Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений





4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направ­ление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и во­инских коллективов. Результаты психологического изучения во многом опреде­ляют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослу­жащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его фор­мы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуально­го психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологиче­ские особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учеб­но-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и слу­жебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослу­жащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

, • оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;

• определение уровня психологической готовности военнослужащих к учеб­но-боевой деятельности;

• выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склон­ных к различным формам девиантного поведения;

• оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на пред­мет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;

• определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на бое­вое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответ­ственности и длительного автономного функционирования;


92 __________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• выявление психологических факторов и причин, способствовавших совер­шению проступков, происшествий, аварий;

• выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военно­служащего.

• Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологиче­скому изучению военнослужащих (рис 1.12).

 

  СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность
  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА  
1. Профессио- Определение уров- Группа ППО при- Военный При поступлении
нальный ня профессиональ- зывной комиссии комиссариат на военную службу
психологиче- ной пригодности     и в вуз
ский отбор человека к прохож­дению военной службы по опреде­ленной специаль­ности и обучению в вузе      
2. Первичное Получение первич- Должностные лица, Пункт приема мо- По прибытии воен-
изучение ной информации о личности военно­служащего (оценка психического здо­ровья, адаптацион­ного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем НПУ психолог лодого пополнения нослужащего в в/часть в течение первого месяца
3. Углубленное Целостное изучение Психолог, меди- Кабинет для психо- При самостоятель-
изучение личности в/с и выяв- цинский работник логического кон- ном обращении в/с
  ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причи­ной кризисных состояний   сультирования к психологу. При выявлении у в/с НПН. При направ­лении в/с должно­стными лицами к психологу в/ч
4. Последующее Определение уровня Командиры, В подразделении, В процессе повсед-
изучение психологической офицеры органов на занятиях, невной жизнедея-
  готовности в/с воспитательной в карауле тельности в тече-
  к учебно-боевой и служебной дея­тельности. Подбор кандидатов на дол­жности младших командиров. Оценка динамики профес­сионализма и соот­ветствия в/с требо­ваниям профессии и специальности работы,психолог   ние всего периода службы

Рис. 1.12. Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих


и их содержание


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 93

Рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Профессионально-психологический отбор является составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ори­ентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

• анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

• классификацию и описание военных профессий и специальностей;

• научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

• составление профессиограмм, отражающих особенности определенных про­фессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятель­ности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром яв­ляется психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологи­ческие, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональ­ной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкрет­ные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются спе­циалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионально­го обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспе­чивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на кон­трактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.

По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогиче­ский и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является на­личие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологи­ческого анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать не­обходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, ко­торые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) яв­ляются:


94__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для ус­пешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воин­ской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;


2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности канди­дата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, под­готовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по про­филям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соеди­нениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призыв­ных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет вклю­чения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из следующих подгрупп:

а) социально-психологического изучения;

б) психологического и психофизиологического обследования;

в) изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

• начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитатель­ной работе;

• заместитель начальника группы — психолог воинской части;

• помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры орга­нов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воин­ской части;

• технические работники (сержанты, солдаты).

Проведение ППО включает оценку:

1) уровня развития познавательных психических процессов;

2) адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;

3) уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений95

4) основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональ­ной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных спо­собностей человека. Требования к общим и специальным способностям определя­ются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профи­лем вуза.

Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характе­ристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узо­ры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспита­ния и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессио­нальной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллекти­ве, а также образовательной и профессиональной подготовленности.


По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);

б) рекомендуется (2-я категория);

в) рекомендуется условно (3-я категория);

г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессио­нальной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

• приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в военном учеб­ном заведении;

• призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направ­ляемых в воинские части:

1) личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территори­альных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлече­нии к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов); 2) карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и реше­ние о предназначении, вынесенное призывной комиссией).



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


2. Психологическое изучение пополнения в воинской части. После проведе­ния профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредствен­но в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует коман­дир воинской части. С этой целью он издает Приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В Приказе определяются:

• состав администрации пункта приема и распределения пополнения;

• состав нештатного подразделения, группы профессионального психологи­ческого отбора;

• сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекае­мыми к изучению пополнения;

• время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирова­ния) личного состава;

• система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;

• порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологи­ческих особенностей военнослужащих.

Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бри­гады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инст­руктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения по­полнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.

Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного соста­ва. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-пси­хической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представле­ние личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согла­сует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодей­ствия при изучении пополнения.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о во­еннослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с при­знаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным фор­мам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО опреде­ляется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений _________ 97

На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештат­ной группы ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным долж­ностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:

• заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределе­нии прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);

• список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомен­дации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной ра­боте относительно проведения с ними индивидуальной работы.

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к сры­вам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловлен­ные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособи­тельные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и соци­альными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными призна­ками НПН являются:

• психические заболевания у родителей и близких-родственников;

• перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

• наблюдение в психоневрологическом диспансере;

• ночное недержание мочи;

• воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

• чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;

• наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

• приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

• раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.

Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реак­ций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклоне­ниях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности (табл. 1.5).

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН дол­жна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.


98__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Таблица 1.5 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической







Date: 2015-09-23; view: 1654; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию