Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Годфруа Ж
Проблемы с-13
Глава 10 Развитие «Я»............................................................................................................................ 2 Глава 11 Человек и другие люди.......................................................................................... 72 Глава 12 «Иные».................................................................................................................. 122 Приложение А...................................................................................................................... 363 Приложение Б Статистика и обработка данных.............................................................. 365 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-376 с., ил. ISBN 5-03-001902-2 Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики), а также биологическим основам поведения. Для специалистов и студентов - психологов, биологов, медиков, педагогов - и всех читателей, интересующихся вопросами психологии. Редакция литературы по биологии © 1988 Pierre Mardaga, editeur © перевод на русский язык, Алипов Н.Н., Свечников В. В., 1992 4. Я, другие и «иные» Введение В шести предыдущих главах мы рассмотрели различные процессы, позволяющие человеку приспосабливаться к реальной действительности или видоизменять ее сообразно с ею потребностями. Люди реагируют на внешние обстоятельства по-разному в зависимости от возраста, пола, физической конституции, умственных способностей и, наконец, всего прошлого опыта. Личность и особенности поведения человека, отличающие его от других людей, формируются на разных фазах его развития и жизненного опыта. Индивидуальные различия людей, однако, не бесконечны. Человек живет в какой-то социальной группе с определенной культурой. Постоянное взаимодействие людей накладывает глубокий отпечаток на их восприятие мира, общение и поведение, на их отношение друг к другу и к представителям иных социальных групп. Таким образом, человек всю жизнь бывает ограничен в своем стремлении к самовыражению в результате того давления, которое он с самых первых дней испытывает со стороны общества и которое требует от него «нормального» поведения в установленных этим обществом рамках. Большинство людей сравнительно легко приспосабливается к этим требованиям и живет без серьезных кризисов, прибегая в напряженные моменты к различным социально санкционированным «предохранительным клапанам». Кое-кто, однако, оказывается неспособным противостоять стрессовым ситуациям жизни либо из-за особой чувствительности своей натуры, либо потому, что в детстве у него не выработалось надлежащей стойкости. Такие люди обречены стать среди других «иными».
Введение В этой последней части книги мы поочередно рассмотрим три аспекта человеческой жизни: эволюцию личности от рождения до смерти, его социальную активность и влияние группы на его поведение и, наконец, трудные проблемы бытия, которые встают перед каждым человеком, а в некоторых случаях приводят и к распаду личности.
Глава 10 Развитие «Я» Введение Каждый человек неповторим. Уже в клетке, образовавшейся при слиянии яйца и сперматозоида, намечается траектория жизни человека, состоящая из множества форм поведения - результатов непрерывного взаимодействия трех факторов: генетического наследства, культурной среды и в особенности обстоятельств жизни, определяющих уникальность человека еще в большей степени, чем два первых фактора. Каждому возрасту присущи свои особенности. Рассматривая развитие человека, можно подробно останавливаться на состоянии различных функций в тот или иной период жизни. Именно таким образом построено большинство руководств по генетической психологии. В этих руководствах делается попытка дать возможно более точное представление о каждом периоде жизни человека путем описания его физических, умственных, аффективных и социальных аспектов; после рассмотрения одного жизненного периода по такой же схеме описывается следующий. Хотя такой подход к описанию истории личности и позволяет получить целостное представление о ее развитии в данном возрасте, он не дает непрерывной картины эволюции каждой из сторон личности на протяжении жизни. Вот почему в этой главе мы решили рассмотреть, как эволюционируют от рождения до смерти различные особенности индивидуума, акцентируя внимание на критических периодах этой эволюции. В первую очередь мы проследим ход физического и полового развития человека с момента рождения до смерти, затем точно так же рассмотрим его умственное и нравственное развитие, а потом остановимся на различных подходах к изучению развития личности и, наконец, на социальном развитии человека. Глава завершается анализом последнего этапа жизни, предшествующего смерти.
Глава 10 Но как бы мы ни описывали развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивидуум непрерывно эволюционирует как единое целое, так что ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве ог других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Гармонично развивающийся ребенок будет влиять на свое окружение иначе, чем другой ребенок, медленно растущий из-за плохого здоровья или обладающий менее привлекательной внешностью. Последствия таких взаимодействий в свою очередь будут отражаться на аффективном развитии подрастающего ребенка, на его представлениях о самом себе и его вере в собственные способности, и поэтому они будут задавать определенное направление умственного и социального развития ребенка. В этом-то «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды, в тесной взаимозависимости самых разных аспектов развития и происходит с момента рождения эволюция личности. Date: 2015-09-22; view: 351; Нарушение авторских прав |