Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основания выбора видов организаций
Важный практический вопрос определения субъектов коммерческого права состоит в выявлении и учете предпосылок, которыми надо руководствоваться при выборе оптимального, т.е. наиболее подходящего для данных условий, вида организации. В юридической науке эти сложные вопросы почти не исследованы. Даже в специальной литературе трудно найти обоснование того, когда и по каким причинам целесообразнее, например, создать товарищество, а когда предпочтительнее общество с ограниченной ответственностью. На Западе правовая практика исходит именно из такого прагматического подхода, да и российские бизнесмены, прежде чем начать дело, все чаще спрашивают у юриста объяснения достоинств и недостатков каждого вида (организационно-правовой формы) организации, требуют дать обоснование выбора вида организации для конкретных условий. Выбор вида юридического лица для участия в торговой деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, организационного и правового порядка. Основания выбора зависят также от выполняемых организацией задач, целей и содержания деятельности. При осуществлении выбора все такие основания должны анализироваться в совокупности. 1. Существенное значение при выборе вида юридического лица нередко имеет быстрота, оперативность создания организации. Здесь товарищества и общества с ограниченной ответственностью имеют явные преимущества перед акционерными, средний срок образования которых составляет 35 дней. Ведь для учредителей не требуется первоначальная мобилизация значительных средств, составление и регистрация проспекта эмиссии, представление отчета об исполнении. Повсеместно действуют юридические фирмы, специализирующиеся на оформлении новых организаций. Они за два-три дня оформляют «под ключ» организацию. Задача учредителя состоит лишь в том, чтобы придумать название для новой организации и оплатить стоимость услуг. Подобная потребность в оперативном решении вопросов создания организации нередко выходит на первый план. 2. При выборе вида организации в мировой практике предпочтение обычно отдается тому, который обладает более льготным режимом налогообложения. В России имевшиеся различия в режимах налогообложения за последние годы сгладились, а принятый НК почти нивелировал их. Определенными возможностями в сфере налогообложения обладают так называемые малые предприятия. По Федеральному закону от 16.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к малым относятся организации с числом работников: в розничной торговле — до 30 человек, в оптовой торговле — до 50 человек, в промышленности и строительстве — до 100 человек, в других видах бизнеса — до 50 человек. Для таких организаций предусмотрена возможность установления упрощенной системы налогообложения, состоящей в том, что совокупность основных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество и др.) заменяется уплатой единого налога, исчисляемого за налоговый период. Объектом налогообложения могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В первом случае размер налоговой ставки составляет 6%, во втором случае — 15%. Перевод на подобный порядок налогообложения и выбор объекта налогообложения производятся организацией добровольно (ст. 346.13 НК). Такая система дает выигрыш в размере налоговых выплат. Субъекты малого предпринимательства, занимающиеся определенными видами деятельности (розничная торговля, общественное питание и др.), могут переходить на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Объект налогообложения — потенциально возможный доход рассчитывается по правилам, установленным НК. Ставка налога на вмененный доход составляет 15% вмененного дохода. Размер уплаченного единого налога не подлежит пересчету в зависимости от реально полученного дохода. Можно возразить, что малое предприятие — это вопрос не вида организации, а числа работников. Однако для деятельности небольших по численности фирм приемлемы определенные виды организаций, а именно общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества. Они в полной мере могут пользоваться указанными налоговыми преимуществами. Налоговая политика является важным рычагом развития организаций. Так, до 1995 г. выгодным в налоговом отношении было создание полных товариществ. Однако с приданием им по ГК статуса юридического лица имевшиеся преимущества исчезли. В результате практически не стало и самих товариществ. Налоговое подавление формы товарищества явно не соответствует интересам общества в развитии такого вида организаций, задаче вовлечения в предпринимательство значительных денежных средств, имеющихся у населения, расширения индивидуальной инициативы. 3. Следующий фактор, который должен приниматься во внимание, — это производительность труда и обеспечиваемый ею рост прибыли. В последние десятилетия из-за снижения уровня экономической подготовки у нас просто перестали брать в расчет производительность труда. Между тем она в высшей степени важна как для каждой отдельной фирмы, так и для общества в целом. Поэтому расчетные показатели производительности труда должны анализироваться уже на стадии создания организации и в течение всего процесса ее деятельности. Опыт свидетельствует, что явный, заметный рост производительности труда наблюдается в производственных организациях, эффективно использующих передовые, «высокие» технологии, а также в фирмах с высоким уровнем управления и организации, умелой системой стимулирования труда. 4. Выбор вида организации определяется также фактором сохранения за учредителями прав на передаваемое в уставный капитал имущество. Согласно ГК внесенное учредителями имущество становится собственностью юридического лица. Лишь член кооператива при выходе из него в силу ст. 111 ГК имеет безусловное право на возврат ему паевого взноса. Что касается товариществ и обществ с ограниченной ответственностью, то при выходе из них участнику должна быть выплачена стоимость его доли в уставном (складочном) капитале. Права на возврат в натуре внесенного имущества, например здания или оборудования, закон не предусматривает. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» объявило недействительными условия уставов о возможности изъятия выбывающими участниками товариществ и обществ своей доли имущества в натуре (п. 17). Возврат собственно имущества возможен, если учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь право владения и пользования этим имуществом. Для акционерных обществ не допускается передача учредителями прав в уставный капитал. Учредитель, внеся свое имущество в уставный капитал, полностью утрачивает вещные права на него. При выходе из акционерного общества участник не может забрать даже свой денежный вклад. Он вправе лишь продать свои акции обществу или иным лицам. Сама возможность или невозможность изъятия из уставного капитала имущества или денежного вклада существенно влияют на устойчивость существования организации, возможность ее долговременного развития. Организации, стремящиеся застраховать себя от произвольных действий отдельных учредителей, способных повлечь разрушение организации, избирают форму акционерного общества. От учредителей обществ с ограниченной ответственностью для уменьшения риска распада организации следует добиваться внесения в уставный фонд имущества, а не прав на него. 5. Имеются другие немаловажные факторы для выбора вида организации. Один из них — величина трансакционных издержек. Трансакция — это продажа или иная смена собственника. Под трансакционными издержками понимаются расходы по сбору и обработке информации для подготовки договоров, проведению переговоров с контрагентами, составлению договоров, затраты на осуществление контроля за исполнением обязательств, юридическое сопровождение договора и защиту при допускаемых нарушениях. Доказано, что структура и размеры каждой организации должны определяться в зависимости от величины трансакционных издержек. Суть данного положения в следующем. Внутри единой фирмы товар или полуфабрикаты передаются из подразделения в подразделение без оформления договоров и взаимных расчетов. Когда же товар отчуждается от одной фирмы другой, то приходится тратиться на заключение договоров, оформление различной документации и др. Эти расходы, согласно публикуемым данным, составляют в различных организациях от 5 до 12% дохода. Следует учитывать также необходимость уплаты налогов от сумм полученной прибыли. Для сокращения указанных затрат предлагается включать в состав единой фирмы в качестве внутренних структурных подразделений, в том числе в виде филиалов, возможно большее число звеньев, по которым продвигается товар в процессе изготовления и реализации. Такие организационные изменения дают снижение трансакционных издержек и повышение доходов. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что помимо сокращения затрат при этом обеспечивается совместное использование субъектами своих деловых связей, каналов сбыта товаров, взаимный обмен деловой информацией, сырьевыми ресурсами. Итак, преимущества хозяйственного кооперирования диктуют выбор организационных решений. Таким образом, определение юридического вида организации должно базироваться на анализе комплекса факторов экономического, правового, организационного и иного характера. Подлежат учету также интересы и возможности субъектов, соединенных торгово-хозяйственными связями. Литература 1. Батрова ТА. Коммерческое право. М., 2005. 2. Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Баринова. М., 2002. 3. Коуз Р. Фирма. Рынок. Право. М, 1991. 4. Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2001. 5. Коммерческое право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М, 2002. Date: 2015-09-23; view: 568; Нарушение авторских прав |