Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена как экономическая и правовая категория





 

Соотношение цены и стоимости продукции, работ и услуг. В условиях рыночной экономики товарно-денежный характер имущественных отношений проявляет себя в полной мере. В чем бы ни выражались результаты предпринимательской деятельности, они предназначаются для реализации и потому поступают в коммерческий оборот, на рынок, в качестве товара. Товар - это стоимостная форма тех феноменов, которые являются объектами товарно-денежных имущественных отношений. Объекты, приобретающие форму товара, должны обладать некоторыми общими свойствами или признаками, позволяющими сопоставлять их, иначе вместо цивилизованной рыночной экономики существовала бы примитивная экономика, основанная на прямом непосредственном продуктообмене. Эти общие свойства или признаки товаров охватываются понятием стоимости. В классической политической экономии выделяют две разновидности стоимости товара: потребительную стоимость и просто стоимость, которую также называют меновой или оценочной стоимостью. Потребительная стоимость товара вбирает в себя общеполезные свойства объекта, его способность удовлетворять те или иные материальные или культурные потребности субъектов правовых отношений. Меновая стоимость (оценочная стоимость, просто стоимость) - это способность объекта подвергаться оценке, выражаемой в денежных единицах, что и позволяет сопоставлять один объект с иными объектами того же класса (вида) или с объектами других классов (видов), также способных подвергаться оценке в денежных единицах.

Стоимость объектов: вещей, работ, услуг, бездокументарных ценных бумаг, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и других - воплощается в некоем числе денежных единиц, именуемом ценой объекта. Иными словами, цена - это та стоимость объекта, или, точнее, та стоимостная оценка объекта, по которой он в качестве товара поступает в гражданский (коммерческий) оборот. Стоимость и цена - понятия, неразрывно связанные между собой. В этой взаимосвязи стоимость первична, цена вторична; цена отражает стоимость, но может отражать ее по-разному: может совпадать со стоимостью, а может быть ниже или выше стоимости.

Издавна сложилось общее мнение, что цена, как и стоимость, - это экономические категории; представляется, что это не совсем так. Если стоимость объекта формируется вместе с его формированием как товара, то цена объекта формируется с учетом конкретной рыночной ситуации - конъюнктуры, т.е. соотношения спроса и предложения на товары данного вида. Цена объекта - это не просто его стоимость, а выражение стоимости, определенное на момент поступления объекта на рынок для реализации как товара. Стоимость объекта переходит в цену объекта, когда этот объект переходит из экономического производственного отношения по его созданию в имущественное правовое отношение по его реализации. На этапе реализации стоимость объекта трансформируется в цену объекта, которую должен заплатить приобретатель. Для отчуждателя цена товара - это плата, которую он хотел бы получить за продаваемые им вещи (продукцию), выполняемые работы, оказываемые услуги.

Ввиду неразрывной связи цены со стоимостью объекта цена как элемент экономического производственного отношения является, конечно же, экономической категорией, но в то же время поскольку в цене отражается стоимость не просто объекта, а объекта, становящегося элементом правового отношения, постольку цена и правовая категория также. Поэтому самое правильное - признать цену экономической и правовой категорией одновременно, т.е. экономико-правовой категорией.

Таким образом, цена - это экономико-правовая категория, которая воплощает в себе стоимость объекта, поступающего как товар в гражданский (коммерческий) оборот; цена объекта - товара - это плата за продукцию, работы, услуги, которую отчуждатель получает от приобретателя; цена как плата за товар конкретизируется и закрепляется в распорядительных актах участников рынка: односторонних сделках, договорах и иных действиях.

Цена формируется на базе стоимости, а стоимость отражает прежде всего затраты на создание объекта; это затратная часть, или себестоимость объекта. Но затраты, воплотившиеся в объекте, - не единственный определитель стоимости. Стоимость включает в себя и долю прибыли, которую намеревается получить лицо, отчуждающее объект в коммерческом обороте. Та часть стоимости отчуждаемого объекта, которая превышает вложенные в объект затраты, называется прибавочной стоимостью. В стоимости любого объекта, предназначенного для реализации, могут быть выделены две составные части: затратная стоимость (себестоимость) и прибавочная стоимость (прибыль). Обе части стоимости в равной степени важны для предпринимателя: от реализации объекта он должен компенсировать свои затраты на его создание, и в то же время ему необходимо получить прибыль, без которой невозможно его существование как предпринимателя. Законодатель совершенно правильно указал в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли как главную цель предпринимательской деятельности.


В некоторых случаях законодатель прямо указывает на структуру стоимости объекта. Так, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ "цена работы", составляющей предмет договора подряда, "включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение". Хотя ст. 709 ГК РФ озаглавлена "Цена работы" и это словосочетание повторено несколько раз в тексте статьи, на самом деле в данной статье речь идет о соотношении цены договора (договорной цены) в обязательствах по выполнению работ со стоимостью работ. Причитающееся подрядчику вознаграждение и его издержки - это стоимость (затратная плюс прибавочная) результата работы подрядчика. Стоимость может быть отражена полностью или частично в смете, составленной подрядчиком; заказчик может акцептовать (подтвердить) смету подрядчика, а может потребовать внесения в нее коррективов. И только в результате переговоров и согласования появляется цена, которая будет закреплена в договоре и воплотится в платеже, который получит подрядчик от заказчика.

Стоимость, цена, рентабельность. Формулировка п. 2 ст. 709 ГК РФ - это наиболее типичное и в то же время идеальное представление о цене, которая в идеале должна охватывать обе составные части стоимости. Но цены формируются под влиянием рынка и многих воздействующих обстоятельств; вполне реально может сложиться ситуация, когда цена, предусмотренная договором, не компенсирует все издержки подрядчика, не говоря уже о том, что при реализации объекта по цене договора он и прибыль может не получить.

Соотношение цены и стоимости, зависимость цены от стоимости в целом за отдельными изъятиями, о которых будет сказано ниже, лежит за пределами правового регулирования. Вместе с тем перевести это соотношение в правовую плоскость вполне возможно путем, например, установления рентабельности для изготовителей, подрядчиков, продавцов, т.е. для всех субъектов, осуществляющих деятельность по созданию и (или) реализации различных объектов. Рентабельность - это доля прибыли (прибавочной стоимости) в цене реализации товара. В дореформенный период до отказа от планирования производственных и финансовых показателей хозяйственных организаций показатели рентабельности утверждались для государственных предприятий; это означало, что цена реализации могла отклоняться от затратной части стоимости только в пределах норматива рентабельности, но во всяком случае не должна была превышать его.

Установление рентабельности ограничивает стимулирующее воздействие категорий стоимости и цены на эффективность предпринимательской деятельности, поэтому в пореформенный период от использования рентабельности в регулировании ценообразования отказались в принципе, сохранив показатель рентабельности только в отдельных случаях, в частности на железнодорожном транспорте для расчета ставок платы за пользование вагонами и контейнерами и ставок сборов за сопровождение, охрану, погрузку, выгрузку грузов, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов (25 и 35%)*(458).


В рыночной экономике рентабельность, т.е. прибыльность различных видов предпринимательской деятельности, не устанавливается директивным путем, а складывается объективно под влиянием различных экономических факторов. Субъект предпринимательской деятельности, конечно же, просчитывает рентабельность производства и реализации в условиях конкретной конъюнктуры. В погоне за прибылью и сверхприбылью капиталы инвестируются прежде всего в те отрасли экономики, где уровень рентабельности выше относительно других отраслей. Поскольку рентабельность за редким исключением не регламентируется со стороны государства, постольку соотношение стоимости и цены может быть каким угодно. Для агентов рынка, выступающих в качестве приобретателей, это соотношение при совершении коммерческих операций не имеет значения. Они сопоставляют предлагаемую отчуждателем объекта цену не со стоимостью объекта, а с установившейся на рынке средней, т.е. рыночной, ценой на аналогичные объекты при сравнимых обстоятельствах и прикидывают возможную рентабельность операции.

Как уже указывалось выше, только в отдельных исключительных случаях соотношение стоимости и цены переводится в правовое поле и приобретает определенное правовое значение. Так, согласно п. 2 ст. 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость), если иное не предусмотрено договором страхования. Действительная или страховая стоимость страхуемого имущества или возможных убытков от предпринимательской деятельности - это своего рода стоимость объекта страхования, а страховая сумма в данном контексте - это базовая цена договора страхования, на основе которой рассчитываются: а) размер страховой премии, причитающейся страховщику (пп. 1 и 2 ст. 954 ГК РФ); б) размер страхового возмещения, подлежащего выплате страхователю или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая. Превышение размера страховой суммы над страховой стоимостью допускается в тех случаях, когда имущество или предпринимательский риск страхуются от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками (ст. 952 ГК РФ).

Способы выражения цены. В отдельных видах договорных обязательств, связанных с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности, цена не только по-разному соотносится со стоимостью, но и получает выражение в своеобразных формах, отражающих специфику соответствующих правовых отношений.


Та же страховая премия в страховых обязательствах - это цена услуг, оказываемых страховщиком страхователю. Вознаграждение, подлежащее уплате комиссионеру (ст. 991 ГК РФ) или агенту (ст. 1006 ГК РФ), - это цена услуг, оказываемых комиссионерами и агентами своим клиентам. Проценты договорные в денежных обязательствах также по своей экономической сущности являются не чем иным, как стоимостью пользования денежными средствами, предоставляемыми одной стороной другой стороне по договорам займа, кредита, банковского вклада, по коммерческому кредиту; а с точки зрения правовой природы процентов это плата за услуги или цена услуги, заключающейся в предоставлении возможности пользоваться чужими денежными средствами на основе договора.

Согласно ст. 395 ГК РФ за неправомерное пользование чужими денежными средствами "подлежат уплате проценты на сумму этих средств". Вопрос о правовой природе данных процентов годовых вызвал в юридической литературе дискуссию*(459). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" последовательно проводится позиция, признающая проценты годовых по ст. 395 ГК РФ одной из форм гражданско-правовой ответственности за нарушение денежных обязательств - своеобразной разновидности законной неустойки*(460). Эта позиция обеспечивает единство судебной практики по спорам, связанным со взысканием процентов годовых по ст. 395 ГК РФ. Вместе с тем нельзя отрицать, что по своей экономической сущности проценты годовых по ст. 395 ГК РФ представляют собой стоимость денежных средств, которыми неправомерно пользуется другое лицо. Особенно наглядно эта функция процентов годовых проявляется в тех случаях, когда договором не предусмотрена неустойка за нарушение денежного обязательства, например при коммерческом кредите, либо когда неправомерное пользование чужими денежными средствами происходит вне рамок договора. Поэтому можно признать, что проценты годовых по ст. 395 ГК РФ являются платой за пользование чужими денежными средствами, т.е. установленной законом ценой денег, используемых одним лицом без согласия владельца (управомоченного лица) этих денег. По крайней мере, проценты годовых выполняют двойственную функцию: они играют роль санкции (законной неустойки) и наряду с этим являются платой (ценой) за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Двойственную функцию, кстати, выполняет и собственно неустойка, которая в одном аспекте проявляет себя как способ обеспечения обязательств, а в другом аспекте - как форма (мера) гражданско-правовой ответственности*(461).

При продаже дебиторской задолженности, реализация которой происходит в форме возмездного договора цессии (абз. 1 п. 1 ст. 382 и п. 4 ст. 454 ГК РФ), кредитор - обладатель права требования уступает это требование приобретателю с так называемым дисконтом, т.е. приобретатель платит отчуждателю плату не в объеме размера отчуждаемой дебиторской задолженности, а в меньшей сумме, за минусом дисконта, согласованного сторонами*(462). Отчуждаемое по возмездной цессии требование является предметом договора, а дисконт - ценой уступки требования.

В ряде других обязательственных правоотношений цена приобретает иные специфические формы выражения.

Тарифы как разновидность цен. В законодательстве и литературе сложилась лексикологическая традиция применять наряду с термином "цена", "цены" иные термины: "тарифы", "расценки", "ставки", "сборы". Эти термины применяются, главным образом, в сферах возмездного выполнения работ и возмездного оказания услуг для обозначения платы, причитающейся исполнителю за выполненные работы и оказанные услуги. Тариф, ставка, расценка, сбор - эта цена работы или услуги. Экономическое содержание и правовое значение этих терминов - то же самое, что и смысловое значение цены.

Тарифы, например, устанавливаются на перевозки, осуществляемые различными видами транспорта. Размеры тарифов на перевозки, работы и услуги, связанные с перевозками, указываются в специальных сборниках, называемых тарифными руководствами. Согласно ст. 2 УЖТ РФ "тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством РФ порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции"*(463). Аналогичные сведения содержатся в тарифных руководствах морского и речного транспорта. Так, согласно п. 3 ст. 4 КВВТ РФ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта издает сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта*(464).

Субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг, устанавливают расценки на свои услуги, размер которых привязывается либо к затраченному времени, либо к иным показателям: например, расценки за один час работы или за один рабочий день и т.д. Если услуги выражаются в разных действиях, то оказывающая их фирма составляет перечень своих услуг и указывает расценки на них; документ, в котором перечисляются виды услуг и расценки на них, называется прейскурантом.

Синонимом термина "расценки" в аспекте размера платы за выполняемые работы или оказываемые услуги являются термины "ставка", "ставки". Например, организации, занимающиеся деятельностью по сдаче нежилых помещений в аренду, устанавливают размер платы за 1 кв. м в определенный период времени (день, месяц, квартал и т.д.); на основе этого показателя, называемого ставкой, рассчитывается размер арендной платы по договору.

Сбор - это также плата за работы или услуги. Согласно ст. 2 УЖТ РФ сбор - это ставка оплаты за дополнительные операции или работы, не предусмотренные по условиям перевозки; сбор взимается сверх тарифа.

Таким образом, все названные здесь термины - это не что иное, как цена, ее проявления в различных сферах предпринимательской практики; все, что с точки зрения правового регулирования относится к ценам распространяется на тарифы, расценки, ставки и сборы. Следует обратить внимание на то, что в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, связанные с ценами, используются различные варианты обозначения цены: "цены и тарифы", "цены (тарифы)" и т.п., что свидетельствует о том, что законодатель рассматривает тарифы, расценки, ставки, сборы как разновидности цены. Анализ законодательства о ценах охватывает и все возможные терминологические варианты понятия цены.

 







Date: 2015-09-24; view: 1038; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию