Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифы и символы как регуляторы боевого поведения





Значимыми механизмами регуляции поведения участников боевых действий яв­ляются мифы и символы.

Миф (от греч. mythos — предание, сказание) — повествование о богах, духах, обожеств­ленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В них переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действи­тельности состояния сознания, концепции, представления. С точки зрения ресурс­ного подхода к пониманию психологических возможностей участника боевых действий миф — это разновидность квазиресурса, позволяющего найти веру и мотивацию там, где ее на самом деле нет.


Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов.,. ___________ 393

В боевой обстановке они могут возникать как спонтанно и передаваться по ка­налам неофициальной коммуникации («солдатский телеграф»), так и целенап­равленно формироваться органами психологического обеспечения.

В войсках порой складывается целая система мифов. Изучение показывает, что к числу наиболее популярных тем мифов на войне относятся следующие темы:

• о близком окончании войны («в стане противника зреет недовольство, кото­рое выльется в бунт, революцию»; «Генеральная ассамблея ООН примет ре­шение о...»);

• о скорой победе («в войну вступят... и тогда...»; «завершается разработка супероружия, которое...»; «теперь, когда командующим стал...» и т. д.);

• о разгроме крупных группировок противника;

• о беспримерных подвигах военнослужащих своей армии;

Мифы, свернутые в своем содержании, максимально обобщенные, возведен­ные в ранг общественной или групповой ценности, становятся символами.

 

Символ (греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) — знак, связанный с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет пред­ставлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

В энциклопедической статье А. Л. Доброхотов обосновывает специфику сим­вола и его функции. Он подчеркивает, что в отличие от понятия, для которого однозначность является преимуществом (по сравнению, например, со словом ес­тественного языка), сила символа в его многозначности и динамике перехода от смысла к смыслу.

В отличие от аллегории и эмблемы, символ не является иносказанием, которое снимается подстановкой вместо него прямого смысла: смысл символа не имеет простого наличного существования, к которому можно было бы отослать ин­терпретирующее сознание. В(отличие от притчи и мифа, символ не предпола­гает развернутого повествования и может иметь сколь угодно сжатую форму экспрессии. В отличие от метафоры, символ может переносить свойства пред­метов и устанавливать те или иные их соответствия не для взаимоописания этих предметов, а для отсылки к «неописуемому». В отличие от знамения, сим­вол не является знаком временного или пространственного явления сверхпри-родной реальности, поскольку допускает наличие бесконечно большой дистан­ции между собой и своим интенциональным предметом [22].

Специфическими отличиями символа от всех упомянутых знаковых тропов являются следующие его функции:

1) способность символа к бесконечному раскрытию своего содержания в про­цессе соотнесения со своей предметностью при сохранении и «неотменимо-сти» данной символической формы;

2) способность символа, связанная с опытом его толкования, устанавливать ком­муникацию, которая, в свою очередь, создает (актуально или потенциально) сообщество «посвященных», т. е. субъектов, находящихся в поле действия и относительной понятности символов (например, церковь, направление в ис­кусстве, эзотерический кружок, культурный ритуал; армия, род войск); при


394 ______________________ Раздел И. Психологическая работа входе ведения боевых действий

этом эзотеричность символа уравновешивается его «демократичностью», по­скольку каждый может найти свой, доступный ему уровень понимания сим­вола, не впадая в профанацию;

3) устойчивое тяготение символа к восхождению от данных «частей» к дей­ствительному и предполагаемому «целому». Символ в этом случае является местом встречи того, что само по себе несоединимо.

Например, сегодня существует несколько своеобразных мифов о водружении в апреле 1945 г. Красного Знамени над рейхстагом в Берлине. Один из них гласит, что это сделали разведчики 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кан-тария. Действительно, в то время над рейхстагом было водружено несколько знамен и историки ломают голову над установлением того, кому отдать пальму первенства. Однако с помощью официальной пропаганды символом победы со­ветских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг. стало Знамя Победы, водруженное именно Егоровым и Кантарией.


Таким образом, миф, повествующий о том, когда, где, кем и как конкретно ус­танавливалось Знамя, превратился в символ — «Знамя Победы».

Звезда Героя России мало что значит сама по себе, но, являясь отражением под­вига, она приобретает все свойства символа.

Символом на войне становятся подвиги сослуживцев, почетные звания, при­надлежность к определенной социальной группе (например, Героев России), кон­кретные победы своих войск, боевые знамена воинских частей, отдельные коман­диры и т. д.

Учитывая то, что символы воспринимаются как социальная ценность, при­тягательны и заразительны в эмоциональном отношении, возбуждают жела­ние обладать ими, входить в социальную группу обладателей и, следователь­но, способны продуцировать мотивы боевого поведения и повышать боевую активность военнослужащих, командирам, военным психологам следует внима­тельно изучать спонтанно возникшие и искусственно создавать боевые симво­лы.

Следует внедрять в повседневную боевую жизнь ритуалы, которые трансформи­ровали бы фрустрацию, тревогу, отчаяние (связанные, например, с неуспешным боем, гибелью боевых товарищей и т. д.) в чувство лютой ненависти к врагу, страс­тное желание отомстить, страх (возникающий, например, при ожидании боя) в высокий наступательный порыв. Эффективными средствами таких трансформа­ций являются такие ритуалы, как клятвы на могилах боевых товарищей, мобили­зующие митинги перед боем и др.

Таким образом, боевое поведение военнослужащих полидетерминировано. В его мотивацию, наряду с широкими социальными, групповыми и индивидуаль­ными мотивами, вплетены суеверия, субъективные продукты осмысления мифов и символов военного времени. Знать и учитывать психологические механизмы и эффекты их проявления значит во многом уметь управлять боевой активностью военнослужащих.


Глава 16. Учет психологических факторов суеверий, символики и мифов... ___________ 395

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое суеверие?

2. Чем суеверие отличается от предрассудка?

3. В каких формах проявляются суеверия в боевой обстановке?

4. В чем проявляется психологическая «траектория» влияния ритуалов на бо­евое поведение военнослужащих?

5. В чем проявляется регулирующий характер мифов и символов в отношении боевого поведения воинов?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Бэкон Ф. Новый органон. — Л., 1935.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2001.

3. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-де­сантников к влиянию факторов современного боя (на основе боевых дей­ствий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993.

4. Мезенцев В. А. О суевериях — всерьез. — М., 1989.

5. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М., 1972.

6. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999.

7. Советский энциклопедический словарь. — М., 1990.

8. Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. - М., 1975. С. 307.

9. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. — М., 1957. Т 2.

10. Шумков Г. Е. Пьяная храбрость, или алкоголь в бою // Общество ревнителей военных знаний. 1909. № 1.








Date: 2015-09-23; view: 475; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию