Вопрос 22. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь
Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление:
Местное самоуправление – это система, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
|
Анализируя систему местного управления и самоуправления в Республике Беларусь необходимо отметить что, Конституция Республики Беларусь 1994 г., в редакции 1996 г. в статье 117 устанавливает, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
- местные Советы депутатов;
- исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, администрация;
- органы территориального общественного самоуправления (уличные, домовые, микрорайонные, микрозоновые);
- местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Конституция и «Закон о местном управлении и самоуправлении» (с изменениями и дополнениями от 9 февраля 1995 г.) заложили основы политической организации, материально-финансового и судебно-правового обеспечения системы местного управления и самоуправления в нашей республике. Законодательно закреплены полномочия, как местных Советов депутатов, так и исполнительных и распорядительных органов (исполкомов). Статья 120 Конституции устанавливает, что «местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов». Закрепляется не только исключительная, но и ограничительная компетенция Советов, исполнительных и распорядительных органов (решения, не соответствующие законодательству, могут быть отменены вышестоящими органами - ст. 122).
Ставится вопрос о необходимости создания специального координирующего органа по делам местного самоуправления Беларуси - департамента (или управления по делам территорий), который будет иметь своих представителей в составе правительства. Такая практика характерна для многих стран. В России создан департамент по делам местного самоуправления, на Украине - фонд местного самоуправления при президенте. Основными направлениями деятельности департамента по делам местного самоуправления могли бы стать:
- выработка концепции реформирования местного самоуправления;
- подготовка предложений по передаче и делегированию отдельных государственно-властных полномочий министерств и ведомств областным, районным и городским звеньям управления и структурам местного самоуправления;
- оказание научно-методической консультативной помощи в становлении развития демократических форм местного самоуправления;
- издание печатного органа.
Вопрос 23. Политические партии и партийные системы,
Date: 2015-09-23; view: 349; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|