Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Лицензирование предпринимательской деятельности
Предприниматели действуют в рамках общей гражданской правосубъектности. Этот принцип закреплен в ст. 49 ГК РФ и является определяющим для организации рыночной экономики. Его важность заключается прежде всего в том, что современная экономика основана на свободе предпринимательства. В этих условиях субъект коммерческих отношений не связан чрезмерными путами государственного регулирования и сам ставит перед собой задачи и добивается их решения. В основе этого принципа лежит специфика рыночных экономических отношений, ориентированных прежде всего на интересы предпринимателей-собственников. Именно статус собственника позволяет им самостоятельно выбирать ту или иную деятельность и нести ответственность за ее результаты. Общая правосубъектность возникает с момента государственной регистрации и заканчивается с прекращением деятельности - исключением предпринимателя из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем отдельные виды деятельности предприниматель может вести только на основании специального разрешения (лицензии), которое выдается уполномоченным государственным органом. Следует отметить, что факт получения лицензии не меняет общего характера гражданской правосубъектности, не превращает ее в специальную или уставную, а лишь особым образом легитимирует специальные виды деятельности. Различие понятий "гражданская правосубъектность" и "лицензирование" основано на разнице в природе правоотношений, лежащих в основе этих правовых институтов. Лицензирование - это всегда административный акт, опосредующий публичные отношения, и поэтому он не определяет гражданской правосубъектности, опосредующей диспозитивные отношения. Требования о лицензировании определенных видов деятельности обязательны для всех предпринимателей. За нарушение этого порядка предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), ч. 3 ст. 14.1 - ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ч. 4 ст. 14.1 - ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Совершение этих правонарушений влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. При осуществлении деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Уголовная ответственность за такие действия возможна в рамках ч. 1 ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство. Уголовная ответственность наступает, если в результате осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным ущербом, доходом в крупном размере признаются ущерб, доход в сумме, превышающей 250 тыс. рублей. За совершение данных преступлений ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста. Более строгие меры наказания установлены ч. 2 ст. 171 УК РФ за те же деяния, совершенные организованной группой, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 1 млн рублей. Правовое регулирование отношений лицензирования. В основании системы нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование, находится прежде всего ГК РФ, содержащий в ч. 3 п. 1 ст. 49 положение о том, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Основным специальным актом, регулирующим отношения по лицензированию, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(381). Этот Закон регулирует большинство отношений в области лицензирования, при этом в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона его действие не распространяется: на деятельность кредитных организаций; деятельность, связанную с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевую деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальную деятельность; страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательную деятельность. Тем самым особые случаи лицензирования регулируются отдельно специальным законодательством. Такая позиция законодателя, на наш взгляд, вряд ли оправдана, поскольку ведет к разрыву единых по своей сути правовых институтов и не позволяет выработать единые принципы, правила лицензирования, а следовательно, такой подход не способствует единообразию правового регулирования. Последнее является чрезвычайно важной задачей, особенно в публичном регулировании. Поэтому следует поддержать тех авторов, которые считают, что необходимо "в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования"*(382). Противоположное мнение - о том, чтобы рассматривать достаточной унификацию лицензионного законодательства только на основании единого перечня лицензируемых видов деятельности*(383), - вряд ли можно признать оправданным. Такой подход на практике ведет лишь к тому, что различные виды лицензий приобретают значительные особенности в правовом регулировании. Дробление единого института лицензирования в разных нормативных актах противоречит и общим принципам лицензирования, закрепленным Законом о лицензировании. Эти принципы определяют возможность всех соискателей лицензий реализовать свое право на получение лицензии, а лицензиатов - осуществлять лицензируемые виды деятельности беспрепятственно. Для реализации этих важнейших правил современного предпринимательства в системе российского законодательства на всех уровнях обеспечивается единство экономического пространства в Российской Федерации. Это правило последовательно реализуется сначала в конституционном, затем в гражданском и, наконец, в лицензионном законодательстве, где установлен единый для всех предпринимателей порядок лицензирования. Успешная реализация этого принципа обеспечивается гласностью и открытостью лицензирования. Другой уровень источников правового регулирования - это подзаконные нормативные правовые акты. Действие их подчинено общему правилу о том, что такой акт принимается на основании, во исполнение закона и не должен ему противоречить. Основным органом, издающим такие акты (в форме постановлений), является Правительство РФ, которое в области лицензирования в соответствии со ст. 5 Закона о лицензировании: - утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; - определяет те федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют такое лицензирование; - устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ. Примером такого акта является постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(384), в котором были определены важнейшие вопросы лицензирования, и в частности был утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также утвержден порядок, в соответствии с которым между этими органами распределяются обязанности*(385). Кроме того, в системе подзаконных актов следует специально выделять такие постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В них определены: лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам; круг соискателей лицензии; срок действия лицензии, - а также виды дополнительных документов, необходимых для представления соискателем. Такие положения в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании утверждены в отношении большинства видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Примерами таких актов, в частности, являются: - постановление Правительства РФ от 29 марта 1994 г. N 251 "Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование"*(386); - постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 349 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений"*(387); - постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность"*(388); - постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении Федерального банка выданных лицензий"*(389); - постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле"*(390); - постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 "Об утверждении положения о порядке лицензирования деятельности бирж на территории Российской Федерации, положения о государственном комиссариате на товарной бирже"*(391); - постановление Правительства РФ от 5 декабря 2003 г. N 735 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию"*(392); - постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации"*(393); - постановление Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"*(394); - постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"*(395); - постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 495 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами"*(396); - постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 "Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности"*(397); - постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации"*(398); - постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации"*(399); - постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации"*(400); - постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений"*(401). Основные правила лицензирования. В соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании лицензирование - это комплекс взаимосвязанных мероприятий: - по предоставлению лицензий; - переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензий; - приостановлению действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий; - возобновлению или прекращению действия лицензий; - аннулированию лицензий; - контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; - ведению реестров лицензий, а также - предоставлению в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Таким образом, законодатель определяет лицензирование, перечисляя содержание соответствующих мероприятий. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, действующие в рамках законодательства о лицензировании. Такие органы могут в рамках своей компетенции предоставлять лицензии, переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий, приостанавливать и возобновлять действие лицензий, прекращать действие лицензий, вести реестры лицензий, контролировать соблюдение лицензиатами соответствующих требований и условий, обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. Важной составной частью лицензионных отношений является установление государством лицензируемых видов деятельности. Учитывая то, что в настоящее время экономика в нашей стране последовательно опирается на рыночные правила регулирования, в области лицензирования законодателем взят курс на последовательное сокращение числа лицензируемых видов деятельности. Эта позитивная тенденция современного законодательства обнаруживает последовательный отход от правил заурегулированности экономики, свойственной плановому хозяйству эпохи социализма, и иллюстрируется, в первую очередь, постепенным сокращением в законодательстве лицензируемых видов деятельности. В этом обнаруживается основное отличие современного Закона о лицензировании от ситуации до 2001 г., когда количество лицензируемых видов деятельности было неоправданно велико. Это приводило на практике к тому, что лицензирование замещало общегражданскую процедуру создания предпринимателей. По своей важности и сложности прохождения лицензирование тогда воспринималось предпринимателями как основная процедура, в сравнении с регистрацией. Для того чтобы избежать этих негативных последствий, законодатель существенно сократил количество лицензий. Но даже в новом Законе о лицензировании содержатся нормы, предусматривающие поэтапную отмену имеющегося лицензирования. Так, например, с момента вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к соответствующим лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование деятельности, связанной с производством авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, приводится в п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, причем расширение этого перечня возможно только внесением дополнений в сам Закон. Для того чтобы определенная деятельность была включена в соответствующий список, необходимо, чтобы она обладала некоторыми критериями. Так, к лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами. Последнее условие здесь весьма важно, поскольку заставляет критически оценивать даже предложенный законодателем перечень. Это условие заставляет законодателя уже в рамках указанных им критериев стремиться к минимизации перечня лицензируемых видов деятельности, оценивать, действительно ли та или иная деятельность требует специальных средств публичной защиты и действительно ли иные способы обеспечения публичных интересов исчерпаны или невозможны. Таким образом, следует согласиться в этой области с мнением о том, что законодатель не должен автоматически применять нормы о лицензировании, а, наоборот, ему следует проводить оценку эффективности применения соответствующих норм с целью возможного отказа от обременительной регламентации*(402). По закону лицензируемый вид деятельности - это такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. Обычно лицензируется конкретный вид деятельности. Исключение из этого правила установлено п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании, где лицензируются определенные работы и услуги в рамках лицензируемых видов деятельности (к примеру, деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, в том числе с использованием игрового оборудования, космическая деятельность, медицинская деятельность). В обязанности лицензирующих органов входит ведение реестра лицензий, который представляет собой совокупность данных о выдаче лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий. Для использования этой информации лицензирующие органы формируют государственные информационные ресурсы, в которых содержатся сведения из указанных реестров, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. Исключение составляют только те случаи, когда в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Лицензирующие органы ведут реестры на те виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре указываются: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и срок приостановления и возобновления лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Запись в реестр лицензирующий орган вносит в течение трех дней со дня принятия им соответствующего решения. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней всех граждан и организаций, которым она предоставляется за плату в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно. Лицензия в соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Кроме понятия "лицензия", в Законе о лицензировании часто используется понятие "документ, подтверждающий наличие лицензии", из чего можно сделать вывод о том, что законодатель под лицензией не обязательно подразумевает определенную материальную форму, а рассматривает ее лишь как разрешение. Если лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, деятельность лицензиата может проводиться на всей территории Российской Федерации. При этом федеральный орган исполнительной власти по соглашению передает полномочия по лицензированию органу исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена органом субъекта РФ, может осуществляться только на его территории, а на территориях иных субъектов РФ - только при условии предварительного уведомления лицензиатом соответствующих органов о намерении осуществлять деятельность на их территории. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Специальными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Закон о лицензировании определяет круг субъектов лицензионных отношений - это: - лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уже имеющие лицензию; - соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии; - лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только лицензиатом. Передача лицензии, ее реализация другому лицу или допуск другого лица к осуществлению такой деятельности является нарушением условий действия лицензии. Все соискатели лицензии находятся в равных условиях. По общему правилу это могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Хотя для отдельных видов деятельности возможность участия в качестве соискателя последних исключается, при условии что такие ограничения могут содержаться исключительно в законах. Для получения лицензии соискатель представляет заявление, где указывает: - для юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; - для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя и отчество, место жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе и лицензируемый вид деятельности. К заявлению прилагаются: копии учредительных документов (для юридического лица); документ, подтверждающий уплату госпошлины за рассмотрение заявления; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя возможности выполнения лицензионных требований, и документы, наличие которых предусмотрено специальным федеральным законом. Этот перечень является исчерпывающим, лицензирующий орган не вправе требовать представления иных, не предусмотренных Законом о лицензировании документов. Срок принятия решения по заявлению не должен превышать пяти дней. Решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. В рамках специальных положений о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки. Далее, в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Основания отказа в предоставлении лицензии строго ограничены законом - это: наличие в документах, представленных соискателем, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям. Отказ в предоставлении лицензии соискатель может обжаловать в установленном законом порядке. Существует два порядка лицензирования: общий и упрощенный. Выбор между ними принадлежит соискателю лицензии или лицензиату. Упрощенный порядок лицензирования применяется в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан. Для выбора упрощенного порядка необходимы следующие условия: - соискатель лицензии или лицензиат должен заключить договоры страхования гражданской ответственности либо - у лицензиата должен быть сертификат соответствия осуществляемого им вида деятельности международным стандартам. Перечень таких сертификатов, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности устанавливаются Правительством РФ. При этом срок действия указанного договора или срок действия сертификата должен быть не меньше срока действия лицензии. Преимуществами упрощенного порядка лицензирования является то, что в этом случае лицензирующий орган не проводит проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требований и плановые проверки соответствия деятельности лицензии, а лицензионный контроль проводится только в отношении полноты и достоверности сведений о соискателе, содержащихся в представленных им заявлении и документах. Соискатель лицензии, выбравший такой порядок, представляет в лицензирующий орган заявление, указанные документы, кроме тех, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а также копию договора страхования гражданской ответственности. Лицензирующий орган должен принять в этом случае решение в срок, не превышающий 15 дней. Если лицензиат изъявляет желание перейти на упрощенный порядок лицензирования, он представляет в соответствующий орган заявление с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия. Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о прекращении действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам либо о продлении срока действия указанного договора в течение пятнадцати дней со дня прекращения действия указанных документов или продления срока действия договора. Упрощенный порядок лицензирования может применяться в отношении лицензирования следующих видов деятельности: эксплуатация пожароопасных производственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В рамках взаимодействия с регистрирующими органами орган лицензирования, принявший соответствующее решение, как, например, о предоставлении лицензии или о приостановлении действия лицензии, в течение пяти дней направляет копию документа о своем решении с сопроводительным письмом в орган государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по месту нахождения соискателя лицензии или лицензиата. В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются следующие сведения: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица; место его нахождения; адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; данные документа, удостоверяющего его личность; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии и дата принятия решения о предоставлении лицензии. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа о наличии лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В случае реорганизации юридического лица в форме слияния при наличии у каждого участвующего в слиянии лицензии на один и тот же вид деятельности их правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Действие лицензии по общему правилу прекращается со дня окончания ее срока или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании письменного заявления лицензиата. Также лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица, его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования) или в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и установить срок устранения нарушений, который не может превышать шести месяцев. Исправив соответствующие нарушения, лицензиат должен уведомить об этом лицензирующий орган, после чего последний может принять решение о возобновлении действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Если в указанный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Если нарушение лицензионных требований причиняет ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Одновременно с подачей такого заявления лицензирующий орган может приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Лицензирующий орган имеет право аннулировать лицензию также без обращения в суд, но лишь в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии. Все решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии лицензиат может обжаловать в суд. Важной частью работы лицензирующих органов является выполнение административных функций по контролю. Контроль проводится как в отношении соискателей лицензии на стадии подачи ими соответствующих заявлений, так и в отношении лицензиатов на предмет соблюдения ими лицензионных требований. К отношениям по лицензионному контролю применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(403). При этом должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при лицензировании и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут административную и уголовную ответственность. В случае выявленных нарушений лицензирующий орган в течение 30 дней обязан сообщить лицу, чьи права были нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных.
Date: 2015-09-24; view: 499; Нарушение авторских прав |