Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Республике Беларусь





Появление новых партий и движений, как отмечают исследователи, – закономерность, связанная с эволюцией политической структуры общества при переходе от авторитарного политического режима к демократическому.

Этому также содействовало:

- становление гражданского и национального самосознания определённой части общества;

- отрицательная реакция на формализм и демагогию традиционных общественно-политических объединений;

- изменения в социально-классовой структуре населения;

- трудности и противоречия в осуществлении реформ, кризис власти, ухудшение материальных условий жизни граждан.

Массовое создание общественных объединений началось в Беларуси в 1985–1987 гг. Характерной чертой этих объединений стала подчеркнутая этничность, которая нашла своё отражение в интересе к истории и культуре белорусского народа, ежедневном использовании белорусским языком, специфических названиях объединений: «Талака», «Тутэйшыя» (Mинск), «Паходня» (Гродно), «Узгор'е» (Витебск), «Повязь» (Орша), «Магілёўцы» (Могилёв), «Беларуская хатка» (Молодечно), «Край» (Брест), а также в использовании древней белоруской символики.

В 1988-1991 гг. происходит переход национально-культурных объединений да политической деятельности, формирование политических партий и движений, иx организационное оформление. Именно первые политизированные объединения явились фундаментом созданного в 1988 г. Белорусского народного фронта «Адраджэнне». Расширению субъектов политической системы в большой степени содействовал внешнеполитический фактор (августовские события 1991г. в Москве), а также запрет деятельности КПБ.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. заложила правовую основу деятельности политических партий. Она определила в качестве составной части существующего политического режима возможность существования политических партий, основная цель которых – содействовать выявлению и отражению политической воли граждан через участие в выборах.

В целом, отечественные политологи выделяют 4 этапа становления белорусских политических партий:

1-й этап – 1985–1988 гг. связан с появлением 1-х не коммунистических организаций, которые не преследовали политических целей. Основная их деятельность была сконцентрирована в сфере национально-культурного возрождения белорусского народа: «Талака», «Край», «Беларуская хатка», «Тутэйшыя», «Паходня».

2-й этап – 1989–1991 гг. связан с появлением 1-й общественной организации БНФ «Адраджэньне», преследующей определённые политические цели и находящейся в оппозиции к единственной официально зарегистрированной партии – КПБ. В июне 1989 года в Вильнюсе состоялся учредительный съезд БНФ.

3-й этап – 1991–1994 гг. связан с появлением целого ряда политических партий некоммунистического толка: ОДПБ, ГП, которые впоследствии объединились в ОГП. С 1991 по 1993 гг. действовал мораторий на деятельность КПБ.

4-й этап – 1995–2006 гг. связан с принятием национального законодательства, касающегося политических партий. 5 октября 1994 года был принят закон о политических партиях. С этого момента количество политических Беларуси начинает сокращаться, что объясняется несоответствием целого ряда партий действующему доказательству. Происходит перенос политического противостояния между некоммунистическими и коммунистическими партиями в сторону противостояния ряда партий и руководства страны.

Деятельность политических партий в настоящее время регулируется законом о политических партиях с изменениями и дополнениями, принятыми в 2005 году, конституцией РБ и рядом иных нормативно-правовых документов. За регистрацию политических партий ответственность несёт Министерство Юстиции РБ, которое ведёт реестр политических партий Беларуси.

В настоящее время в Республике Беларусь официально зарегистрировано 17 политических партий, деятельность которых регулируется нормами Конституции, Закона «О политических партиях» и других нормативно-правовых актов.

В политологии существует множество моделей типологии политических партий по числу критериев (признаков), которые могут быть положены в основу классификации.

Важнейшими из таких критериев являются организационные структуры и членство. В соответствии с ними различают партии массовые и кадровые.

В Беларуси примером массовой партии до 1991 г. являлась КПБ. После августовского путча ее сила и влияние резко упали. Все шансы стать массовой партией имел БНФ. Однако после обретения страной независимости он не смог расширить круг своих сторонников, хотя по некоторым признакам, например приверженности идее национального возрождения, его можно считать массовой партией. Примером типичной кадровой парламентской партии является ОГП. В ее составе очень много высококвалифицированных специалистов для работы как в парламенте, так и правительстве; партия имеет собственную программу экономического развития, получившую высокую оценку зарубежных специалистов.

Большинство политологов производят классификацию белорусских политических партий по их отношению к идеологии, основываясь на западной системе ценностей. Однако в Беларуси, находящейся на границе цивилизационного разлома, подобный метод не дает возможности разместить все имеющиеся партии на традиционной для западной политологии линейной шкале «левые-правыe». Поэтому у нас при классификации партий по их идеологическим доктринам обязательно надо учитывать отношение партий к государственности Беларуси, к проблемам национально-культурного возрождения, в том числе и государственности белорусского языка. Также на одной линии партийного континуума трудно расположить и две существующие в Беларуси коммунистические партии – Коммунистическую партию Беларуси и Партию коммунистов Белорусскую. Положительно оценивая нынешнюю государственную политику по вопросу политического союза с Россией, возвращения советского красно-зеленого флага, они, например, расходятся в отношении к частной собственности, свободе средств массовой информации, правам и свободам человека, некоторым другим ценностям открытого общества.

Взяв за основу классификации партий отношение к ценностям открытого общества, в первую очередь к рынку и правовому государству, действующие партии можно расположить, как отмечают Чудаков, А.Е. Вашкевич, С.А Альфер, на линейной шкале «левые-правые» примерно следующим образом:

- крайне правые партии: РНЕ, БПС (обе незарегистрированы);

- правые партии: КХП БНФ, ЛДП;

- правоцентристские партии (консервативные, христианско-демократические и либерально-консервативные): Партия БНФ, ОГП и не прошедшая перерегистрацию БСП;

- левоцентристские партии (социал-демократические и социалистические): БСДГ, общественное объединение «Яблоко», БСДП (НГ), БПЖ «Надзея»

- левые партии (коммунистические): ПКБ, КПБ;

- крайне левые партии: Белорусская патриотическая партия, ДСПС, который объединяет организации социалистической ориентации.

В настоящее время большинство политических партий выступает за существование Беларуси как независимого суверенного государства. К партиям так называемого панславистского направления, которые независимо от идеологической платформы выступают за политическое объединение с Россией (фактически аншлюс), можно отнести de jure прекративший существование Славянский собор «Белая Pycь», РНЕ, КПБ, ДСПС, Белорусскую патриотическую партию.

Таким образом, расположение партий на линейной шкале «левые-правые» сопряжено со значительной долей упрощения реального положения в обществе. Кроме того, в такую схему не всегда вписываются политические организации, представляющие религиозные, этнонациональные, экологические, профессиональные и иные интересы.

Сложившаяся в Беларуси партийная система не вписывается ни в одно известное определение. Это не однопартийная система, поскольку группа лиц, удерживающих власть после ноябрьского референдума, юридически не организована в политическую партию. Кроме того, в стране легально действуют политические партии, ставящие перед собой задачу изменения существующего режима посредством выборов.

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка – в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил – коммунистической, социалистической ориентации. К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в «мировую цивилизацию» (Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический союз и другие).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада», Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие.

Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистов Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.

Подводя итог необходимо ответить на важный вопрос: В чем особенность белорусской многопартийности?

Белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.

Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают составляться. Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии и движения, претендующие на выражение и представительство в структурах власти интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным идейно-политическим разнообразием. Во-вторых, по количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек. По сути дела почти все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этого понятия. Используя терминологию Министра юстиции Республики Беларусь Г.Воронцова, на белорусском партийном небосклоне в основном не «звезды», а «карлики», многие из которых практически бездействуют.

В-третьих, формирование политических партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.

В-четвертых, становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь «О политических партиях», проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР «Об общественных объединениях», принятого в октябре 1990 года, и «Временного положения о порядке образования и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР» (1990 год). Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия «политическая партия», определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий.

В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три партии экологического характера, две – спортивного, столько же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями. Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои предпочтения и особенности. Но нередко это лишь амбициозные устремления лидеров партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах. Понятно, это – болезнь роста, развития. И она пока прогрессирует.

Сложно классифицировать политические партии РБ. В настоящее время официально действуют:

Партия коммунистов Белорусская (ПКБ);

- Либерально-демократическая партия (ЛДП);

- Белорусская партия женщин «Надежда» (БПЖ);

- Республиканская партия труда и справедливости (РПТС);

- Объединенная гражданская партия (ОГП);

- Белорусская социально-спортивная партия (БССП);

- Белорусская партия «Зеленый мир» (БПЗМ);

- Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада» (БСДП НГ);

- Белорусская социал-демократическая партия Народного согласия (БСДПНС);

- Белорусская социал-демократическая Громада (БСДГ);

- Белорусская экологическая партия зеленных (БЭПЗ);

- Аграрная партия;

- Партия БНФ;

- Республиканская партия (РП);

- Белорусская патриотическая партия (БПП);

- Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ);

- Консервативно-христианская партия БНФ.

 

Процесс формирования устойчивых, жизнеспособных политических партий во многих странах занял несколько лет. Примерно такой же путь к многопартийности, видимо, предстоит пройти и Беларуси. Следует отметить, что лишь немногие из ныне действующих в Беларуси политических образований смогут получить заметную поддержку у избирателей и тем самым доказать, что они действительно являются подлинными политическими партиями, за которыми стоят реальные социальные силы. Однако политические партии все же являются необходимым элементом демократической политической системы и определенным связующим звеном между гражданином и государством.

Общественные объединения, наряду с политическими партиями, выступают в качестве важного социального института, обеспечивающего артикуляцию групповых интересов и вовлечение граждан в политический процесс. Общественные объединения, являясь формой социальной солидарности, также составляют одну из основ гражданского общества.

В отличие от политических партий, специально формируемых политическими силами для реализации социальных интересов и участия в политико-властных отношениях, основная деятельность большинства общественных объединений сосредотачивается в неполитических сферах социальной жизни. Тем не менее, общественные объединения играют важную социально-политическую роль, открывая перед гражданами возможности по артикуляции интересов, защите их прав и свобод. Участие в группах интересов, общественных объединениях, подчеркивают американские политологии, прививает гражданам такие политические навыки и такие формы отношений сотрудничества, которые необходимы для хорошо функционирующего общества. Люди учатся приемам организации, выражения своих интересов, сотрудничества с другими людьми ради достижения общих целей.

В Беларуси зарегистрировано 2214 общественных объединений (на 1 января 2004 г.), содействующих реализации интересов граждан и социальных групп в различных сферах деятельности (см. Табл. 2). При этом деятельность большинства общественных объединений республики не носит политического характера (за исключением оппозиционных организаций), концентрируется прежде всего на культурно-просветительских, благотворительных, спортивных и других направлениях.

 

Общественные объединения Республики Беларусь (на 1 января 2004 г.)

Направление деятельности Всего общественных объединений по республике
национальных меньшинств  
молодежных в том числе детских  
 
женских  
сторонников природы, памятников истории, культуры  
физкультурно-спортивных  
творческих  
научно-технических  
просветительских, культурно-досуговых, воспитательных  
благотворительных  
инвалидов войны и труда, ветеранов  
прочих  
Итого  

 

Возникновение и развитие общественных объединений в республике свидетельствует об существенных изменениях, происходящих в общественном сознании и формах репрезентации социальных интересов в условиях трансформации белорусского общества. В процессе становления в Беларуси гражданского общества, с развитием плюрализма социальных интересов общественные объединения смогут укрепить свои позиции в рамках политической системы, взяв на себя ряд функций в области гражданской социализации, осуществления социальной диагностики, формирования условий для реализации самодеятельности индивидов.

 

 


Date: 2015-09-23; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию