Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агропромышленный комплекс и тенденции его развития в различных группах стран. Продовольственная проблема и пути ее решения





В настоящее время в аграрном секторе занято более ½ самодеятельного населения. США (7%), Канада (6%), В развитых странах (60-70), бывший СССР (19%). В настоящее время с/х развивается под воздействием НТР. Это проявляется в усилении механизации, увеличении энерговооруженности, широкое применение селекции и генетики, химизация. Влияние НТР способствовало осуществлению зеленой революции. Сущность зеленой революции. Повышение интенсификации с/х путем внедрения новых сортов, орошения. Зеленая революция значительно повысила урожайность. В развитых странах сконцентрировано 86% тракторов, 94% комбайнов. В целях сохранения почвы многие страны перешли на бесплужное земледелие (поверхностная обработка почвы), так же было сокращено использование крупногабаритной и мощной техники. В развитых странах устойчиво падает потребление калорийных продуктов, предпочтение отдается овощам и фруктам. Переориентация на новую технику позволила Италии, Японии, Германии выйти на мировой рынок и стать крупнейшими экспортерами данной техники. На долю развитых стран приходится 86% общего потребления минеральных удобрений. В многоземельных странах присутствует экстенсивное земледелие. В развивающихся странах с/х находится на пороге новой тех.революции, в результате чего с/х превращается из капиталоемкой в наукоемкую отрасль. Рост индустриализации устанавливает прочные связи с/х с отраслями эк., поставляющими технику, химикаты, с отраслями перерабатывающей промышленности, со сферой услуг. Таким образом, формируется единая многофункциональная система (АПК). В высокоразвитых странах уровень развития с/х зависит от того на сколько связаны все звенья АПК. В высокоразвитых странах большая часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных землевладельцев, компаний. В развив. странах значительная часть земель находится в собственности помещичьих хозяйств и часть земли находится в собственности крестьянских хозяйств. Продовольственная проблема: засуха, наводнения, гражданские войны, вызвали в последнее время острую нехватку продовольствия по крайней мере в 38 странах Азии и Африки. В обнародованном в Риме документе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) названы "на грани голодной катастрофы" такие страны, как Ангола, Бурунди, Мозамбик, Республика Конго, Эфиопия, Кения, Либерия, Мавритания, Сомали, Судан, Северная Корея. В этих странах сложилась особенно катастрофическая ситуация с продовольствием из-за гражданских конфликтов и огромного количества беженцев и перемещенных лиц. основная проблема человечества состоит в распределении продуктов питания. Многие возлагают большие надежды на биотехнологию, "генную революцию". но обращаться с генами и растениями, убеждает американский ученый, следует осторожно, ответственно, корректно. если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам. Потому что полуголодное население не остановят ни Средиземное море, ни Атлантический океан. Голодные устремятся туда, где есть пища и благополучие. Несмотря на беспрецедентное повышение уровня процветания в мире, то в одном, то в другом регионе возникает голод. Самая важная предпосылка должной реакции мирового сообщества на голод – выработка соответствующего понимания экономики продовольственной проблемы. Голод – не просто вопрос “продовольствия и сельского хозяйства”; внимание должно быть скорее сконцентрировано на более широком круге проблем, чем тот, который традиционно входит в ведение собственно ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН).

 

11. Мировая транспортная система и её роль в развитии мировой экономики. Перспективы в тенденции развития. Мировая транспортная система представляет совокупность национальных транспортных систем, включающих все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн км. Ее быстрое развитие в XX в. стало возможным в значительной степени благодаря финансированию государством транспортного строительства практически во всех странах. Определяющее значение для развития мировой транспортной системы во второй половине XX в. имел быстрый технологический процесс в период научно-технической революции 60-70-х гг., вошедший в историю под именем "транспортная революция".

В мировой транспортной системе в соответствии с классификацией ООН принято различать следующие основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, речной, воздушный, трубопроводный.

Применяются и другие классификации по отдельным критериям:

■ по способу передвижения: сухопутный, водный, воздушный, специальный;

■ характеру движения: транзитный, внутрихозяйственный, местный, дальний;

■ применению силы тяги: сплавной, парусный, гужевой, паровой, электрический, дизельный, газотурбинный, атомный.

Экономические критерии работы транспорта. Основными экономическими критериями оценки работы транспорта, обусловливающими выбор того или иного вида для доставки продукции, являются:

■ объем перевозок - количество перевозимого груза тем или иным видом транспорта;

■ грузооборот - произведение количества перевезенного груза на дальность перевозки (исчисляется в тонно-километрах или тонно-милях - в морском транспорте);

■ соотношение видов транспорта в грузовых перевозках. Характеризует уровень территориальной концентрации производства и динамику ее изменения;

■ пассажирооборот - произведение количества перевезенных пассажиров на дальность перевозки. Исчисляется в пас.-км или пас.-милях (в морском транспорте). Характеризует транспортную подвижность населения, отражающую степень урбанизации, уровень миграции и динамику перемещений;

■ стоимость перевозки, которая зависит от характера груза и конъюнктуры рынка каждого отдельного вида транспортных услуг;

■ транспортоемкость - соотношение грузооборота к единице ВВП (в мировой практике к 1 долл. ВВП);

■ транспортная составляющая (доля расходов на транспортировку) в стоимости конечной продукции;

■ грузопоток - совокупность грузов, перевозимых в определенном географическом направлении. Различают фактический, плановый и прогнозируемый грузопотоки. Он характеризуется структурой (распределением грузов по примерно однородным группам), направлением, дальностью и объемом перевозок, а также степенью их равномерности в зависимости от сезонности, форс-мажорных обстоятельств и т.д.;

■ соотношение пассажирских и грузовых перевозок в экономике страны и мировой экономике в целом.

Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.

Международные хозяйственные отношения обуславливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта, за исключением морского, имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются: 1. Темпы и объемы ВЭД. 2. Научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных связей.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осущ. в 2 направлениях: 1) Перевозка товарных грузов 2) Перевозка пассажиров. За последние 20-25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. Этот факт свидет. не о падении темпов междунар. торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой». Среди всех видов транспорта самым распр. в междунар. торговле явл. морской транспорт. Этот вид транспорта обеспеч. примерно 65% объема перевозок. Осн. ассортимент перевозок сост. наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары, сост. около 40% объема морских перевозок. Остальные 60% приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная продукция, потребительские товары, продовольствие). На железнодорожный транспорт приходится примерно 15-17% объема междунар. перевозок. Он используется для внутриконтинентальных перевозок. Серьезным конкурентом морскому транспорту за посл. 30-40 лет стал воздушный транспорт. Учитывая преимущества последнего в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. С внедрением скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способность резко увеличилась. Но этот транспорт относительно дорогостоящий. Наименьшее значение в транспортном обслуживании и внешнеэкономич. связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходится около 5% объема внешнеторг. грузовых перевозок. Эти виды транспорта более локальны. Автомоб. и речные пути обеспечивают движение грузов, как правило, между гос-вами-соседями. Немалая роль принадлежит трубопроводному транспорту. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Низкая себестоимость обслуживания, 7-8% всех грузовых перевозок – на нем.

 

13. Транснациональные корпорации: сущность и роль в мировой экономике. ТНК – представляют собой крупные финансо-производственные, научно-технические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом.

К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффинированных предприятий по всему миру. Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. — в развивающихся, 3 тыс. — в государствах с переходной экономикой.

Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.

60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Среди 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) в наибольшей степени представлены США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания.

Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИС Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока.

В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Россия, Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия.

Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира вместе взятых. Перемещение 1—2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют.

Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе МРТ и мирохозяйственных связей.

Внедрившись в экономику развивающихся стран, МК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли.

Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным последствиям относятся:

· распространение достижений НТП на периферийную зону мирового хозяйства;

· выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;

· создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;

· более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения занятых в филиалах МК;

· повышение квалификации национальных кадров — «обучающий эффект»;

· включение местных производителей в процессы МРТ.

К отрицательным последствиям присутствия МК в развивающихся странах относят:

· подавление своей мощью местных фирм;

· установление монопольных цен;

· нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

· загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

· дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;

· возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

Можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику.

1. ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

2. ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах.

3. ТНК играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства.

4. МК являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ.

Таким образом, ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая, и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.

В своей деятельности современные ТНК используют различные модели инвестирования:

· инвестирование с «нуля» — создание за рубежом полностью нового предприятия, до 80-х гг. это была самая распространенная форма инвестирования;

· трансплантацию — вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще сборочных);

· стратегические альянсы — гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах;

· стратегические семьи — являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик — поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками;

· стратегические системы — кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию;

· международные слияния и приобретения — финансовые операции, цель которых — объединение компаний, банков и т.п. в один хозяйствующий субъект для получения конкурентных преимуществ и максимизации стоимости этого субъекта в долгосрочном периоде. В случае слияния объединение происходит добровольно, а контроль над компанией или банком распределяется между участниками соглашения. Поглощение носит асимметричный характер. В этом случае контроль над активами и операциями полностью осуществляется одной из сторон;

· международные переплетения — совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга.

Процесс создания системы национального, двухстороннего, регионального, международного регулирования деятельности транснационального бизнеса ведет свой отчет с 70-х гг. Тогда развивающиеся страны попытались разработать и принять в рамках ООН специальный Кодекс поведения ТНК. По мысли инициаторов, Кодекс поведения ТНК должен был представлять свод норм, стандартов и правил, регламентирующих деятельность ТНК на международном уровне и служить эффективным инструментом балансировки национальных и глобальных интересов всех участников.

Затянувшийся процесс обсуждения и согласования позиций сторон проекта Кодекса свел на нет усилия инициаторов его разработки в связи с тем, что в 80-е гг. изменилась философия отношения к транснациональному бизнесу. В результате Кодекс поведения ТНК так и не был принят.

Начиная с 80-х гг. многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации, что объясняется объективными процессами, происходящими в современной мировой экономике: нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность решаемых практически перед всеми странами мира задач. Среди последних:

· создание условий для долгосрочного экономического роста;

· оказание повышенного внимания научно-технической политике;

· укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;

· качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.

В развивающихся странах к этому добавились: долговой кризис, неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике, постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капитала в национальной экономике; новое понимание роли транснационального бизнеса в экономике развивающихся стран, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.

Таким образом, характерная особенность начала XXI в. — кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если впервые послевоенные десятилетия основной вектор политики в отношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных капитала в национальную экономику.

 

Date: 2015-09-24; view: 1284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию