Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Причины крещения Руси и выбор религии





Язычество, порождённое первобытно-общинным строем, не могло удовлетворить феодальное государство, перед которым стояли многообразные и более сложные задачи в деле укрепления государственной власти, нарождавшегося феодального строя и духовного объединения людей, живших на обширных пространствах Восточно-Европейской равнины.

Великий киевский князь Владимир I попытался унифицировать разнообразные языческие культы, господствовавшие у различных восточнославянских племён, но эта реформа не дала результатов, адекватных возникшим потребностям. Поняв выгоды христианства и увидев красоту его обрядности, Владимир обратился именно к нему, отвергнув при этом другие монотеистические религии: иудаизм и ислам. Хотя окончательный выбор христианства был продиктован не только экономическими соображениями, так как именно в Константинополе сходились торговые пути, связывавшие восточных славян со всем средиземноморским миром, но и с политической выгодой. (Кривошеев Ю.Религия восточных славян накануне крещения Руси. http://old ru.ru/articles/art_12.htm)

 

2.1. Русь на пороге “Крещения”

Рассматривая крещение Руси князем Владимиром в свете принятия византийского варианта христианства, можно выделить два аспекта проблемы. Во-первых, необходимо проанализировать причины, побудившие Восточно-Римскую империю усиленно добиваться христианизации Руси именно в X в., во-вторых — определить мотивы, подвигнувшие киевского князя на проведение религиозной реформы.

В начале X в. князь Олег возглавил грандиозный поход на Константинополь. К этому времени Русь предстала уже объединенной в союзное политическое целое. К союзу Новгородской и Киевской земель стали присоединяться другие территории восточных славян. Общие торгово-экономические интересы (прохождение пути «из варяг в греки»), религиозная и этническая общность, одинаковая структура власти в разных землях с доминирующим положением веча — все эти факторы способствовали созданию мощного союзного образования, которое после смерти князя Олега не только не распалось, как Франкская империя после гибели Карла Великого, а продолжало усиливаться.

«Повесть временных лет» подробно описывает поход 907 г. Греки не выдержали осады и запросили мира. Основным условием заключения мирного договора стало требование Руси о выплате ей дани Византией; и — деваться некуда — начиная с 907 г. василевсам пришлось исправно платить дань. Все последующие войны Руси с империей были вызваны тем, что в их основе лежал, прежде всего экономический интерес. Это отчетливо видно из хрисовула (жалованной грамоты императоров Византии), последовавшего за мирным договором 907 г. и закрепившего за русскими купцами право брать с византийцев месячину, т. е. помесячное содержание в течение шести месяцев их пребывания в Константинополе, кроме того, русским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли. В 912 г. русское посольство в Константинополе заключило новый договор, который был оформлен уже не в форме пожалования, а как двусторонний межгосударственный договор. При этом, согласно обоим этим договорам, русские приняли на себя и ответные обязательства. (Повесть временных лет. Ч. 1-2. М.; Л., 1950. V)

Однако к 40-м годам договор 912 г. практически перестал соблюдаться. Византия прекратила выплату дани и отменила льготы купечеству, и с 941 г. начались новые войны. Итогом явился новый договор 944 г. В нем, по сравнению с договором 907 г., Русь пошла на экономические уступки: была отменена беспошлинная торговля и введены ограничения на закупки некоторых товаров. Зато с военно-политической стороны были решены проблемы зон влияния. Показателем того, что договор заключался между могущественными державами, служит тот факт, что на верность договору 944 г. русские послы приняли клятву от василевса Романа I Лакапина и его сыновей, а для ратификации договора в Киеве побывало греческое посольство.

К 70-м годам X в. между Русью и Византией вновь стали множиться противоречия из-за Северного Причерноморья. К этому времени относится деятельность талантливого военачальника князя Святослава. По свидетельству византийского историка Льва Диакона, Святослав намеревался победить Византию и посадить на ее трон своего ставленника. Военные действия развернулись летом 970 г. и проходили с переменным успехом.

Причиной противоборства с Византией было стремление русов установить контроль над узлом транзитной торговли между Европой и Востоком — городом Переяславцем на Дунае (территория современной Болгарии).


Подводя итоги сказанному, можно констатировать: к середине X в. союзное древнерусское государство являлось наиболее последовательным врагом Византийской империи, которая как никогда ранее была заинтересована в нейтрализации Древней Руси. Не имея возможности добиться желаемого ни военным, ни экономическим путем, она нашла выход в христианизации непокорной державы. (Гордиенко Н. С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов. Л., 1984.)

Для рассмотрения второй причины необходимо проанализировать сложившееся к тому времени политическое устройство Древней Руси.

Начнём с того, что, древнерусские волости состояли из городов и пригородов. В каждой волости был один главный город, имя которого и присваивалось всей волости. Остальные населенные пункты — «пригороды» — находились в подчинении города. В начале XX в. профессор, историк права М.Ф.Бладимирский-Буданов констатировал: «<...> форма общества, составлявшая государство во весь первый период, есть земля, как союз волостей и пригородов под властью старшего города <..„> по сознанию тогдашнего населения, государственное устройство состоит не в княжеских отношениях, а в земских (старших городов и пригородов), и само понятие государства приурочивается не к княжениям, а к землям».

Территориальное образование, получившее название Русская земля, представляло собой союз земель и имело, на наш взгляд, государственное устройство. Мысль о федеративном начале Древней Руси развивал в середине XIX в. Н. И. Костомаров. М. Ф. Владимирский-Буданов считал, что «мы не только не вправе замалчивать эту идею, но можем и должны дать ей отдельное место в ряду пережитых форм русского государственного порядка <..> это переходная форма, стоящая между государственною раздельностью русских земель и наступившем за нею единодержавием».

Можно констатировать, что Русская земля как территориальное образование возникла в результате союза русских земель, но никак не союза княжеств. Русская земля воспринималась славянами как единая для всех мать-кормилица, как сакральное пространство погребенных в ней предков и отчизна всех русичей — «Даждьбожьих внуков».

Древняя Русь середины X в. — это уже сложившееся территориальное целое, основу которого составляли торговля и земледелие {без феодальной собственности на землю). Отличительной чертой являлся сравнительно высокий уровень пашенного земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и бортничества.

Скандинавы называли Русь Гардарики («страной городов»). В летописях, повествующих о событиях IХ — X вв., упоминается до 25 исторически значимых городов, и оставляются без внимания остальные, «неисторические». (Соловьев C.M. “История России с древнейших времен”, М.; Л., 2002.)

В рассматриваемый период на Руси получили развитие ремесла, связанные с металлургией, стеклодувным производством, изготовлением оружия и военных доспехов, ювелирным делом, обработкой дерева. Развитию торговли (первые сведения о купцах-славянах в Европе относятся к началу X в. и содержатся в Раффелынтенском таможенном уставе) способствовало прохождение водного пути «из варяг в греки» и — соответственно — монополия на все торговые операции на протяжении всего этого пути. Русские купцы пользовались протекционизмом власти во внешнеторговых операциях, чему свидетельством служат все договора X в. Руси с Византией. О величине торгового оборота можно судить по тому факту, что в договоре 944 г. русским купцам запрещалось покупать на византийских рынках шелковые ткани более чем на 50 золотников.


Об уровне развития общественных отношений в Древней Руси можно судить по системе правовых норм. Их особенностью являлась практика договорных отношений с княжеской властью. В 10l5 г. новгородцы добились от киевского князя Ярослава особого правового статуса, зафиксированного в «грамотах Ярослава». Это первый документально подтвержденный прецедент договорных отношений такого масштаба в Европе той эпохи, и, очевидно, что новгородцы, вопреки усилению влияния христианской мифологии власти, добились восстановления привычных для себя правоотношений, т. е. тех, что существовали на Руси до введения христианства.

Расширение и укрепление Древней Руси, которая вела частые войны, предопределило тенденцию превращения князя в главу обособившейся социальной группы — военно-аристократической элиты. Оформлялось и социальное неравенство. Великий князь Киевский почувствовал реальную возможность «сакрализации» своей должности, чего на Руси никогда не было. С другой стороны, княжеская власть столкнулась с открытыми формами сопротивления. Так, восстание древлян в 945 г. и убийство великого князя Игоря явилось ответом населения на нарушение князем норм обложения и требование заплатить тройную дань.

Языческое мировоззрение не способствовало решению двух основных задач, стоявших перед княжеской властью:

1. внушение членам общества типа поведения, уместного в «эпоху феодализма», т. е. покорности и смирения в условиях неравенства;

2.божественное обоснование происхождения княжеской власти.

Именно эти задачи и преследовал князь Владимир, проведя в 980 г. первую религиозную реформу. Фактически она свелась к установлению новой иерархии русских языческих богов. (Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей")

 







Date: 2015-09-24; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию