Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему наши дети начинают прием наркотиков





Такая глава есть в нашей книжке о героине. Мы решили, что в углубленном виде она нужна и в книге для родителей. Ведь самая главная для вас задача — это понять, что происходит в вашей семье, и попробовать измениться. Пока еще не слишком поздно.

Однозначно на вопрос, почему наши дети на­чинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

всех слоев общества, в любых семьях, любых учеб­ных заведениях, независимо от их элитности.

Поэтому нам с вами придется искать более глу­бокие причины наркотической эпидемии, разра­зившейся в России.

Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоак­тивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симпто­мом культуры, симптомом психологического со­стояния общества.

Вдумайтесь, мы, старшее поколение, приме­няем алкоголь в быту для лечения любых забо­леваний — начиная от простуды и заканчивая сильными болями. Что уж там говорить о труд­ных состояниях души: тревоге, депрессии, стрес­се, одиночестве и т. д.

Кто из читателей этой книжки обратился к врачу-психотерапевту для лечения последствий стресса? А кто из вас при нервном напряжении предпочитает выпить рюмочку?..

Вот поэтому под маской алкогольной болезни у нашего и более старшего поколения могут скры­ваться различные душевные проблемы, расстрой­ства и заболевания. Нас никто не учил обращать­ся к врачу или священнику, и большинство из нас предпочитает лечиться не с помощью врача, а че­рез магазин...

Что же мы хотим от своих детей? Героин и другие наркотики выполняют в их культуре, культуре новой и непонятной для нас, ту же са­мую роль универсального лекарства от всех проб-

А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

лем, которую в нашей молодости играл алко­голь.

Жизнь старшего поколения (собственно, всех тех, кому сейчас за тридцать пять и личность ко­торых формировалась в советский период) отли­чалась пятью главными особенностями:

• Во-первых, она была в целом безответствен­ной. Большинству из нас в ней приходилось много и монотонно работать, причем работать очень часто бессмысленно, ни за что, кроме физического своего присутствия на рабочем месте, не отвечая. Смысл нашего труда, с на­шей точки зрения, должно было понимать' только страшно далекое от нас начальство. Труд и поступки большинства из нас были^ абсолютно безответственными. Ответствен-;

ность наступала лишь в том случае, если мы нарушали приказы начальства и выбивались из общего фона поведения некоего абстракт­ного коллектива.

Кстати говоря, мы в советские времена были во многом лишены ответственности и за соб­ственных детей. Где-то в глубине души мы зна­ли, что отвечать за их развитие будет школа и государство, а наше дело — одеть, обуть, накор­мить, дать денег, а вырастет и станет человеком | он как-нибудь сам.

• Во-вторых, она была удивительно статичной.. У большинства из нас не было никаких сомне­ний в том, что завтра будет то же самое, что и вчера. Большинство из нас было уверено в зав­трашнем дне. В той жизни была постоянная уверенность, что человек сначала будет ходить

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

в детский сад, потом в школу, потом либо в ин­ститут, либо на работу и т. д. Не возникало даже малейших сомнений в том, что человека распределят на работу и что он будет жить, по крайней мере, не хуже других.

• В-третьих, мы жили в обществе, в котором отдельная личность не значила практически ничего. Мерилом правильности поведения отдельного человека служило мнение коллек­тива. Мифический коллектив, а не личность, был единицей социального измерения.

• В-четвертых, в этой жизни у всех был неко­торый смысл, не связанный с материальным благополучием. Упрощая, можно сказать, что все мы участвовали в строительстве «светлого будущего». Большинство смотрело программу «Время» и даже если не верило в социализм до конца, то все равно считало, что все врать не могут и завтра будет лучше, чем сегодня.

• В-пятых, в советской культуре не было места для удовольствий. Телесные удовольствия практически были под запретом. Физические и чувственные удовольствия, такие, как совре­менные музыка и танцы, доставались нам с величайшим трудом и в целом не поощрялись как формы человеческой деятельности, «от­влекающие человека от созидательного труда». Как известно, в СССР даже «секса не было».


Из этих особенностей жизни бессознательно сформировалось наше мышление — «образ мыс­лей советского человека».

А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

• Мы не привыкли к переменам. В действитель­ности мы их боимся больше всего на свете и хотим, чтобы завтра все было так же, как вче­ра.

• Мы не привыкли искать в жизни смысл. Мы постоянно бессознательно ждем, что этот смысл даст нам кто-то извне, как раньше нам его диктовали «родная Партия и правитель­ство».

• Мы привыкли к отсутствию ответственности за результаты собственной деятельности. Мы не хотим ни за что отвечать. Мы хотим, что­бы за нас принимал решения кто-то другой. Мы привыкли к разделению общества на себя са­мих и начальство. (Начальство в данном слу­чае — это та символическая инстанция, кото­рая принимает на себя ответственность за проступки подчиненного.)

• Мы не чувствуем ценности собственного су­ществования как отдельной личности. Наша ценность по-прежнему определяется нашими социальными ролями — ролью в семье, ролью на работе, заработками, ролью в компании и т. д.

• Телесные удовольствия для нас бессознательно по-прежнему находятся под запретом. Секс — по-прежнему нечто постыдное, вызывающее смешки.

Все эти пять коренных особенностей нашего мышления мы автоматически перенесли на вос­питание своих детей.

ю

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

• Во-первых, из-за трудностей нашего детства мы решили сделать детство наших детей бе­зоблачным и лишенным проблем. Все наши чада стали «уникальными», «единственными», «самыми лучшими». Мы даже не пытались их приучить к мысли о том, что жизнь состоит не только из удовольствий и побед. Мы не смог­ли им объяснить, так как не понимали этого сами, что взрослая жизнь подразумевает ответ­ственность за свои поступки.

• Во-вторых, привыкнув сами к жизни в ста­тичном обществе, мы смертельно боимся пе­ремен. Мы воспитывали детей, даже не пыта­ясь их приучить к возможностям внезапных и далеко не всегда приятных изменений в обще­стве и во внешнем мире вообще. Если быть честными, то свобода и связанная с ней не­обходимость выбора и принятия решений пу­гает нас больше всего на свете.

• В-третьих, мы не научили их оставаться сами­ми собой, несмотря ни на какие перемены ок­ружающей действительности. Мы не смогли объяснить им ценность отдельной личности. Мы не воспитали в них привычку к самоанали­зу. Не смогли объяснить, как важно иметь соб­ственное мнение по любому поводу. Мы забы­ли рассказать о том, что такое самоуважение и чувство собственного достоинства. Мы сдела­ли их зависимыми от мнения и «моды» подро­стковой компании, точно так же, как мы были зависимы от мнения «коллектива».

• В-четвертых, и это, на наш взгляд, самое важ­ное, мы «забыли» объяснить им, зачем чело-

А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

век живет на земле, дать им хоть какой-то иной смысл существования, кроме зарабатыва-ния денег. Мы понадеялись, что этот смысл, как и в нашем детстве, даст государство. Од­нако государство, построенное на деньгах и лжи, никакого смысла дать не захотело... • В-пятых, мы не научили их получать удоволь­ствие от собственного тела, от таких есте­ственных его функций, как слух, зрение, ося­зание, обоняние, которые, объединившись на своем максимуме, приносят человеку сексу­альное удовольствие.


В результате наших «воспитательных» усилий средний молодой человек нашей страны, достиг­ший пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме.

Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов его родителей, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечно­му сидению у телевизора, его не интересует, чаще всего их взгляды и образ жизни ему просто-на­просто чужды.

Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Любовь для него понятие, немодное, практически полностью дискредити-;

рованное общественным сознанием, а секс — понятие неприличное, грязное.

Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полно­стью зависимым от мнения своего подростково­го коллектива.

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Ведь всю эту нашу грязь родители обсуждали при нем с раннего детства. Он не хочет взрослеть...

Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа чело­веческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, все­гда найдет себе внешний наполнитель. У нашего поколения это был алкоголь, нынешний мир подсу­нул детям наркотики.

Должны ли мы этому удивляться?

Подростковый возраст — это возраст, в кото­ром человек интенсивно пытается разобраться в окружающем мире, осмыслить свою роль в нем. Новое поколение не может выбирать пепси. Чело­веческое сознание не в состоянии принять приоб­ретение жвачки «Риглис» как высший смысл соб­ственной жизни. Такие, с позволения сказать, «ценности» и порождают чувство пустоты и бес­смысленности существования.

Давайте попробуем поподробнее разобраться в структуре ощущений наших детей.

Мы всегда просим пациентов взять лист бума­ги и написать не менее пятнадцати причин, по ко­торым им нужен наркотик. С чистым листом бума­ги гораздо проще быть искренним, чем с любым человеком. Давайте возьмем только одну такую по­казательную, в плане нашего разговора, анкету.

Вот пятнадцать причин, по которым нужны наркотики, указанных девушкой Леной, попав­шей в беду. Текст ее ответов мы приводим це­ликом, разумеется, с ее согласия.

А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

«Почему мне был необходим героин:

1. Так было легче жить, потому что все проб­лемы казались какими-то далекими, многие из них я просто не замечала.

2. С героином жизнь воспринимается гораздо лучше, чем на самом деле. Это уход от нее.

3. Мы расстались с моим молодым человеком, я никак не могла его забыть. С героином это получи­лось. Без героина у меня были трудности с сексом, масса комплексов. Мне все это было неприятно, а мой молодой человек этого хотел. С героином это прошло. Теперь никакого особенного удовольствия я не получаю, но и противно быть перестало.


4. Возможно, у меня много страхов: я боюсь, что мне скажут «нет», я всегда думаю, как обо мне судят другие люди, беспокоюсь, как я выгля­жу и т. д. Героин все это победил. С героином ты не чувствуешь никакого страха вообще.

5. Героин позволил мне не думать о себе и о сво -ей жизни. «Под героином» ты вообще не думаешь ни о чем, и в какой-то мере это здорово, так как до этого я изводила себя мыслями: какая я, какая у меня жизнь и т. п.

6. Сначала я думала, что наркотики дают мне Я шанс выделиться из общей массы. Я думала, что и это круто и т. д. Потом я поняла, что это не^ так, но все равно продолжала чувствовать опре­деленную избранность.

7. Когда я рассталась со своим молодым челове­ком, я осталась одна, так как еще до этого прак­тически потеряла связь со своими подругами. Оди­ночество — страшнее смерти. Это то, чего я боюсь больше всего. Я не могу быть одна. Наркотики и

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

наркоманы подменили мне все и всех. Я уходила из дома с утра и приходила поздно вечером. Целый день я где-то была, куда-то ездила, я встречала кучу людей, сидела на чьих-то квартирах, я была в гуще событий и в центре «маленькой вселенной». Мне это в наркотиках нравилось больше всего. Если честно, то я скучаю по этому до сих пор.

8. Среди наркоманок я была очень симпатич­ной, даже, можно сказать, красивой, ухоженной и хорошо одетой, поэтому у меня было много ка­валеров среди молодых ребят (правда, таких же наркоманов, как и я). Это давало мне чувство собственной привлекательности, в чем я была крайне не уверена после разрыва с моим молодым человеком.

9. Героин — это какое-то дело. Это, если хо­тите, в своем роде работа, которую надо выпол­нять каждый день. И это трудная работа, пото­му что найти хороший героин, когда он тебе нужен, очень трудно. Поэтому мне казалось, что, если я могу это, то я слогу многое другое. Я каза­лась себе умной, самостоятельной и способной до­биться чего-то сама.

10. Из-за того, что меня бесит моя мама. Она хороший человек и меня очень любит (даже слиш­ком), но она достает меня каждый день, каждую минуту. Иногда мне казалось, что я ее ненавижу. Кроме того, она постоянно искала наркотики в моих вещах. Мне всегда хотелось заткнуть уши и закрыть глаза. Опять-таки за меня это сделал героин.

11. У нас очень напряженная обстановка в доме. Мама пилит не только меня, но и папу, поэтому

А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

они частенько пререкаются. Кроме того, папа все -гда защищает меня, что тоже не нравится маме. На улице мне было лучше, чем дома, — там ди меня никому не было дела.

12. Я очень люблю своего папу. У нас прекрас­ные отношения с детства, считайте, что это он меня воспитал. Для меня существовал только один идеал — мой папа. Я всегда хотела быть похожей на него и очень хотела, чтобы он мною гордился. Я училась на пятерки в школе, танцевала в ансам­бле, выступала, играя на фортепиано, но казалось, он этого не замечал. Он и мама хотели большего от меня. Я думала, что я ничего не могу.

13. Мне нравилось жить двойной жизнью: дома и в институте ты — примерная девочка, а на улице ты — дрянная девчонка. Мне нравилось почувство­вать себя плохой. Для меня это была скорее игра, чем реальный мир. Мне нравилось играть, делать то, чему меня учили. К тому же здорово было иметь какую-то тайну.

14. Героин дает определенную простоту: тебе не надо думать, что сказать, не надо думать, что делать. Когда ты встречаешься с другими людьми, тебе не надо думать, чем заняться, — все уже решено. По большей части наркоманы, которых я встречала, это необразованные люди, многие не закончили одиннадцать классов, и я сначала дума­ла, что мне с ними будет неинтересно. Но потом я обнаружила среди них вполне образованных лю­дей. Это было странно. Героин раскрепощает. Это смешно выглядит со стороны. Люди идут за геро­ином и по дороге обсуждают рассказы А. П. Чехо­ва или различные философские школы, или начина­ть

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

/от читать стихи свои и чужие — было и такое, на героине особенно тянет на философию и поэзию. Хотя я думаю, что, если бы мы встретились в другой обстановке, все было бы по-другому.

15. Мысли о самоубийстве появились у меня еще в довольно раннем возрасте, лет в пятнадцать. Меня ничего не держало в этой жизни тогда, не держит и сейчас. Мне говорят, что надо просто жить. Но я так не могу, поскольку считаю, что жить надо зачем-то, то есть иметь хоть какую-нибудь цель. Я люблю своих родителей, но жить так же, как они, в какой-то бесконечной серости я не могу.

Конечно, никто не знает, зачем мы здесь, но просто плыть по течению — это глупо, это и гь самоубийство, но только самоубийство лич-ти, души. Я считала, что как личность я — 'то и никто, я не смогу сделать что-нибудь)ящее, поэтому мне всегда хотелось уснуть и ьше не просыпаться. Даже в детстве, засы-..я, я представляла, что я—в могиле (может, у меня что-то с головой?). Героин — это сон. Сон — это смерть. Жизнь?.. Я не помню, что это такое.

P.S. Писать больше не могу, так как очень раз­вевалась и могу заплакать. Я и так тут много? написала сокровенного. Я очень не люблю, ког-\езут в душу, потому что это больно. Я не люб-кому-то что-то рассказывать, я держу все в '.. Это трудно. Одно — трудно, другое — больно. ч выбрать? Но копаться у человека в душе — это -то слишком, хотя Вы — доктор. Вам видней. я думаю, что Вы образованный человек и знае-

А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

те, что «не стоит заглядывать чересчур глубоки душу, иначе скоро наткнешься на решетку, которая ведет в подземные каналы, где текут нечистоты*

Пожалуйста, перечитайте этот текст еще раз, вдумайтесь в каждую фразу. В них трепещущая боль живого человека, а вовсе не абстрактная болезненная тяга к наркотикам.

Может быть, этот текст даст основания роди­телям наконец задуматься о том, насколько се­рьезны те проблемы, с которыми сталкивается «несерьезная» детская душа.

Давайте попробуем вместе разобраться в тех «подземных каналах», о которых пишет девушка.

Что же так мучает Лену, написавшую эту ис­поведь? Можем ли мы с вами попытаться по-Д нять те основные проблемы, которыми болеет ее душа? Разве вправе мы считать героин глав­ной Лениной проблемой? \

Нет, главные беды ее души общие для всех нас. Ее боль — душевная боль всего молодого, поколения. Систематизировать причины это^ общей боли, которая приводит к наркотикам очень трудно, но мы все-таки попытаемся.







Date: 2015-09-24; view: 264; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию