Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовая организация Белого движения





Коммунистический геноцид вызвал массовое сопротивление на­родов России. Русские патриоты сгруппировались в неоднородное по составу Белое движение, основу которого составили офицеры старой армии. В ходе начавшейся Гражданской войны под контроль «белых» попали обширные районы Сибири, Урала, Поволжья, Дона, Север­ного Кавказа, Крыма, Северо-Западного края, Туркестана и другие регионы.

Между «белыми» армиями Колчака, Деникина, Юденича (а позднее Врангеля) было осуществлено военно-политическое разме­жевание занятых ими территорий. Их пределы постоянно изменя­лись, хотя общая регионализация сохранялась.

На территориях, занятых «белыми» армиями, восстанавливалась деятельность органов местного самоуправления (земств, городских дум), ликвидированных советами. Центральная власть была сосредо­точена в руках Главнокомандующего, который мог опираться на де­мократические органы — советы, совещания, комитеты. На террито­рии, контролируемой чехословацким легионом, было воссоздано Уч­редительное Собрание в качестве парламентского органа.

В апреле 1920 г. в Крыму генерал Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Се­ната.

Приказом Главнокомандующего вооруженными силами Юга России в марте 1920 г. было введено Положение об управлении об­ластями, занимаемыми вооруженными силами Юга России. Наряду с членами военного командования оно устанавливало должности госу­дарственного контролера, начальника гражданского управления (ве­дающего вопросами земледелия, землеустройства, юстиции и про­свещения), начальника хозяйственного управления (ведающего фи­нансами, продовольствием, торговлей, промышленностью и путями сообщения), начальника управления иностранных сношений. Эти должностные лица входили в Совет, имеющий характер совещатель­ного органа при Главнокомандующем. Последнему подчинялись ка­зачьи части и органы самоуправления, имевшие довольно широкую автономию.

В апреле 1920 г. Правительство Юга России образовало комис­сию по разработке земельного вопроса. Основными принципами реформы стали частная собственность на землю, максимальное число пользователей, посредничество государства в земельных


сделках. Предполагалось, что реформа будет распространена на все пространство России после победы над большевиками. Все наде­ляемые землей получали ее в собственность за выкуп и в законном порядке. Для проведения реформы на местах создавались органы земского самоуправления. Размеры участков определялись земель­ными советами и утверждались правительством. Бывшие «показа­тельные» хозяйства или совхозы передавались в государственное управление или волостным земствам с обязательством «сохранения в них правильного хозяйства». Земли, при советской власти вклю­ченные в коммуны, перераспределялись волостными земельными советами между частными лицами. Из общих правил об отчужде­нии изымались и сохранялись за собственниками права на следую­щие виды землевладений: надельные земли, купленные при содей­ствии крестьянского банка; выделенные на хутора и отруба; отве­денные церквям и монастырям; принадлежащие сельскохозяйст­венным учреждениям; относящиеся к городским поселениям; ого­родные. При проведении реформы подчеркивалось, что право ча­стной собственности всегда уступает интересам общегосударствен­ным, однако главной целью оставалось «укрепление права бессо­словной частной земельной собственности», т.е. реформа продол­жала столыпинскую аграрную традицию, хотя техника реформы (два этапа проведения: акт владения землей и последующее нотари­альное закрепление права собственности) напоминала порядок проведения реформы в 1861 г.

Правительство Юга России разработало также «Правила о вос­становлении волостных и уездных земств». При этом предполагалось права, которыми обладали уездные земства, перенести на волость, а на уезд — права бывших губернских учреждений. Гласные волостных земских собраний избирались сельскими сходами, участие в которых должны были принимать только земледельцы-домохозяева. Уездные земские собрания состояли из гласных, избираемых волостными зем­скими собраниями. В дополнение к модели земских органов 1864 г. по приказу Главнокомандующего войсками Юга России на волостных земских собраниях должны были избираться еще и волостные земель­ные советы.

Постановления земских собраний могли быть приостановлены: по волости - начальником уезда, по уезду — губернатором. Дальней­ший спор мог разрешиться председателем съезда мировых судей, ок­ружным судом, присутствием уездного правления или высшей цен­тральной властью.



На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусные и военно-судные комиссии при началь­никах гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войско­вым начальникам. Несколько позже в состав корпусных и гарнизон­ных комиссий были включены с правом совещательного голоса по два представителя от крестьянства волости. Предварительное следст­вие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались (по аналогии с деятельностью орга­нов ВЧК, действовавших на советской территории). При рассмотре­нии дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными началь­никами. В случае несогласия последних с приговором дело передава­лось в корпусной или военно-окружной суд.

Уголовный розыск отделялся от государственно-правового (контрразведки). В качестве административной меры применялась «высылка в советскую Россию лиц, изобличенных в явном сочувст­вии большевизму, в непомерной личной наживе» (мера, сходная с той, которую предусматривали Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1918 г.). Право высылки было предоставлено губерна­торам и комендантам крепостей.

Государственно-правовая политика Правительства Юга России в августе 1920 г. формулировалась в следующих декларациях: буду­щий государственный строй России предлагалось определить наро­ду путем выборов Учредительного Собрания; равенство граждан­ских и политических прав граждан; предоставление в полную соб­ственность земли обрабатывающим ее крестьянам; защита интере­сов рабочего класса и его профессиональных организаций; объеди­нение различных частей России «в одну широкую федерацию, ос­нованную на свободном соглашении»; восстановление производи­тельных сил России «на основах, общих всем современным демо­кратиям, предоставляющих широкое место личной инициативе»; признание международных обязательств, заключенных предыду­щими правительствами России; выполнение обязательств по вы­плате долгов.

В начале апреля 1918 г. японские части высадились во Владиво­стоке под предлогом защиты жизни и собственности японцев.

В мае 1918 г. чехословацкий корпус завязал бои с красными час­тями в Западной Сибири. Поощряемый союзниками корпус двинулся к Волге, отрезав Центральную Россию от Сибири. В июне чехослова-


ки взяли Самару. Антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Си­бирью. В Чите атаман Семенов сформировал летом 1918 г. центр вла­сти, контролировавший Забайкалье.

В сентябре 1918 г. на Уфимском совещании была предпринята попытка объединить все эти территории под единым руководством. На совещании присутствовали представители Омского, Самарского правительств, национальных (казахского, тюркско-татарского, баш­кирского) и казачьих военных правительств. Они подписали акт, уч­реждавший Всероссийское временное правительство. Власть сосредота­чивалась в руках Директории (из пяти директоров) с центром в Ом­ске. В ноябре 1918 г. адмирал А.В.Колчак свергает Директорию и принимает титул Верховного правителя. К лету 1919 г. этот титул за ним признали союзники и «белые» генералы, контролировавшие другие регионы России. Наступление «красных», уход чехословаков и массовые восстания в январе 1920 г. привели к падению правительст­ва Колчака. Власть перешла к местному (Иркутск) Политическому центру, состоявшему из эсеров, которые вскоре передали ее больше­вистскому Военно-революционному комитету. Задержанного чехо-словаками А.Колчака расстреляли в феврале 1920 г.


В Сибири в 1918-1919 гг. был установлен политический режим, руководимый Директорией во главе с Верховным правителем России (Колчак), режим более либеральный, чем на Юге России. Политиче­ский блок, на который опиралось Сибирское правительство (со сто­лицей в Омске), включал широкий спектр партий — от монархистов до социалистов (эсеров и меньшевиков). На территории Сибирского правительства было созвано Учредительное собрание, обсуждавшее вопросы, поставленные им еще в январе 1918 г. Были восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, профес­сиональные союзы и общественные организации, а также действие уставов и уложений, принятых до октября 1917 г.

В январе 1920 г. в Томске в результате переговоров представи­телей эсеров, большевиков и американского правительства было принято решение об образовании «буферного» государства. Свер­жение Политического центра большевиками прервало этот про­цесс. Но в апреле 1920 г. Учредительное собрание в Верхнеудинске провозгласило создание независимой демократической Дальнево­сточной республики (ДВР). Советское правительство признало республику в мае 1920 г. В июле 1920 г. ее признала Япония. В де-


кабре 1920 г. ДВР установила с РСФСР соглашение о границах ме­жду обеими республиками. В апреле 1921 г. была принята Консти­туция ДВР, закрепившая демократические формы государственно­сти, однако политический и военный контроль в республике осу­ществляла коммунистическая Москва. В октябре 1922 г. японские войска ушли из Приморья, «белое» правительство во Владивостоке пало, и установилась власть правительства ДВР. В ноябре 1922 г. ДВР была упразднена.

На территориях, оккупированных войсками иностранных госу­дарств, устанавливался военный режим и применялись нормы права этих государств (применительно к условиям военного времени). Па­раллельно и под контролем военных властей действовали органы ме­стного самоуправления. На национальных окраинах (в Литве, Эсто­нии, Азербайджане, Латвии, Польши, Финляндии и т.д.) воссоздава­лись дореволюционные органы власти и формировались новые сис­темы права.

Нескоординированность военно-лолитических акций «белых» армий и режимов, изменения во внешнеполитической ситуации (революция в Германии, прекращение интервенции со стороны союзных держав и поддержки ими «белых» армий), внутриполити­ческая стабилизация в самой России привели к поражению Белого движения.


7. Конституционные проекты российской белоэмиграции

Многомиллионная эмиграция из России (1918-1920-х гг.) носила пестрый политический характер. Соответственно весьма различными были государственно-политические программы разных партий, тече­ний и группировок. Эти программы были ориентированы на приме­нение в «будущей России» и давали представление о развитии госу­дарственно-правовой мысли в «России № 2» (эмигрантской). Цен­тром правовой мысли стала Прага (Чехословакия), где на базе Рус­ского юридического факультета сгруппировались лучшие кадры пра­воведов; центрами эмигрантской правовой мысли стали также Париж, Берлин, Харбин, София и Белград. Определенное политическое влия­ние исходило из Риги, Вильнюса и Ревеля (Таллина).

В январе 1920 г. в Праге был опубликован проект Основ Кон­ституции Российского государства, обсуждавшийся в среде русских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г. Львов, П.Струве, Б.Савинков, П.Новгородцев, Н.Львов


и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму го­сударственного устройства России должно определить Учредитель­ное Собрание; Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Главой государства, скрепляются подписью канцлера; Глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и об­ластные съезды.

Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Госу­дарственной Думой и Государственным Советом. Государственная Дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного пра­ва, Государственный Совет — областными сеймами.

Общеимперское Управление Государства состоит из ряда мини­стерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государ­ственной Думой.

Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголов­ный и гражданский и Верховный административный суды.

Все Российское государство разделяется Учредительным Собра­нием на области сообразно национальным, экономическим и соци­альным местным условиям. Каждая область управляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства - из председателя Совета министров и ми­нистров (в Советской России исполкомы местных советов повторяли структуру СНК, областные правительства — структуру имперского правительства). Сохраняется дореволюционная система губернских и уездных земств, избиравших специальные комиссии (исполнитель­ные органы). Областные сеймы избирают советы по городским и сельским делам.

Предполагаемое в проекте областное деление России напомина­ло ту форму устройства, которую предлагали эксперты Наркомюста при составлении проекта Конституции РСФСР 1918 г. (территори­альные коммуны).

Государственно-политические программы партий и объедине­ний предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических республик.

В эмиграции различные политические силы выработали ряд организационно-правовых форм своей деятельности. В январе 1921 г. в Париже прошел Съезд национального объединения, на котором бы­ла сделана попытка преодолеть разногласия между сторонниками


монархического и республиканского государственного устройства России.

В апреле 1926 г. в Париже прошел Зарубежный съезд, провозгла­сивший Вождем национального движения Вел. кн. Николая Нико­лаевича и планировавший «возрождение Великодержавного Россий­ского государства». С этим была связана цель съезда — «организация и мобилизация Зарубежной России ради воскрешения и воссоздания Национальной России. На съезде были представлены различные мо­нархические организации: Русское Зарубежное Патриотическое объ­единение, Высший монархический совет и другие политико-государственные монархические центры.

В июне 1921 г. в Германии состоялся Съезд хозяйственного вос­становления России, в котором приняли участие бывшие члены Госу­дарственной Думы, Государственного Совета и Совета Министров. Съезд принял резолюцию, в которой говорилось, что государственное устройство России должно быть основано на передаче органам мест­ного самоуправления «тех предметов ведения в делах местного зако­нодательства, управления и суда, которые, не имея в отдельности об­щегосударственного значения, сохраняют во всей полноте общегосу­дарственную связь, образующую из совокупности областей страны Единую Российскую Империю».

В спектре государственно-политических программ русской эмиграции можно выделить два основных направления — монархиче­ское и республиканское.

1. Реставрационно-монархическое, центром которого был Высший монархический совет. Течение, в свою очередь, раскололось на «нико-лаевцев», поддержавших Вел. кн. Николая Николаевича, и «кирил-ловцев» — сторонников Вел. кн. Кирилла Владимировича, который объявил себя в октябре 1922 г. Императором России и принял до­вольно «левую» ориентацию, признав советы, земельные преобразо­вания в России и принцип федеративного устройства. В 20-е годы отдельные монархические организации стали заметно склоняться в сторону конституционализма. «Русский совет» в 1921 г. включает в свою программу такие пункты, как учет национальных особенностей при организации государственного устройства России, обеспечение свободы трудового договора, гарантии собственности на землю для крестьян.

«Непредрешенцы-монархисты» группировались вокруг Российского центрального объединения, образованного на развалинах «Националь­ного комитета». Для этого течения были характерны требования


сильной власти и вождя, но не обязательно власти императорской и монархической.

«Всероссийский монархическо-демократический союз» предлагал следующую формулу власти: «Царь и власть закона в лице народного представительства, созванного на началах, установленных Учреди­тельным Собранием». Народно-монархическая партия называла себя «партией русских трудящихся», врагом всяких сословных привиле­гий, настаивала на создании системы корпораций, в которую будут включены все граждане (аналог фашистского корпоративного госу­дарства в Италии), призывала к восстановлению России как «право­вого государства, однако при верховенстве Императора». При этом отмечалось, что отсутствие четкого проекта нового государственного строя привело к падению «белого» движения.

Несколько позже, в конце 20-х годов, «Российский Император­ский союз» провозглашает будущий государственный строй России как конституционную монархию, основанную на синдикалистском (корпоративном) движении.

2. «Демократически-республиканское», основу которого составля­ли кадеты и правые социалисты. Они отстаивали «демократическую федеративную республику с сильной подзаконной и ответственной перед народным представительством исполнительной властью», вос­становление свободной экономической деятельности, отказывались от идеи возвращения земли и предприятий бывшим владельцам. Подчеркивалось, что «государство должно само определить пределы своего вмешательства в народное хозяйство». Центром этого течения стало Российское демократическое объединение, образованное в 1922 г. В его программе была провозглашена «замена советов народоправст­вом, демократической республикой», выдвинут лозунг: «Демократия без Учредительного Собрания не есть демократия», допускалась мысль о возможном сохранении крестьянских советов, которые по­шлют своих делегатов в Учредительное Собрание. Федерацию пред­полагалось сформировать из двух групп республик: с менее широки­ми правами и с более широкими.

«Демократически-социалистическое» течение включало «народ­ных социалистов», эсеров и социал-демократов. В рамках этого на­правления возникли различные группы «сменовеховского» толка, ориентирующиеся на перерождение Советской власти и оценивав­шие Октябрьский переворот как «национальную революцию». В Со­фии, Харбине, Праге возникли группы «национал-большевиков», «партии национальных демократов», «национально-трудовой союз


нового поколения», младороссов и евразийцев. Для этих движений были характерны ярко выраженный национализм, солидаризм и ак­тивизм. Некоторые из них позже примкнули к итальянскому фашиз­му и германскому национал-социализму. Особое место принадлежало евразийству, рассматривавшему Россию — Евразию как особый гео­политический мир, особую культуру. Евразийцы настаивали на силь­ной идеократической государственности, основанной на «идее-правительнице», и федеративном устройстве с сильным центром. Близкие к ним младороссы предлагали в будущей России сочетать наследственную монархию с системой советов. Политические партии предполагалось заменить профессиональными корпорациями, вос­создать государственную религию.

Государственно-политические программы русской эмиграции отражали многие реальные процессы, происходившие в сферах госу­дарственного, национального и правового строительства страны.


ТЕМА 10.

Советское государство и право в период НЭПа (1920-е гг.)

1. Тенденции политико-государственного развития Советской России в 20-е годы

К 1921 г. большевики победили в Гражданской войне. Но это был мир над могилами. Общий объем промышленного производства упал до 20-30% от уровня 1913 г., а по крупной промышленности — до 13-14%. Производство продукции сельского хозяйства сократилось на одну треть. Железнодорожный транспорт был парализован.

Недовольство охватило крестьянство. Прошли крестьянские вос­стания в Сибири, на Тамбовщине, восстали моряки Кронштадта.

Необходимо было искать выход из экономического и политиче­ского кризиса, охватившего страну.

Руководство большевистской партии принимает решение об от­мене военного коммунизма и переходе к новой экономической поли­тике (НЭП), т. е. частичном допущении капитализма, элементов ры­ночных отношений в тоталитарной экономике. Первым шагом в этом направлении стала замена продразверстки продналогом, т. е. фикси­рованными платежами государству. Размер продналога был в два раза меньше продразверстки. Это положило начало перехода к нэпу.

В деревне было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. В городах была частично денационализирована мелкая промышленность, разрешена частная торговля, на место трудовых мобилизаций пришел наемный труд. Произошла перестройка управ­ления экономикой, была ослаблена централизация, предприятия пе­реходили на хозрасчет, они получили некоторую самостоятельность.

Одной из важнейших проблем, решение которой носило неот­ложный характер, была проблема формально-юридического объеди­нения советских республик в одно унитарное государство.

Сложившиеся к моменту окончания Гражданской войны отно­шения между республиками в виде военного и хозяйственного союза, двусторонние союзные договоры между ними в новых условиях мир­ного строительства стали недостаточными. Поэтому возникла необхо­димость найти форму более тесного государственного единства между республиками.


Однако новая форма государственного единства Советской стра­ны была принята не сразу. Выдвигались различные предложения: вступление союзных республик в РСФСР (сталинский план «автоно-мизации»), превращение Советской страны в унитарное государство, объединение республик на основе конфедерации и т.п.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов СССР, со­
стоявший из представителей РСФСР, Белоруссии, Украины и
ЗСФСР. Съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор
об образовании СССР, в которых закреплялся факт создания нового
союзного государства, в которое объединялись РСФСР, БССР,
УССР, ЗСФСР.

Съезд принял решение о разработке и принятии Конституции СССР. В течение 1923 г. шла разработка Основного Закона СССР. Она велась на базе Декларации и Договора об образовании СССР.

6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел его в действие.

31 января 1924 г. 11 съезд Советов СССР окончательно утвердил
Конституцию СССР (см. схему 56).

Конституция закрепляла СССР как союзное государство с рав­ноправными субъектами, в котором суверенитет Союза сочетался с суверенитетом его членов — союзных республик, но реально вся пол­нота власти оставалась по-прежнему у коммунистов.

Конституция закрепляла систему органов государственной власти Союза ССР, определяла компетенцию Союза и союзных республик.

Переход к миру, провал идеи мировой революции путем интер­венции, введение новой экономической политики обусловили необ­ходимость изменений в государственном аппарате.

Суть этих изменений состояла в том, чтобы отказаться от некото­рых крайностей, сложившихся в годы Гражданской войны (обюро­крачивание Советов, разбухание аппарата, его милитаризация). Вме­сте с тем изменения преследовали цель укрепления государственного аппарата как строго централизованной системы, соответствующей авторитарному политическому режиму, построенному на строго ие­рархической структуре власти, не допускающей никаких оппозици­онных подвижек при допущении в экономической области разнооб­разия форм собственности.

Существенно реорганизована была система управления народ­ным хозяйством. Деятельность хозяйственных ведомств объединялась в едином экономическом центре - Совете Труда и Обороны (СТО). Председателем СТО был председатель Совнаркома, а членами — нар­комы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, про­довольствия, РКИ, председатель ВСНХ и представитель ВЦСПС. На


СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.

С хе м а 5 6







Date: 2015-09-24; view: 389; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию