Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизм ценообразования и виды цен
Учет факторов, предопределяющих величины цен. В любом случае ценовые величины (значения) устанавливаются в зависимости от каких-либо обстоятельств. В некоторых случаях создается видимость произвольного установления размера цены, но и в таких случаях цены, воспринимаемые как произвольные, устанавливаются вовсе не случайно. Например, при проведении публичных торгов в форме открытого аукциона по продаже произведений искусства, предметов антиквариата начальная цена продаваемых с аукциона предметов определяется путем сложнейших расчетов, при этом принимаются во внимание многие привходящие обстоятельства, и прежде всего просчитывается возможный спрос на эти предметы со стороны ценителей искусства и собирателей антиквариата. Механизм образования цен может быть самым различным - от простого до сложных и комбинированных вариантов. Наиболее прост и понятен механизм ценообразования у организаций - изготовителей продукции. Они ведут строгий учет своих затрат в рамках одного производственного цикла, включая стоимость сырья, материалов, амортизацию оборудования, зданий и сооружений, расходы по заработной плате персонала, иных затрат, т.е. всего того, что образует затратную часть производства; делят получившуюся сумму на количество изготовленных в данном производственном цикле изделий и получают стоимость, называемую себестоимостью одного изделия. К себестоимости приплюсовывается прибавочная стоимость, размер которой определяется с учетом сложившегося уровня рентабельности производства изделий и, конечно, с учетом состояния рынка. Из двух слагаемых: себестоимости и прибавочной стоимости - получается итоговая стоимость изделий, которая положена в основу продажной (отпускной) цены.
Стоимость итоговая = себестоимость + стоимость прибавочная;
Цена (price) = стоимость итоговая х q,
где q - поправочный коэффициент, который отражает, например, достигнутые договоренности с заказчиками (покупателями). Цены, которые устанавливаются посредниками (дистрибьюторами, дилерами, ритейлорами) и торгующими организациями (трейдерами), в большей степени ориентируются на рыночные цены. Пример сложного механизма ценообразования - это определение цены бездокументарных эмиссионных ценных бумаг, размещаемых по открытой подписке в процессе публичной эмиссии (IPO - Initial Public Offer). Здесь речь идет о первичном рынке ценных бумаг. По действующему законодательству обществу-эмитенту не запрещается размещать дополнительные акции не по их номинальной цене, а по более высокой. Приняв решение о публичной эмиссии и публичном размещении дополнительных акций по открытой подписке, совет директоров общества-эмитента изучает рынок и обращается ко всем желающим приобрести эмитируемые акции с предложением подавать заявки на покупку того или иного пакета акций; как правило, совет директоров еще до выпуска дополнительных акций устанавливает ценовой интервал, в границах которого определяет окончательную цену размещения с учетом количества поданных заявок. При подготовке проведения IPO проводится большая и кропотливая работа по определению объема выпуска и цены размещения. Как правило, к этой работе привлекаются крупные консалтинговые компании, имеющие статус финансовых консультантов на рынке ценных бумаг. После завершения размещения выпущенных ценных бумаг лица, приобретшие ценные бумаги общества-эмитента, могут отчуждать их на условиях, определяемых соглашением с контрагентом-покупателем. Это уже вторичный рынок ценных бумаг. Цены на ценные бумаги, реализуемые на вторичном рынке, всецело определяются конкретной конъюнктурой рынка ценных бумаг. Весьма сложен механизм ценообразования в сфере капитального строительства. Себестоимость строительства складывается из различных затрат: на приобретение строительных материалов, оплату труда рабочих, оплату потребляемой энергии, оплату аренды кранов и машин и т.д. Во многих случаях для расчета себестоимости строительства используются прейскуранты предыдущих лет; эти цены пересчитываются по поправочным коэффициентам, которые рассчитываются с учетом состояния рынка специализированными организациями - так называемыми региональными центрами ценообразования в строительстве; таким способом определяется цена одного квадратного метра площади, которая становится базовой для дальнейших расчетов. Виды цен. С точки зрения механизма ценообразования можно выделить виды цен в зависимости от того, какое участие в регулировании ценообразования принимает государство. Этот критерий позволяет разбить цены на две группы: регулируемые и нерегулируемые цены. Регулируемые - это цены, в установлении которых принимает участие государство в лице компетентных органов государственной власти. Регулирование ценообразования осуществляется государством в основном двумя способами. Первый способ - установление конкретных твердых цен на отдельные виды товаров (продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления). Производители и торгово-посреднические организации не вправе изменять твердые цены, установленные уполномоченными государственными органами. Такие цены в экономической и юридической литературе принято называть государственными. (Было бы точнее называть их непосредственно регулируемыми или установленными фиксированными ценами.) Второй способ регулирования государством ценообразования заключается в том, что государственные органы не устанавливают твердые цены, предоставляя производителям и торгово-посредническим организациям возможность самим устанавливать цены на производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги, но государство предусматривает определенные ограничения, направленные на недопущение чрезмерного роста цен. Например, фиксируются периоды времени, по истечении которых может производиться увеличение цен; могут устанавливаться размеры предельных надбавок (коэффициентов), с применением которых периодически пересчитываются базовые, т.е. действующие, цены. Предусматривая такие ограничения в законодательстве, государство осуществляет тем самым косвенное регулирование ценообразования. Этот вид цен, которые устанавливают сами субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, но с учетом ограничений, предусмотренных в законодательстве, в литературе принято называть регулируемыми ценами. Как пишет И.В. Ершова, регулируемая цена - это "цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер"*(465). Точнее все же было бы говорить не об экономических и директивных мерах, а о мерах (ограничениях), предусмотренных в законодательстве, о косвенном регулировании государством механизма ценообразования. Поскольку размер регулируемой цены при реализации товара определяется все же самими участниками коммерческих операций с учетом требования законодательства, постольку механизм ценообразования в данном случае является сложным, комбинированным. Этот вид цен следовало бы называть косвенно регулируемыми ценами. Вторая группа цен - это цены, не регулируемые государством ни непосредственно (установленные фиксированные цены), ни косвенно (косвенно регулируемые цены). Их следует называть "нерегулируемые цены". Они устанавливаются самими субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку нерегулируемые цены не испытывают на себе прямого воздействия со стороны государства, но испытывают на себе воздействие со стороны рынка, их еще называют свободными или рыночными ценами. Вместе с тем, как правильно отмечает К.Н. Нилов, свободные рыночные цены испытывают на себе воздействие со стороны экономической политики государства; например, такие меры, применяемые Правительством РФ, как дотации и компенсации затрат производителям, закупочные и товарные интервенции, кредитование на льготных условиях, налоговые льготы и др., оказывают влияние на уровень цен; эти меры направлены на стабилизацию цен и стимулируют хозяйствующих субъектов к снижению цен*(466). Иногда в литературе нерегулируемые цены называют договорными, что представляется не совсем корректным, так как любые цены, кем бы они ни были установлены, применяются посредством заключения и исполнения договоров: либо цена конкретно фиксируется в договоре, либо, если договор считается заключенным без указания цены, стороны договора согласились применять цену, сложившуюся на рынке. Так что словосочетание "договорные цены" требует пояснений, имеются ли в данном случае в виду нерегулируемые или косвенно регулируемые цены. В коммерческой практике и литературе применяется также такое понятие, как трансфертные цены. Под трансфертными ценами понимаются цены, которые сначала устанавливают изготовители продукции как отпускные цены; по отпускным ценам продукция передается посредникам (дистрибьюторам, дилерам, ритейлорам) для последующей реализации на рынке. Посредники применяют наценки, увеличивают отпускные цены и устанавливают свои цены на те же самые изделия, включая в цену дальнейшей реализации свои расходы и свой интерес, т.е. свою прибыль. Если продукция-товар движется на рынке по цепочке от одного посредника к другому, прежде чем дойдет до звена, реализующего товар конечному потребителю, то размер цены увеличивается в каждом звене реализации. Такая же картина наблюдается, в частности, в холдингах, где зависимость одного участника от другого позволяет холдингу манипулировать ценами внутри холдинга, выбирая наиболее выгодные с экономической точки зрения схемы и условия реализации. Такое ценообразование, при котором движение товара от одного лица к другому, а от него - к третьему и т.д. сопровождается увеличением цены на этот товар, называется трансфертным, а цены, устанавливаемые на различных участках движения товара, - трансфертными ценами. Естественно, что трансфертными ценами могут быть нерегулируемые либо в определенных рамках косвенно регулируемые цены. Ввиду того что применение трансфертных цен оказывает влияние на определение налоговой базы по налогу на прибыль, Правительство РФ предполагает ужесточить контроль за трансфертным ценообразованием; Минфину России поручено подготовить проект закона о контроле за трансфертными ценами*(467). В коммерческой практике также используется понятие "базовые цены"; под базовой ценой понимается начальная цена, которая принимается за основу для расчета окончательной цены, закрепляемой в договоре. Например, цена продукции в договоре поставки может варьироваться в зависимости от того, каким образом распределяются между сторонами расходы по перевозке предмета поставки, иные расходы, связанные с доставкой товара от изготовителя (поставщика) к покупателю. Если по соглашению сторон все эти расходы ложатся на поставщика, они включаются в цену договора путем приплюсовывания к базовой цене. Обе стороны договора заинтересованы в сокращении дополнительных расходов, связанных с поставками товаров. В бизнесе сложилось направление, занимающееся оптимизацией поставок и перевозок. Это направление называется бизнес-логистикой или просто логистикой, а в тех случаях, когда для управления цепочкой поставок привлекаются профессиональные логистические фирмы, - логистическим аутсорсингом. В практике международных поставок товаров выработались деловые обычаи, помогающие субъектам внешнеэкономической деятельности определять в контрактах взаимные права и обязанности по доставке товаров из одной страны в другую. Эти обычаи обобщены Международной торговой палатой (МТП) в периодически издаваемом ею своде, называемом "Правила толкования международных торговых терминов" (ИНКОТЕРМС). Условия, принимаемые согласно ИНКОТЕРМС за основу распределения расходов по доставке товаров между сторонами, принято называть базисными условиями поставки*(468). Государственная политика в области ценообразования. В период проведения радикальных социально-экономических реформ был провозглашен отказ государства от участия в ценообразовании и от государственного регулирования цен как общий принцип экономической политики, допускающий вместе с тем отдельные исключения. Эта политика получила название политики либерализации цен*(469), она продолжается и в настоящее время, но с определенными коррективами. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 212 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" подчеркивается необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен в основном только на продукцию естественных монополий*(470). Российское государство не может отказаться от регулирования цен вообще, поскольку одной из главных своих задач провозглашает повышение жизненного уровня и благосостояния населения. Благодаря государственному регулированию цен учитывается материальное положение малообеспеченных групп населения. Правительство РФ принимает во внимание такие факторы, как средний прожиточный уровень жизни граждан, минимальный и средний размеры заработной платы, размеры пенсионного обеспечения, стоимость так называемой потребительской корзины, удельный вес необходимых потребительских расходов в соотношении с доходами граждан. Одна из основных задач экономической политики государства - сдерживание инфляции, т.е. недопущение опережающего роста цен на товары потребительского спроса по сравнению с ростом доходов населения. На протяжении достаточно длительного периода (примерно последние 20 лет) инфляция в нашей стране сохраняется на уровне выше среднего, что отрицательно сказывается на стабильности экономики и состоянии социальной сферы государства. Значение четкой государственной политики в области ценообразования особенно остро проявилось осенью 2007 г., когда стали расти цены на продукты питания, а вслед за этим и на другие товары массового спроса*(471). И это при том, что в целом положение в экономике оставалось стабильным, нехватки продовольствия и других товаров вообще не было и не могло быть, тем более что урожай зерновых и продовольственных культур оказался в итоге больше, чем в 2006 г. И тем не менее цены повсеместно поползли вверх, стали распространяться слухи о возможном кризисе и предстоящем резком увеличении цен на продукты питания, что не могло не повлечь за собой появление ажиотажного спроса со стороны населения, стремившегося закупить как можно больше продуктов с целью создания дома запасов на случай кризиса. Несмотря на всю серьезность положения, Правительство РФ не стало устанавливать ограничения и запреты на увеличение цен: такие меры противоречили бы законодательству и подрывали бы концепцию либерализации цен. Вместо этого из государственного резерва было выделено значительное количество зерна и муки для обеспечения непрерывной работы мукомольных, хлебопекарных и кондитерских организаций; такие меры принято называть зерновыми интервенциями. Рассматривались также предложения о снижении импортных таможенных тарифов на продукты питания, с тем чтобы простимулировать увеличение импорта продовольствия и за счет этого усилить конкурентное состояние рынка продовольствия в стране. Были организованы встречи руководителей субъектов РФ, а также руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти с представителями деловых кругов, крупными предпринимателями, руководителями коммерческих организаций пищевой промышленности и торговли. На этих встречах обсуждалось создавшееся положение, рассматривались меры по обузданию инфляции. Самый главный результат этих встреч - достижение договоренностей о сдерживании роста цен. Представители промышленности (организаций-производителей) и представители торговли (ритейлоры) приняли на себя обязательства заморозить цены на социально значимые продукты (хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло, яйца) по крайней мере до 31 января 2008 г. На федеральном уровне соглашение о моратории на цены было подписано в Москве 24 октября 2007 г. представителями 30 компаний и ассоциаций*(472). Содержание данного соглашения отражено в постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости"*(473). В этот период времени Правительство РФ и региональные власти должны были подготовить пакет мер, принятие которых помогло бы стабилизировать цены и остановить рост инфляции. 31 января 2008 г. с участием тех же компаний и ассоциаций было подписано соглашение о продлении вышеназванного моратория до 1 мая 2008 г.*(474)
Date: 2015-09-24; view: 660; Нарушение авторских прав |