Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика государственно-правовой политики большевиков в 1917-1953 гг
Захват власти большевиками в октябре 1917 г. произошел в условиях нарождающихся в России демократических основ государственности. Были созданы, но нерешительно стали действовать такие институты государственной власти и управления, как Государственное Совещание, Советы и т.д. Передовые мыслители уже разрабатывали конституционные нормы, по которым могла бы жить Россия. Закладывались основы многопартийности и участия народа в управлении государством. Большевистская партия понимала, что становление демократических государственных структур власти и управления может сделать невозможным военный переворот. Именно поэтому В.Ульянов-Ленин так торопил события, подготовку и проведение «революции» по захвату власти. После того, как переворот был удачно завершен и на волне привлекательных обещаний о мире, земле, хлебе, фабриках и заводах прокатился по большей части российских губерний, встал вопрос об удержании власти. Однако удержание власти только за счет политической борьбы, реальных изменений жизни, профессионального подхода к управлению страной, экономикой и обществом, да еще в условиях войны, было делом сомнительным, сулило возможный проигрыш. Необходимо было создать и претворить в жизнь новые, приспособленные для политических целей правовые нормы, действующие, в первую очередь, не против уголовной преступности, а против политических соперников. Исторические факты ярко показывают методы борьбы за власть путем приклеивания различного рода ярлыков. Это «мятежники» Крондштадта, «банды» антоновцев, махновцев и т.д. Под понятие классовых противников, а значит преступников, попали не только приверженцы иных политических воззрений, но и целые слои населения. Это интеллигенция, духовенство, специали- сты как военного, так и промышленного дела. В разряд преступников попадали не только те, кто прежде высказывал иные политические взгляды, но и те, кто не понимал коммунистической идеологии, отрицал ее как неприемлемую для всего общества. Можно понять стремление коммунистических лидеров захватить власть и удержаться у власти как можно дольше. Но оправдать их действия с позиции «цель оправдывает средства» не просто невозможно, но и преступно. Ответив на мифический белый террор красным террором, они провозгласили государство, в котором террор возводился в ранг государственной политики. Идеологическая и «научная» основа такой политики строилась на марксистско-ленинских догмах о «классовых» интересах, на якобы защите трудящихся от угнетения, на защите строителей «коммунизма» от буржуазной идеологии. Марксистско-ленинская доктрина государства и права, в отличие от других учений, основанных на различных естественно-правовых и философских теориях, базируется на классовой борьбе. В основе учения К. Маркса лежат взгляды иудейского хилиазма об избранном народе, замененные избранным классом — пролетариатом. В силу своей примитивности и античеловечности это учение стало популярным преимущественно среди людей с неразвитым абстрактным мышлением и сексуально-психическими отклонениями. Отсюда и стремление коммунистов после захвата власти физически и потомственно истребить людей с высоким уровнем образования и интеллекта. (См. подробнее работы Н.Бердяева, П.Новгородцева, И.Ильина, П.Сорокина и других российских ученых-белоэмигрантов.) Помимо уничтожения политических противников внутри государства и экспорта революции большевики установили «железный занавес» против всякого идеологического влияния извне. Анализ правового материала и идеологии большевизма показывает, что основные направления их правовой политики отвечали поставленным политическим целям. На уголовную преступность не хватало сил и средств. Да и система наказаний уголовников как рекрутов коммунизма была мягкой. А вот за политические преступления, как правило, устанавливался расстрел. Система наказаний за уголовные преступления, как и в феодальном обществе, зависела от социального происхождения, законность определялась с позиции интересов правящего коммунистического класса. Выступая от имени «пролетариата», союза рабочих и крестьян, проводя в жизнь марксистско-ленинскую доктрину «диктатуры пролетариата», возникла и сама диктатура партноменклатуры. Таким об- разом, политический вождизм Ленина естественным путем перерос в диктатуру Сталина. Последствия этого превращения повлекли развитие государственного терроризма в отношении не только политических противников, но и против бывших и настоящих «революционных соратников». Терроризм в отношении «преданных делу партии и Ленина» лиц был вынужденной мерой и имел своей целью уничтожение не только политических соперников, но и тех, кто помогал становлению диктатуры, кто мог сказать правду о революции и ее вершителях, о цели захвата власти и о том, как эта власть использовалась для достижения личных, амбициозных целей. Весь государственно-правовой аппарат был задействован на полную мощность, выискивая «врагов народа», беспощадно карая «вредителей и шпионов», обеспечивая диктатуру послушными, запуганными и не умеющими мыслить слепыми исполнителями воли и желаний «отца народов». Парадоксально, но факт, что «ежовые рукавицы» хватали и изобличали в два и более раз больше различного рода «шпионов и вредителей», чем уголовных преступников. Под понятие «враг народа» попадал всякий, на кого хоть как-то падала тень прошлого, тень «обуржуазившегося перерожденца». Тут уж было не до вора, карманника или грабителя. Раз уголовная преступность является наследием царизма и мелкобуржуазного прошлого, то при строительстве социализма исчезают основы уголовной преступности, и она отомрет сама собой. А коль уголовщина обречена на естественное отмирание, то и тратиться на борьбу с ней нет необходимости. Лучше направить силы и средства на «истинного врага», врага идеи и врага, подрывающего эти идеи. А еще лучше вести «наступление на этого врага широким, опережающим фронтом». А раз так, то, естественно, необходимо опережать противника и наказывать его уже тогда, когда он начал задумываться, сомневаться. В такой борьбе философские диспуты уже ни к чему (да и страшно дискутировать — вдруг проспоришь), необходимо лишь «власть употребить». Если в первый послереволюционный период острие репрессивной государственной машины было направлено против явных политических противников, то в дальнейшем велась война на истребление уже возможных политических противников или возможных конкурентов за власть. Здесь и обнаружилась сущность репрессивной системы социалистического государства, а именно — с уголовной преступностью власть бороться не будет, так как эта преступность не угрожает соз- данному тоталитарно-диктаторскому устройству, не угрожает и тем вождям, которые «ведут наш корабль в светлое будущее». В какой-то мере на уголовную преступность было обращено внимание в период Второй мировой войны. Уголовная преступность проявила себя как явление, привлекающее к себе дезертиров и «прислужников фашизма», расхитителей и иной контингент людей, наживающихся на общенародном горе и усугубляющих общенародную трагедию. К тому же поубавилось работы органам госбезопасности, а занять этот громадный карательный аппарат государственной власти было чем-то необходимо, да и патриотизм граждан «страны Советов» показывал, насколько они готовы, несмотря на социальное положение, несмотря на убеждения и политические взгляды, сражаться и умирать «за Родину, за Сталина». Однако по окончании войны уголовно-правовая политика вновь вернулась на «старые рельсы». И хотя степень преследования инакомыслящих претерпела изменения, но сущность осталась прежней. Именно в это время окончательно сформировался аппарат Министерства государственной безопасности. Но защищала и обеспечивала безопасность эта организация не государства как территориально-экономического пространства, а государства как политизированных структур власти. Под особый контроль МГБ берутся уже не только политические противники, которых уже нет, но и представители общественных организаций, священнослужители, часть интеллигенции, органы уголовной юстиции — прокуратура, суд, милиция. 2. Октябрьский переворот в России 1917 г. О самом Октябрьском перевороте существует, разумеется, много версий. Согласно Суханову и Троцкому, переворот фактически уже совершился 21 октября, когда гарнизон столицы признал единственной властью Совет и его Военно-революционный комитет (ВРК). Суханов говорит, что формально в таком поведении гарнизона не было ничего необычного, ибо и раньше — в апрельские, июньские, июльские дни, а также во время корниловского восстания - гарнизон признавал только распоряжения узкоклассового Совета и в очень малой степени считался с приказами Временного правительства. Формально это так. Однако в действительности разница, разумеется, была огромна. Раньше Советы могли иметь и имели конфликты с Временным правительством, но только конфликты. В основном Советы, руководимые меньшевиками и эсерами, не только признавали правительство, но и активно с ним сотрудничали. В предоктябрьские неде- ли и дни Советы — особенно петроградский, кронштадский и московский - стали большевистскими. Отказ гарнизона выполнять приказы Временного правительства без санкций большевистских Советов фактически означал акт неповиновения. В таких условиях это означало, что в борьбе против большевиков правительство не может рассчитывать на поддержку гарнизона. Дело в том — и в этом, может быть, состоял весь трагизм положения, — что ни Керенский, ни его штаб во главе с Полковниковым, по-видимому, не отдавали себе отчета в происходящем. Военные полагали, что создание ВРК и невыполнение приказов Временного правительства было результатом... недоразумений, точнее, результатом второстепенного конфликта между ЦИ Ком Советов (где все еще главенствовали правительственные меньшевики и эсеры) и петроградским Советом, где уже прочно засели большевики и их союзники — левые эсеры. Они не понимали, что это «недоразумение» и этот «второстепенный конфликт» решали судьбу страны. После октября 1917 г. большевики, исходя из учений Маркса, разбивают старый государственный аппарат и начинают создавать новый. 3. Тенденции развития Советского государства в 1917-1920 гг. 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде вечером в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов, представлявший лишь рабочих и солдатских депутатов — незначительную часть населения страны. Он провозгласил Россию республикой Советов. В Обращении съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» содержалась программа первоочередных мероприятий Советского государства: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земель крестьянству, демократизация армии, рабочий контроль,над производством, обеспечение всем народам, населяющим Россию, права на самоопределение. Съезд принял Декреты о мире и о земле. Декрет о мире предлагал немедленно начать переговоры между воюющими странами и заключить справедливый демократический мир без аннексий и контрибуций. Указанные условия мира не считались ультимативными и не исключали возможности рассмотреть другие предложения. (Результатом этих предложений стало заключение предательского Брестского мира.) Декрет о земле национализировал землю, т. е. передавал ее в собственность государства. Помещичья собственность ликвидировалась. Все граждане России, желавшие обрабатывать землю, получали ее на праве пользования. В основу Декрета был положен «Примерный наказ», составленный на основе 242 крестьянских наказов. В соответствии с наказом провозглашался принцип уравнительного землепользования, по трудовой или потребительской (по едокам) норме. Декрет о земле предусматривал возможность различных форм землепользования, выбираемых крестьянами добровольно. Наряду с подворной и хуторской предусматривались коллективные формы хозяйства — артельная, товарищеская обработка земли, но это были лишь красивые лозунги для захвата власти. На II Всероссийском съезде Советов было образовано Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И.Лениным, которое состояло из большевиков (см. схему 54). На съезде был избран новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Вскоре после съезда меньшевики и эсеры выдвинули предложение о создании однородного социалистического правительства, которое включало бы не только большевиков, но и представителей всех социалистических партий — эсеров, меньшевиков и др. Но большевики отвергли это предложение. Поэтому однородное социалистическое правительство создать не удалось. Это способствовало обострению социально-политической обстановки в стране. Большевики вступили во временный блок с левыми эсерами, которые позднее вошли в состав Советского правительства. Блок сохранялся до июля 1918 г., т.е. до того времени, пока он был нужен большевикам. С хе м а 5 4 Date: 2015-09-24; view: 558; Нарушение авторских прав |