Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственно-политическая система СССР в середине 50-х-бО-е годы
После смерти настоящего коммуниста Сталина и прихода к власти оппортуниста Н.С.Хрущева начался медленный, но неизбежный развал советской тоталитарно-коммунистической системы. Возвращение к закономерным террористическим методам классического коммунизма для обюрокраченных оппортунистов Хрущева, Брежнева, Горбачева и их окружения было невозможно. Попытки выйти из нарастающего кризиса путем реформ закончились неизбежным развалом социалистической системы. Важнейшим событием общественно-политической жизни страны середины 50-х годов стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), который подверг резкой критике культ личности Сталина и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоления чрезмерного централизма, сложившегося в годы упрочнения административно-командной системы. Но в целом тоталитарно-коммунистическая система сохранялась (см. схему 61). В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». В результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий. Вместе с тем, начиная со второй половины 50-х годов, стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер, а по сути являлись показными, декоративными, не оказывавшими реального воздействия на практику (например, «всенародные» обсуждения законопроектов). Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый период, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. С хе м а 61 Структура политической системы СССР Социалистическое общенародное государство Общественные организации Трудовые коллективы Попыткой повысить эффективность управления народным хозяйством стала замена отраслевого принципа управления территориальным, осуществленная в мае 1957 г. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками. Однако эта мера не привела к радикальным изменениям в развитии промышленности и строительства. Обнаружились новые недостатки — местничество. В рассматриваемый период были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Реорганизации подверглись правоохранительные органы. В марте 1954 г. был выделен из МВД и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Восстановлен принцип двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел. .Широкое распространение получили добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка. Восстанавливались принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В принятом в феврале 1957 г. Положении о Верховном Суде СССР надзорные функции высшего судебного органа страны были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены (рассмотрение судебных дел в порядке надзора должно было, как правило, завершаться в Верховном суде союзной республики). 9 декабря 1958 г. полномочия народных судов были увеличены с 3 до 5 лет. Курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Это нашло выражение в некотором расширении прав союзных республик. Прежде всего, были расширены их права в области управления экономикой. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. Автомобильный транспорт и речной флот были полностью переданы союзным республикам. Были расширены права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. К их ведению было отнесено законодательство об устройстве судов, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Одновременно были расширены права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого административно-территориального деления. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная в 1940 г. Карело-Финская ССР. На ее месте восстановлена ранее существовавшая Карельская АССР. В 1957-1958 гг. были восстановлены права репрессированных в годы Великой Отечественной войны балкарского, чеченского, ингушского, карачаевского и калмыцкого народов. 3. Обновление законодательства в середине 50-х-60-е годы Репрессивные методы строительства коммунизма исчерпали себя в начале 50-х годов. Со смертью И.В.Сталина и приходом к власти Н.С.Хрущева прекращается коммунистический геноцид. Режим пытается перестроиться и принять либеральный облик. Это находит отражение в правовой политике. В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и сооружений). В апреле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались. В марте 1955 г. новым Постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок натурой, конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы. В августе 1953 г. принимается Закон о сельскохозяйственном налоге. В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли Постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. В развитии права самым характерным явилось проведение новой кодификации советского права. Она нашла выражение в разработке и принятии новых основ общесоюзного законодательства и новых республиканских кодексов. В конце 50-х и в 60-е годы были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Вслед за этим в союзных республиках были приняты кодексы по этим отраслям законодательства. В феврале 1957 г. Верховный совет СССР принял Законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства обустройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления основ по этим отраслям законодательства. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления, Основы уголовного судопроизводства. Основы законодательства о судоустройстве, Положение о военных трибуналах. В 1959-1961 гг. в союзных республиках были приняты уголовные и уголовно-процессуальные кодексы (в РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960 г.). В 1961-1964 гг. в республиках на базе Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (утвержденных Верховным Советом СССР в декабре 1960 г.). Принимаются гражданские и гражданско-процессуальные кодексы ГК и ГПК РСФСР были приняты в июне 1964 г. В октябре 1959 г. принимается Закон «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик», составивший основу финансового законодательства. В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. — республиканские кодексы. В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства, в 1970 г. - земельные кодексы союзных республик. В конце 1969 г. был принят новый Примерный Устав колхоза. 4. Политическое и государственно-правовое развитие СССР в 70-е - середине 80-х годов (период развитого социализма) Время 70-х — середины 80-х годов в истории нашей страны характеризуется как период застоя. Начавшаяся экономическая реформа в условиях господства административно-командной системы оказалась нежизнеспособной. Темпы роста в народном хозяйстве по сравнению с серединой 60-х годов упали в три раза, наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к сокращению до абсолютного нуля. Это отрицательно отразилось на благосос- тоянии народа. Страна подошла к кризису всей социально-экономической системы. Однако положение о построении в СССР развитого социалистического общества, выдвинутое в 1967 г., продолжало сохраняться. Более того, было признано необходимым закрепить «этот факт» в новом Основном Законе. Решение о принятии новой Конституции было принято еще в апреле 1962 г., но фактическая работа над ее проектом затянулась. Созданная Верховным Советом СССР Конституционная комиссия лишь 23 мая 1977 г. внесла проект Конституции в Президиум Верховного.Совета СССР и предложила опубликовать его для «всенародного обсуждения». Проект был опубликован 4 июня 1977 г. в центральной и местной печати. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно Конституция СССР 1977 г. давала определение советскому государству как общенародному государству и устанавливала, что власть в СССР принадлежит народу. В соответствии с этим изменилось наименование представительных органов власти — Советы народных депутатов. Значительно подробнее, чем в предыдущей конституции, Основной закон раскрывал характер советской политической системы. При этом особо подчеркивалась роль Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Тем самым подтверждалось монопольное положение КПСС в государстве. Формально более широко регламентировались права и обязанности граждан. 8 Конституции формально закреплялось союзное федеративное Вслед за Конституцией СССР в 1978 г. были приняты Основные законы союзных и автономных республик. Следует подчеркнуть, что все положения Конституции не были отражением реальной действительности, в ней содержались декларативные, неработающие лозунги. Новая Конституция СССР внесла изменения в сроки полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, местных советов — с 2 до 2,5 лет. В Верховном Совете СССР увеличилось число постоянных комиссий с 4 до 10 в каждой палате. Усилился бюрократический контроль Верховного Совета СССР за работой министерств и ведомств, за соблюдением законов, за орга- низацией и деятельностью республиканских и местных органов власти и управления. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято Постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровнях в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства. Изменения произошли и в системе органов государственного управления. 2 октября 1965 г. по Закону, принятому Верховным Советом СССР, территориальная система управления была заменена отраслевой. Совнархозы упразднялись, а для управления промышленностью создавался ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Другими словами, восстанавливалась административно-командная централизованная система управления экономикой со всеми ее пороками. В 1982 г. в связи с принятием Продовольственной программы создавались органы управления районным агропромышленным объединением, агропромышленным объединением края, области, автономной и союзной республики, были определены их права. Однако эта мера тоже оказалась неэффективной и не привела к положительным результатам. В рассматриваемый период в системе государственных органов появилось новое звено - народный контроль. В декабре 1965 г. были созданы Комитет Народного Контроля СССР, комитеты Народного контроля союзных, автономных республик, краевые, областные и другие местные комитеты народного контроля при городских, поселковых и сельских Советах, комитеты, группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, в воинских частях. В 1979 г. был принят Закон «О народном контроле в СССР», определявший организацию, права и порядок деятельности его органов. В правовой сфере продолжалась работа по кодификации советского законодательства. Принимается решение об издании Свода законов Союза ССР. Издаются Основы по ряду отраслей законодательства. 1970 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик 1973 г. — Основы законодательства о народном образовании. 1975 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. 1976 г. — Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. 1980 г. - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Закон об охране атмосферного воздуха. Закон об охране и использовании животного мира. 1983 г. - Закон СССР о трудовых коллективах. В целом сложилась система советского права (см. схему 62).
С середины 70-х годов «теневая экономика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были предприняты административные попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда. В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли Постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер. В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включавшая семь разделов законодательства: об общественном и государственном устройстве, о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах граждан, о рациональном использовании и охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных отношениях и внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Подготовку Свода должно было осуществлять Министерство юстиции СССР через посредство специальной комиссии и научно-исследовательского института. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответствующие своды должны были быть подготовлены в каждой союзной республике. Однако из-за сопротивления советской коммунистической бюрократии даже эта ограниченная реформа была просаботирована. Date: 2015-09-24; view: 411; Нарушение авторских прав |