Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые выводы. Дидактические поиски, связанные с игровой моделью учебного процесса, охватывают все уровни обучения — от начальной до высшей школы и практики повышения





Дидактические поиски, связанные с игровой моделью учебного процесса, охватывают все уровни обучения — от начальной до высшей школы и практики повышения квалификации. Модель учебного процесса на основе игры строится через включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Модель является одним из характерных воплощений поисковой ориентации в зарубежной дидактике, той линии дидактических исследований, которая связана с организацией учебно-исследовательской, познавательной деятель­ности, ориентирована на специальное обучение поисковым проце­дурам, формирование культуры рефлексивного мышления.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками-учащимися в ее игровом вопло­щении, основу деятельности участников составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Учащиеся действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-модели-рующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотноше­ния игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором уча­щиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Можно выделить два плана такого обсуждения и соответствующих учебно-познавательных результатов дидактических игр — предметно-содержательное и социально-психологическое.

Полноценное развертывание учебного процесса на основе дидактической игры предполагает значительный личностно-про­фессиональный потенциал учителя, который в ходе обучения выступает в разных ролях и обеспечивает тонкий баланс между вовлечением учащихся в игровое действие и специальной фиксацией учебно-познавательного результата игры.

В случае педагогического «сбоя», недостаточного внимания учителя к ролевой или содержательной стороне учебной игры, работа по данной модели может выродиться в иллюстративное или же эмоционально-оживляющее дополнение к традиционному репро­дуктивному обучению.

Модель эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценност­ных ориентации. Сфера применения модели — от начальной до выс­шей школы и систем повышения квалификации.

 

59 Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. - 1985.-N 6.

60 Mead J.H. The social psychology: selected writings. - Chicago, 1956. - P.298.

61 Schwartsman H.B. Transformations: The anthropology of children's play. -N.Y., 1978.

62 Подробнее - см.: Импакт: наука и общество.- 1984,- N 2; Кларин М.В. Разработка имитационно-моделирующих учебных игр в современной буржуазной педагогике //Советская педагогика. 1982. - N 3; Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. - 1985.- N 6.

63Abt С.С. Some problems of teaching social studies in elementary and second­ary schools //Simulation games in learning /Ed.byS.S.Boocock, E.O.Schild.-California, 1968.; ЭллингтонГ., ЭддиналЭ., ПерсивалФ. Игры, имитации и социальная значимость науки //Импакт: наука и общество.- 1984.- N 2,-С.77-87.

64 Cawelti G. Innovative practices in high schools: Who does what - and why -and how //Nation's Schools, 1967.-Vol.79. - N 4.; Davies W.J.K. Alternatives to class teaching in schools and colleges. -L., 1980; Spielpadagogik: Neuere Beitrage zur Spielforschung u.Spielerziehung /Hrsg.von N.Kluge. - Bad Heil-brunn, 1980.

65 ЭддиналЭ., ПерсивалФ. Игры, имитации и социальная значимость науки //Импакт: наука и общество,- 1984.- N 2.- С.77-87.

66 AranskyV.S., KlarinM.V. Modern teaching: The strategy of the didactic game in the teaching process //International review of education.- 1987,- Vol.33.-P.312-315; Van Ments M, The effective use of role-play: A handbook for teach­ers and trainers. - L., 1983.

67 Megarry J. CIRCUITRON: An electric circuit game //Aspects of simulation and gaming /Ed.by J.Megarry.- L.: Kogan Page, 1977.- P.47-53; Ellington H.J., Addinal E., Percival F. Games and simulations in science education. - L.; N.Y., 1981.

68 Megarry J. Simulation and gaming //The international encyclopedia of edu­cation: Research and studies /Ed.by T.Husen, T.N.Postlethwaite.- Oxford 1985 -Vol.3.- p.4575.

69 Egan K. Understanding the USSR //The Education Digest. - 1989 - Vol 54 - No.7. - P.40-42.

70 Egan К. Teaching as story telling: An alternative approach to teaching and curriculum in the elementary school.- Chicago, 1989.

71АЫ D.H. Computer simulation games //Teacher,- 1980. - Vol.97.- N 5; Curriculum review.- 1985,- Vol.24.- N 4; Кларин М.В. Разработка имитацион­но-моделирующих учебных игр //Советская педагогика. 1982. - N 3.

72 Zuckerman D.W., Horn R.E. The guide to simulations/games for education and training.- Lexington, 1973. - P.433.

73 Bell-Gredler M.E. Learning and instruction. - N.Y., 1986.

74 Ellington H. J., Addinal E., Percival F. Games and simulations in science education. - L.; N.Y., 1981; Эллингтон Г., Эддинал Э., Персивал Ф. Игры, имитации и социальная значимость науки // Импакт: наука и общество. - 1984. - N 2. - С. 77-87.

75 Эллингтон Э., Эддинал Ф.; Персивал Ф., 1984. -С.85-86.

76 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

77 Подробнее см. Кларин М.В.,1994.

78 Rogers C.R. Freedom to learn for the 80's. - Columbus, 1984. - P. 139

 

Date: 2015-09-23; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию