) и необходимых для их достижения затрат. Новые идеи по экологизации производства, как правило, приносят хорошие результаты. Особенно наглядно это проявляется при использовании отходов. Увеличивается производство товаров народного потребления из отходов и тем самым уменьшают платежи за загрязнение и размещение отходов, предотвращается ущерб окружающей среде, фирмы получают дополнительную прибыль, так как используется дешевое вторичное сырье. В целом, общий эффект использования отходов складывается из эффектов предприятия и потребления населения, а также эффектов в сопряженных производствах и отраслях и социально-экологического эффекта. Критерием эффективности использования отходов вместо традиционного сырья является достигаемый народнохозяйственный результат:
, где
С — полные издержки получения продукции из отходов; См — затраты на освоение компенсирующего месторождения, обеспечивающего получение дополнительного сырья; Сн — затраты на добычу и переработку сырья нового месторождения; Э — затраты в природоохранной сфере.
Э = У + Сэ, где
У — затраты на предотвращение экономического ущерба; Сэ — затраты на природоохранные мероприятия при освоении и эксплуатации нового месторождения.
Опыт работы зеленого бизнеса за рубежом показывает, что многие фирмы получают солидную прибыль за счет снижения загрязнения окружающей среды. Компании разрабатывают различные проекты по уменьшению загрязнения окружающей среды, утилизации отходов. Защита окружающей среды становится надежным вложением капитала. Положительный опыт экобизнеса широко освещается в печати. Это обеспечивает экоимидж фирмы, а также способствует распространению знаний и формированию экологического мышления.
ВОПРОСЫ
1. Перечислите важные черты экологического предпринимательства. 2. Что является основным видом экологического предпринимательства? 3. В чем выражается эффективность экологического предпринимательства? ТЕМА 10. Экологический менеджмент В последнее время возрастает интерес к использованию менеджмента для решения природоохранных проблем. Экологическая деятельность предпринимателей зависит от их способности и возможности добиться интегрированных целей – экологических и хозяйственных. Это возможно на основе выработки долгосрочной стратегии развития фирмы. Если предприятие не имеет своей целью экологическую ориентацию, то внедрение в него системы экоменеджмента теряет смысл. В зависимости от побудительного мотива (цели) определяется вид экоменеджмента. Экологические цели могут выражать собственные интересы определенной группы сотрудников фирмы с целью обеспечения зеленого имиджа, снижения издержек, рисков и т. д. Внутренние стимулы проведения активной политики в области охраны окружающей среды могут быть как экономическими, так и неэкономическими. В зависимости от целей экологический менеджмент подразделяется на активный и пассивный (оборонительный). Активный (наступательный) экоменеджмент строится на ясной цели, охватывает различные функции и ориентирован на рынок. Напротив, пассивный (реактивный) экоменеджмент старается реагировать на требования законодательства, то есть охраной окружающей среды приходится заниматься по принуждению. Существует несколько определений экологического менеджмента: —это система, искусство управления в целях улучшения природоохранной деятельности предприятий и организаций вконкретных рыночных ситуациях; —анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль запроведением природоохранных мероприятий с целью получения прибыли и обеспечения экологически безопасногоразвития; —система управленческих рычагов, обеспечивающая совокупный эффект скоординированной деятельности многих людей в области защиты окружающей среды. Экоменеджмент является элементом системы менеджмента, ориентированным на вполне определенный объект (подобно кадровому, производственному или финансовому менеджменту). Целевым объектом здесь являются эффекты, оказываемые хозяйственной деятельностью предприятия на окружающую среду: предотвращение ущерба окружающей среде, энергосбережение и т.д. Причем экостратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия.
Менеджмент в условиях рыночной экономики строится на конкуренции и направлен на выигрыш. Поэтому главной его задачей становится знание основных «золотых» правил менеджмента: 1) Уметь определять возможность, очередность, последовательность выполняемых задач; 2) Не поручать другим самые существенные, «судьбоносные» вопросы, от решения которых зависит будущее фирмы; 3) Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности. 4) Действовать быстро и решительно в случаях, если промедление смерти подобно; 5) Быть хорошо информированным в своей области; 6) Не заниматься второстепенным; 7) Действовать только в рамках возможного и реального; 8) Уметь проигрывать, когда это неизбежно; 9) Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях; 10) Находить удовлетворение в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовлетворение. Главная задача менеджмента: знать эти правила, их понимать и уметь применять. Но в основе принятия любого решения лежит информация: мониторинг, нормативы, сведения о технологиях, маркетинговая информация и др. Необходима не просто любая информация, а именно нужная. Особенностью информации как ресурса является то, что она быстро устаревает. Кроме того возрастает и ценность опыта. Экоменеджмент формируется не мгновенно. Требуется определенное время для подготовки условий к внедрению инноваций. В современном менеджменте выделяют 4 функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. В задачу высшего менеджмента входит включение экологических целей в стратегическое планирование. При планировании обосновываются необходимые инвестиции, предусматриваются специальные маркетинговые стратегии. Основным элементом планирования служит бизнес-план. В структуре бизнес-плана природоохранной и ресурсосберегающей деятельности содержатся следующие разделы: 1. Возможности эколого-экономических систем; 2. Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологический потенциал, наличие базовых экологических ограничений; 3. Рынок сбыта продукции, полученный из отходов производства и услуг; 4. Конкуренция на рынке сбыта продукции и услуг по осуществлению природоохранной и ресурсосберегающей деятельности; 5. План маркетинга; 6. План природоохранной и ресурсосберегающей деятельности; 7. Организационный план по кооперации производств и объектов инфраструктуры для увеличения эколого-экономического эффекта природоохраны и ресурсосбережения; 8. Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберегающей деятельности; 9. Социально-экономическая оценка риска для страхования субъектов и объектов от возможных экологических катастроф; 10. Финансовый план; 11. План капитального строительства природоохранных объектов, их реконструкции и стратегия финансирования. Одним из основных элементов экоменеджмента является экологический маркетинг. В центре маркетинга находится потребитель, к потребностям которого необходимо приспосабливаться. Ядром экомаркетинга является то, что экологичность продукта во всех его фазах (от производства до конечной утилизации) становится значимой при его продаже. Экологический маркетинг, опираясь на концепцию рециклирования, показывает, что меньший оборот материалов и энергии приносит больше выгоды потребителю. Имея информацию о рынке и определив маркетинговую стратегию, фирма для предпринимательского успеха должна использовать набор маркетинговых инструментов, модифицированных и дополненных с учетом экологических целей. Реализация стратегических экологических целей высшего менеджмента предполагает вовлечение в процесс охраны окружающей среды также среднего и оперативного менеджмента. Появляется необходимость создания собственного подразделения, отвечающего за экологические вопросы и имеющего определенные полномочия и ресурсы. В задачи среднего менеджмента входит распределение экологических целей по отдельным операционным программам. Именно здесь возможно появление новых идей по обновлению, дополнению и модификации системы экологического менеджмента. Интегрированная система менеджмента охватывает весь операционный менеджмент, все системы функционирования предприятия с четким разграничением ответственности на всех уровнях. Экологический менеджмент на основе создания экологического имиджа обеспечивает не только конкурентные преимущества, но положительно сказывается на микроклимате фирмы: повышается мотивация к труду работников, и они получают удовлетворение от работы. На основе экологического имиджа фирма получает неосязаемый капитал («гудвилл»), что облегчает установление важных деловых контактов с администрациями государственной власти, научными кругами, а также дает возможность завоевать доверие со стороны экоорганизаций, клиентов и жителей. Такое предприятие является также привлекательным работодателем. Отмечая положительные моменты экоменеджмента следует иметь в виду, что он имеет и недостатки. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственными издержками, возникают рыночные и инновационные риски (преувеличение оценки спроса на экопродукты, недоработанные природосберегающие технологии и т.п.).
ВОПРОСЫ
1. В каких случаях имеет смысл внедрение экоменеджмента на предприятии? 2. Перечислите разделы бизнес-плана природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. 3. Что входит в задачи среднего менеджмента? 4. Что такое интегрированный менеджмент?
Date: 2015-09-24; view: 1127; Нарушение авторских прав |