Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
и Русской Православной Церкви ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Конец 1980-х – начало 1990-х гг. – это время не только начала демократизации российского общества, но и динамичного процесса изменения государственно-церковных отношений. При этом основным объектом взаимодействия и налаживания военно-церковных отношений была выбрана Русская Православная Церковь (далее РПЦ), имеющая в силовых структурах наибольшее количество последователей. Активное взаимодействие Министерства обороны с Московским патриархатом началось в начале 90-х годов. Его организационные основы были заложены в совместном заявлении о сотрудничестве, подписанным министром обороны Российской федерации и Патриархом Московским и Всея Руси 2 марта 1994 г.(Режепо П.А. Статистика генералов. / П.А. Режепо. – СПб, 1903.– С. 19.) С учетом позитивного опыта взаимодействия, накопленного в войсках, а также для придания работе с религиозными объединениями системного характера 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ и Патриарх Московский и Всея Руси подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает расширение направлений и форм взаимодействия на различных уровнях: от Министерства обороны до воинской части (корабля) (Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495"– Режим доступа: http://www.mil.ru/849/11873/1062/1347/1817/11595/36553/index.shtml. – Загл. с экрана. –Яз. Рус.). В настоящее время взаимоотношения Церкви и Вооруженных Сил основываются на следующих юридических документах: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О свободе слова, совести и религиозных объединениях", Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Приказ министра обороны РФ от 3 июля 1995 года № 235(Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». – Режим доступа: http://legalitem.ru/fz_rely– Загл. с экрана. –Яз. Рус.). Устав внутренней службы ВС от 10 ноября 2007 г. РФ вменил в обязанность заместителей командиров (начальников) по воспитательной работе «организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего» (.Федеральный закон от 27 мая 1998 г.№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» – Режим доступа: http://www.legis.ru/misc/doc/899 – Загл. с экрана. –Яз. Рус.). В Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г, вошли положения, связанные с обеспечением свободы совести и вероисповедания. В данном нормативном акте отчетливо просматривается линия на максимально возможное соблюдение личных прав верующих военнослужащих, уважение их религиозных чувств (Форвард М. Религия / Мартин Форвард. – Пер. с англ., Н. Григорьевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 230 с.). В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 3 июля 1995 года № 235 работа по взаимодействию с религиозными объединениями строится на основе российского законодательства и используется в интересах возрождения российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству. Право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания реализовывается без ущерба для боеготовности и решения учебно-боевых задач (Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. / Р. Нибур. – М.: Юристъ, 2006. – 412 с.). Действующее законодательство разрешает военнослужащим в свободное от службы время участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частным лицам; запрещает использование служебных полномочий для пропаганды того или иного отношения к религии, а также создания религиозных объединений в воинских частях; определяет, что религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально; констатирует, что государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (Яблоков Н.И. Религиоведение: Учебное пособие. / Н.И. Яблоков – М.:АСТ Пресс, 2008. – 198 с.). В последнее время в обществе все активнее разгорается вопрос о священниках в армии. Сама идея возрождения военного духовенства, существовавшего в российской армии в период самодержавия, постоянно реанимируется военными и церковными структурами. Вопрос о введении института военных капелланов периодически поднимался на довольно высоком уровне. Так, в ходе предвыборной президентской кампании 1996 г. по ходатайству губернатора и духовенства Белгородской области президентом России Б. Н. Ельциным было подписано распоряжение от 15 апреля 1996 г. № 758 «О разработке статуса полковых священников», а также дано поручение правительству о проработке вопроса о строительстве в Белгороде военно-духовного учебного заведения. В результате проработки этого вопроса начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Михаил Колесников сделал соответствующие доклады, в которых была обоснована невозможность осуществления этих инициатив ввиду их несоответствия Конституции России и светскому характеру государства и отсутствия достаточного количества верующих среди военнослужащих (Янг Дис. Христианство / Пер. с англ. Н.П. Петров. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 2007. – 315 с.). В настоящее время институционализациявоенно-религиозного взаимодействия переходит на новый уровень. Президент РФ Дмитрий Медведев 21 июля 2010 г. сделал заявление о необходимости организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии (Яблоков Н.И. Религиоведение: Учебное пособие. / Н.И. Яблоков – М.:АСТ Пресс, 2008. – 198 с.). Потребность же современных Вооруженных Сил России (по его же оценкам) на сегодняшний день составляет примерно 3,5 тысячи военных священников. Сейчас в армии на более или менее постоянной основе служат – в церковном смысле слова – много священнослужителей (около тысячи – регулярно), в основном православных. Но они – не часть армии, их реальные функции зависят от их энтузиазма (а он не всегда велик: воинская часть – не лучший приход) и от отношений с начальством. В проекте закона, подготовленного Главной военной прокуратурой, священникам будет присвоен статус военнослужащих-контрактников на офицерских должностях. Как избежать религиозного принуждения в таком месте, как Российская армия, – очень трудно представить. Тем не менее, зачастую импульс к взаимодействию Церкви и Армии идет снизу, от самих военнослужащих, у которых появляется тяготение к прежде отдаленной религии, и государству остается только поддержать их в этом стремлении и облечь его в более конкретные формы. Если раньше поиск путей сближения между военными структурами и религиозными организациями проходил на региональных уровнях: со стороны РПЦ - монастырь, храм (приход), со стороны армии – воинская часть (отдельный батальон, полк, бригада), дивизия, учебное заведение, то сегодня военно-церковное взаимодействие переходит на федеральный уровень. Таким образом, речь идет о том, что фактически в частях должен появиться институт параллельных «воспитателей». Заключение
Таким образом, осмысливание вышеизложенных данных приводит нас к выводу, что Древняя Русь и после принятия христианства являла собой и в мировоззренческом отношении, и в практических действиях языческое общество лишь с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в XI, и в XII, и в XIII вв., а иногда и в более позднее время. Синкретическое смешение языческой и христианской религий происходит уже в Московской Руси. Именно источники послемонгольского периода говорят нам о "двоеверноживущих". Определенную роль в повороте к христианству сыграло монголо-татарское нашествие и установление ига над русскими землями. Отвлеченный, а потому и чуждый ранее догмат искупления за грехи в условиях ужасных последствий завоевания хищных степняков становится реальностью. А со времен Мономаха религиозный характер стал носить и русский патриотизм. Церковь неизменно старалась вносить свою лепту в трансформацию веры в патриотическое чувство, что и подтверждалось на протяжении веков во многочисленных войнах и битвах русского народа за свою родину, за правое дело. Изменение ситуации в нашем обществе привело к тому, что и сегодня в отдельных частях уже есть священники. Но этот процесс сближения армии и церкви проходит пока очень осторожно, хотя наша армия остро нуждается в идеологии, в укреплении морального духа, появлении некой национальной идеи, способствующей укреплению ее рядов.
Литература и другие источники
|