Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как проехать





пример реальной учебной проблемы на материале территориально-структурного направления

Постановка проблемы. Старые и молодые в равной мере постоянно сталкиваются с необходимостью проехать из одного места в другое. Поэтому учащиеся всех возрастов с энтузиазмом откликнутся на призыв обсудить транспортную проблему в своем районе. Изучая эту проблему, школьники познакомятся с такими понятиями, как узел, транспортная сеть, транспортный поток, общественный и частный транспорт для перевозки товаров и пассажиров, и с массой других важных понятий, связанных с изучением географии.

В одних классах можно заняться изучением проблемы проезда до школы и обратно, а в других — поездками в места отдыха, а также в учебные и культурные учреждения данного района. Когда учащиеся убедятся, что проблема транспорта действительно важна либо для них самих, либо для других жителей района, им надо предложить создать небольшие группы для изучения различных аспектов этой

проблемы. Реальную учебную проблему можно сформулировать следующим образом: «Как безопаснее (быстрее, дешевле) добраться от_ до _?"

Следует отметить, что старшеклассников вполне можно озада­чить проблемой переезда из одного места страны в другое или из сельской местности в город и т.д. (схема 1.2).

 

Рекомендуемые виды учебной деятельности. На схеме 1.2 приведе­ны некоторые виды работы в классе.

Возможно, что учащиеся захотят узнать мнение своих сверстников об этой проблеме. В этом случае подсчет и систематизация резуль­татов опроса лучше помогут им решить, с каких вопросов начать и какие данные потребуются в дальнейшем.

Несколько 12-летних детей было занято решением проблемы общественного транспорта для загородных прогулок. Они наметили места для возможных выездов, изучили пути сообщения, узнали стоимость проезда и расписание общественного транспорта. Учащиеся нескольких классов этой школы заинтересовались собранными сведения­ми, и они были включены в брошюру для всеобщего пользования.

В другой школе учащиеся работали над проблемой поиска путей сообщения их района с городом. Среди решений было и создание велосипедной дорожки. Когда о возможных маршрутах и стоимости строительства были собраны исходные данные, школьники позвонили в органы местной власти, чтобы узнать, что делать дальше. Специаль­ный уполномоченный согласился встретиться с детьми и обсудить их предложения. После доклада школьников уполномоченный перечислил шаги, которые необходимо предпринять, если дети серьезно думают о строительстве велосипедной дорожки.

Далее школьники действовали по предложенной ими программе. Они прежде всего представили доклад полному составу комитета уполно­моченных, предъявив также ходатайства о строительстве велодо­рожки и карту предполагаемых для нее маршрутов. Кроме того, они изложили все собранные ими сведения и ответили на вопросы предста­вителей официальных властей. Действия школьников произвели большое впечатление, и местному инженеру было дано задание рассмотреть возможности строительства велодорожки.

Деятельность по сбору данных и их систематизации предоставляет большие возможности для полевых исследований, проведения опросов, составления карт и таблиц, фотосъемки и написания отчетов. Можно предложить следующие вопросы, которые помогут стимулировать поисковую деятельность школьников:

- Испытываете ли вы какие-либо неудобства в поездках в пределах района? Почему?

- Везде ли имеются необходимые дорожные знаки и обозначения?

- Есть ли прямая транспортная связь с важными для вас объектами?

- Каким транспортом вы пользуетесь в пределах района?

- Что вы чувствуете, если теряете дорогу?

- Испытывают ли транспортные трудности другие жители вашего района?

- Можете ли вы предложить способ облегчить передвижение по вашему району?

- Каким маршрутом вы ездите от__до_?

- Встречаются ли на этом пути какие-либо неудобства?

По мере того, как учащиеся все больше втягиваются в эту проблему, у учителя появляется все больше возможностей проверить их восприятие расстояния и расположения объектов относительно друг друга, помочь выработать более точные пространственные представ­ления о районе. Это один из способов развития в сознании детей мысленных карт знакомых мест и, в конечном счете, усвоения понятий расстояния, направления и относительного расположения объектов; этот способ более эффективен, чем изучение карт незнакомых мест.

Внедрение решения в практику. В зависимости от аспекта проблемы, выбранного для классного исследования, можно предложить несколько путей внедрения результатов работы в практику. Так, в одном классе учащиеся 14-16 лет исследовали проблему поездки на автобусе в школу и из школы. Эта проблема касается многих школь­ников в больших и средних городах и в сельских местностях, где существуют районные школы. В решениях предлагалось более удобно расположить места сбора детей, отапливать зимой места ожидания автобуса и обеспечить защиту детей от дождя, составить для них. правила пользования автобусами; указывалось на необходимость введения микроавтобусов для сбора детей в дальних рейсах и обычных автобусов для сбора детей, живущих ближе к школе; предлагалось сделать автобусы на дальних рейсах скоростными, чтобы дети затрачивали меньше времени на дорогу.


Выше уже упоминалось о том, как один из классов обратился к местным властям с просьбой рассмотреть предложение о строи­тельстве специальной дорожки, чтобы дети могли безопасно ездить в школу на велосипедах. В другом классе пришли к выводу, что тран­спортные потоки следует изменить, введя вблизи школы улицы с односторонним движением и обеспечив тем самым большую безопас­ность детей. Еще один класс предложил изменить маршруты и расписание некоторых автобусов для улучшения обслуживания пасса­жиров данного района.

Проводя такие исследования, учащиеся лучше усваивают понятия доступности различных мест и препятствий, мешающих нормальным поездкам. Они начинают осознавать, почему людям приходится переезжать с одного места на другое. Им становится понятно, что их потребности могут быть удовлетворены, если устранить обнару­женные препятствия или изменить маршруты и расписание обществен­ного транспорта.

В наши дни нехватки и высоких цен на бензин важно, чтобы школьники, их родители и сограждане искали новые решения проблем, связанных с поездками на транспорте внутри данного района и за его пределы.

Схема 1.2. Примерные виды деятельности при решении проблемы: "Как проще, быстрее и дешевле было бы добраться из одного места в другое в вашем районе? "

 

ШАГ 1 Обсуждение в классе. Есть ли в вашем районе такие места, до которых трудно добраться? Четка ли система обозначений различных объектов в районе? Имеются ли указатели? Бывали ли вы сами в названных местах? Имеются ли жители, которым трудно добираться до ряда мест?
ШАГ 2 Сбор данных. Спланируйте и проведите обследование с целью определения трудно­доступных точек района и степени сложности сообщения с ними. Например, путем опроса учащихся своего и других классов можно выяснить, знают ли они, где расположены музеи, театры, учебные заве­дения, стадионы и т.п. в их районе; какова система транспортного сообщения и т.д. ШАГ 2 Сбор данных. Хронометраж - определение времени, которое нужно затратить, чтобы добраться из одного определенного места района в другое на разных видах транспорта и по разным маршрутам. Отметить встречающиеся препятствия.
ШАГ 3 Представление и анализ данных. Подготовка карт, столбиковых диа­грамм или гистограмм (результаты обследования в виде числа учащихся, затративших то или иное время, чтобы добраться из одного места в другое по разным маршрутам и на разных видах транспорта). Подсчет средних затрат времени. Подготовка карт маршрутов, связывающих пункты, которые названы учащимися. Составление карт, показывающих местоположение определенных объектов.
ШАГ 4 Обсуждение в классе. Выводы, которые можно получить на основе соб­ранных данных; перечисление способов, позволяющих упростить пере­мещение из одного места в другое; создание групп учащихся, разрабаты­вающих эти способы, например, путем составления карты, осуществ­ления цветовой разметки зданий, размещения знаков-указателей, инфор­мации о работе общественного транспорта, о маршрутах, которыми можно добраться до интересующего места, о препятствиях на пути и т.д.
Определение протяженности различных маршрутов с учетом масштаба карты Определение местоположения существующих или планируемых велосипедных трасс ШАГ 5 Сбор информации о часто посещаемых местах в вашем районе Составление графиков работы общественного транспорта на действующих маршрутах Подготовка петиций и сбор подписей в поддержку предлагаемых изменений в работе транспорта
ШАГ 6 Вычерчивание планов, карт
ШАГ 7 Обсуждение в классе. Доклады групп, планирование практических мер или передача планов властям района
ШАГ 8 Обсуждение практических мероприятий по улучшению транспортного сообщения: развешивание карт, расписаний, указателей маршрутов; цветовая разметка зданий; сопровождение экскурсий; подготовка брошюр с описанием работы транспорта, карт новых маршрутов; устранение препятствий.
ШАГ 9 Сбор данных. Планирование и проведение обследования по определению результативности осуществленных мероприятий. Сбор данных. Хронометраж (повторное определение времени, необходимого для того, чтобы добраться из одного места в другое)
ШАГ 10 Обсуждение в классе. Сообщения, подготовленные группами учащихся. Планирование практических мер или передача планов властям района.
           

 








Date: 2015-09-23; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию