Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 29. Понятие политического процесса, его типы и стадии





Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей.

 

Как видно из данного определения, основу политического процесса составляет деятельность, а точнее, политическая деятельность.

 

Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти.

 

Поскольку власть, как известно, является основным инструментом политики, термин «политическая деятельность» нередко связывается с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власти и принятие политических решений. Это государственные органы, политические элиты, политические партии, политические лидеры.

 

Политическое поведение - деятельность политических субъектов (как правило, рядовых граждан), воздействующих на политику через выборы, референдумы и своих представителей в органах власти, а также посредством массовых акций (демонстраций, забастовок и т.п.).

 

Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности, различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.

Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Полити ческие интересы могут порождаться и собственно политическими потребностями: в причастности к власти или осуществлении ее, в удовлетворении групповых или личных политических амбиций (тщеславие, самолюбие), а также духовными, культурными, нравственными, экологическими проблемами, решение которых так или иначе связано с политическими решениями.

Потребности становятся политическими интересами и вызывают определенные политические действия тогда, когда люди осознают, что удовлетворение потребностей и интересов зависит от их влияния на власть и изменений в политической системе. Такому осознанию помогают субъекты политической деятельности, в частности политические партии, которые объединяют наиболее политически подготовленных, смелых людей, способных пойти на личные жертвы ради достижения поставленной политической цели.

Определенную роль в политической деятельности по поводу замены или изменения власти могут сыграть и политические элиты, общественные организации, общественные движения, трудовые коллективы, выдвигая политических лидеров — основных проводников политики того или иного класса или социальной группы. В свою очередь выдающиеся личности нередко выступают в качестве организаторов политических партий, общественных движений (например, В.И.Ленин, Л.Валенса и др.).

Особое место в политических процессах принадлежит государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности. Объективность состоит в том, что на него чаще всего направляются действия политических сил. Субъектность проявляется, прежде всего, в том, что в его функции входит регулирование взаимоотношений между другими субъектами политической деятельности — классами, нациями, политическими партиями и т.д. Оно также имеет полномочия принимать решения, приводящие к изменениям в политической системе, в том числе и к кардинальным.

Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

 

Выделяют две формы политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную.

 

Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.

 

Важнейшим мирным политическим действием является

Реформа - изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя.

 

Реформы в отличие от революций не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу. Следует отметить, что на Западе реформистские политические партии и тесно связанные с ними профсоюзы играли и играют огромную роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся, за что и пользуются их массовой поддержкой.


 

К мирным способам политического действия примыкает

Конформизм (от лат. conformis — сходный, подобный), т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.

 

У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формулах «я человек маленький», «моя хата с краю» и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести парламентские способы и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.


 

Война — это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями.

 

Война бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

 

Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества.

 

Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

 

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.

 

Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх и революция терпит поражение (революция 1848 г. в Германии, Парижская Коммуна 1871 г., демократическая революция в 30-е гг. в Испании).

 

Диктатура — система политического господства, неограниченная власть группы, личности.

 

Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти отдельными группами или лицами, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор.

 

Террор (от лат. terror — страх) — расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории.

 


В процессе демократизации советского общества в ряде регионов используются стихийные формы массового политического действия: митинги, шествия, забастовки. Вместе с этими цивилизованными формами манифестации политических взглядов и различных требований имеется немало случаев и агрессивных действий толпы, приводящих к человеческим жертвам.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои, или люмпены. В древности их называли «охлосом» (чернью) в отличие от «демоса» (народа). Отсюда происходят и понятия «охлократия» — власть толпы и «демократия» — власть народа. Нередко толпа вовлекает в свои действия людей и с более высоким социальным статусом, в том числе и представителей интеллигенции.

Вместе с толпой выходят «вожди», которые обещают легкий путь решения экономических и политических проблем, используя при этом расовые, национальные, религиозные и другие предрассудки. «Вождям» нужна власть, которую они хотят получить с помощью толпы в условиях страха или недовольства масс существующим положением.

Проблема исследования психологии поведения толпы привлекла внимание социологов и политологов уже давно, в то время как у нас они только начинают получать распространение. В ней пытались разобраться еще в середине прошлого века Г. Тард, Г. Лебон, В. Троттер, У. Макдугал. Впоследствии ее изучал и З.Фрейд.

Из-за анонимности толпы и ее безответственности человек способен на действия (даже убийство), которые бы он никогда не совершил, будучи один. В толпе человек легко приносит в жертву коллективизму свои личные интересы. В ней он легко поддается внушению, массовому гипнозу (например, влияние на толпу Гитлера, Кашпировского, музыкальных ансамблей, певцов, футбола).

В толпе человек, писал Г. Лебон, приобретает благодаря только численности сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он не дает волю, когда остается один.

Органы государства и другие субъекты политики, оказывая воздействие на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др.


Типы и стадии политического процесса. Процесс принятия и реализация политических решений.

 

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные.
Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы.
Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

 

Одна из важнейших особенностей политического процесса — его динамика.

 

Системный политический процесс в своем развитии проходит ряд стадий: - первая — конституирование политической системы; - вторая — функционирование; - третья — развитие; - четвертая — деградация и распад системы.

 

На первой стадии создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация, расширяются и утверждаются массовые, в том числе и международное, признание и поддержка новой политической системы.

На этой стадии происходят неоднозначные процессы и в Республике Беларусь: одни из них носят прогрессивный характер, другие — консервативный. Неоднозначно восприятие и признание этих процессов в массовом сознании. Одна часть граждан считает, что возврат к старым политическим порядкам есть благо и одобряет его, другая — считает необходимым проведение радикальных преобразований во всей системе общества. Выражается это отношение как открыто, так и скрыто, прямо или косвенно, сознательно или бессознательно. Есть проблемы с признанием ныне действующей Конституции республики и Высшего законодательного органа — Национального собрания Беларуси за рубежом. Руководство многих стран не признает результатов инициированного Президентом Республики Беларусь референдума 1994 г. и, как следствие, — высшего законодательного органа.

На стадии функционирования политического процесса воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных органов — путем ротаций, конкурсов, избраний.

На стадии развития происходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий и общественных организаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.

Если же политические решения не обеспечивают стабильность в обществе и в нем начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе.

Политический процесс включает в себя стадии принятия и реализации политических решений.

 

Политическое решение представляет собой разработку, выбор, обоснование и принятие проектов политических действий, направленных на достижение поставленных политических целей, на реализацию общего интереса определенных социальных групп или интересов общества в целом.

 

Политические решения бывают стратегическими и оперативно-тактическими. Стратегические решения предусматривают достижение генеральных целей развития политической системы или отдельных ее элементов, рассчитанное на длительный период времени. Оперативно-тактические решения направлены на быструю реализацию злободневных, как правило, частных политических задач.

 

Процесс принятия политических решений проходит ряд этапов: - выявление неудовлетворенных интересов общества или его групп, социальных и политических противоречий; - изучение общественных проблем и поиск путей их устранения, разработка проектов политических решений; - публичное обсуждение проектов политических решений; - окончательное оформление и принятие политических решений; - реализацию политических решений.

 

На первом этапе субъекты политики принимают к сведению сигналы о неудовлетворенности общественных интересов и обострении социально-политических противоречий, которые доходят до них через средства массовой информации. Кроме того, о проблемах, требующих политических решений, заявляют политические лидеры, партии, общественные организации, граждане на встречах с представителями органов государственной власти при пикетировании государственных учреждений, на массовых демонстрациях и митингах. Об обострении общественных противоречий свидетельствуют также забастовки, голодовки и другие акции протеста. Социальные, экономические и политические проблемы выявляются также при помощи социологических исследований и других способов изучения общественно-политической ситуации.

На втором этапе принятые к сведению неудовлетворенные политические интересы и выявленные противоречия изучаются учеными, экспертами и государственными чиновниками. Их результаты направляются в государственные органы в виде предложений, докладных записок, проектов правительственных постановлений, указов и законодательных актов. Нередко в эти органы поступает несколько альтернативных проектов решений.

Наличие в политическом процессе третьего этапа обусловлено желанием государственных органов или политических лидеров знать общественное мнение о тех или иных проектах или заручиться поддержкой этих проектов со стороны общества. С этой целью организовываются их обсуждения в трудовых коллективах, в средствах массовой информации или проводятся референдумы.

На четвертом этапе политические решения окончательно оформляются и утверждаются.

Можно обозначить некоторые формы политических решений.

 

Компромисс — это соглашение-договоренность между противоборствующими сторонами, достигнутая путем взаимных уступок, как правило, по непринципиальным вопросам; это уступки ради достижения общей цели.

 

На международных совещаниях и конференциях, в частности проводимых в рамках Организации Объединенных Наций, при принятии решений прибегают к консенсусам.

 

Консенсус — это принятие решений на основе общего согласия без проведения формального голосования, что дает возможность решать многие вопросы и выходить из затруднительных ситуаций.

 

Эффективность реализации политического решения зависит от выполнения ряда требований:

- обеспечения решений необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, людскими и т.д.);

- прогнозирования последствий решения, их влияния на различные сферы жизнедеятельности общества;

- обозначения сроков исполнения и конкретных учреждений и лиц, отвечающих за реализацию решений.

При реализации решений, по мнению специалистов политического менеджмента, следует не только обеспечить поддержку этих решений как можно большим числом людей, но и нейтрализовать противодействующие силы. Надо избегать политических решений, вызывающих негативное отношение к ним широких масс населения, в частности из-за ухудшения их материального положения. Любое политическое решение должно хотя бы немного, но улучшать экономическое благосостояние и социальный комфорт граждан, не вызывать разочарования и раздражения людей. Люди старшего поколения и сейчас с благоговением вспоминают те ежегодные незначительные снижения цен, которые делались во времена сталинского режима, хотя в целом эти меры и не приводили к заметному улучшению их материального положения.

Существенным требованием к политическому решению является настойчивость в его выполнении. Корректи ровка решения нужна лишь тогда, когда очевидно, что без нее невозможно достичь цели.

Ход выполнения решения должен периодически контролироваться. В процессе контроля нужно не только выявлять успехи и недоработки, но и вырабатывать меры для ликвидации причин и факторов, препятствующих исполнению решений.

Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.

 

Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров.

 

Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом — свободное и сознательное.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

- в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия — деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия — гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

- в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

- в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

- в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

- в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от «открытого» политического поведения к «закрытому» — политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

- неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

- политической выключенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

- политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

- политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике — это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия. Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.







Date: 2015-09-23; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию