Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые выводы
Модель обучения на основе дискуссии является одним из характерных воплощений той линии дидактических исследований, которая связана с организацией проблемного обучения, ориентирована на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Отправным моментом данной модели обучения является постановка проблемы в виде такого вопроса для обсуждения, сама разработка которого носит принципиально диалогический характер. Способы введения исходной информации для обсуждения представляют собой способы актуализации и организации опыта учащихся как отправного момента для коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. Целенаправленность дискуссии – не в подчинении ее дидактическим задачам усвоения фактических знаний или точек зрения по составленному учителем плану, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания – ориентира для последующей самостоятельной работы, знания, оценки (фактов, явлений). Отсюда внимание к дискуссии не только как к средству активизации, но и как к способу углубленной работы с содержанием предмета, выхода за пределы усвоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Главными чертами разработок в рамках модели учебной дискуссии является то, что она строится как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска не столько единственной истины, сколько множественных истин, предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. К числу характерных черт модели обучения на основе дискуссии относятся ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией); поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению; сосуществование различных, несовпадающих мнений и предложений об обсуждаемом предмете; возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Опыт организации учебных дискуссий, накопленный в мировой практике, психолого-педагогических разработках, показывает, что дидактические функции дискуссии связываются с двоякого рода задачами: (1) задачи конкретно-содержательного плана; (2) задачи организации и взаимодействия в группе (классе), подгруппах. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, – то есть обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Важной чертой модели являются особые организационные усилия со стороны учителя, предполагающие его диалогическую личностную позицию, а также задаваемый педагогом тон в соблюдении правил обсуждения со стороны самих учеников. В случае педагогического «сбоя», недостаточного внимания учителя к процедурной или к содержательной стороне дискуссии, работа по данной модели может выродиться в поверхностно-оживляющее дополнение к традиционному репродуктивному обучению. Модель эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Сфера применения модели – от начальной до высшей школы и систем повышения квалификации. Значимым аспектом данной модели является ее соотнесенность с жизнью демократического общества, практикой работы его социальных институтов. Обучение служит, с одной стороны, сферой, в которую проецируется существующая в обществе культура демократического обсуждения проблем, а с другой стороны – является питательной средой для целенаправленного воспроизводства этой культуры.
79Bridges D. Education, democracy, and discussion. — Slough, 1979; Davies W.J.K. Alternatives to class teaching in schools and colleges. — London,1980; PaulR.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society //Educational Leadership,— 1984.— Vol.42.— P.4-14. 80Программы общеобразовательных учреждений. Логика. Психология личности и межличностных отношений. /Министерство образования РФ - М., 1994. С.5. 81Лернер И.Я., Журавлев И.К. (ред.) Современная дидактика: Теория — практике. — М., 1994. 82 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. 83 Оконь В. Введение в общую педагогику. М.,1990. 84 Clark L.H., Starr I.S. Secondary and middle school teaching. - N.Y., Toronto, 1991. 85Gibb C. A. Leadership //Handbook of social psychology. Vol.4 / ed.by G.Lindzey, E.Aronson. - 2nd ed. - Reading, 1969. - as quot. in: Gall M.D., Gall J.P. The discussion method //NSSE Yearbook 75: The psychology of teaching methods /Ed.by N.L. Gage. - Chicago, 1976,- P. 166-216. 86 Clark L.H., Starr I.S. Secondary and middle school teaching. - N.Y., Toronto, 1991. 87Carin A.A., Sund R.B. Teaching science through discovery. - 3rd ed. - Columbus, 1975 88 Rowe M.B. Wait-time and rewards as instructional variables //Journal of Reseach in Scuence Teaching. - 1974. - Vol.11. - P.81-94; Chewprecha Т., Gardner M., Sapianchai N. Comparison of training methods in modifying questioning and wait time behaviors of Thai high school chemistry- teachers //Journal of Research in Science Teaching.- 1980.- Vol.17. - P. 191-200; Tobin K.G. The effect of an extended teacher wait-time on science achievement //Journal of Research in Science ' Teaching.- 1980,- Vol.17. - P.469-475. 89 White R.T., Tisher R.F. Research on natural sciences //Handbook of research on teaching/Ed.byM.C.Wittrock.-N.Y.,a.o., 1986. -P.879-890. 90 Tobias S. When do instructional methods make a difference? //Educational Researcher. - 1982. -Vol.11. -No.4. -PA-9. 91 Clark L.H., Starr I.S. Secondary and middle school teaching. - N.Y., Toronto, 1991 92Ladenburg Т., Tegnell G. From hot to cold war. - Boulder. 1990.
Date: 2015-09-23; view: 327; Нарушение авторских прав |