Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологами с различным стажем деятельности
& Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Продолжение табл. 1.2
Знание качеств, являющихся наиболее предпочтительными для того или иного вида деятельности, позволяет человеку соотносить имеющийся личностный профиль с «нормативным», своевременно внося коррективы в планы, связанные с профессиональным выбором и дальнейшей траекторией движения в рамках избранной профессии. В табл. 1.2 представлены данные, отражающие мнения военных психологов (n=68 чел.) с различным стажем деятельности относительно приоритетного значения с точки зрения профессиональной успешности тех или иных качеств в общем личностном профиле психолога. Отдельную группу представляли психологи, вошедшие по ряду показателей в группу «успешных» (оценивались профессиональная компетентность, эффективность деятельности, профессиональное самоопределение, удовлетворенность деятельностью, авторитет в коллективе). Мнение данной группы относительно значимости определенных качеств в общей иерархии рассматривалось как эталонное, с которым сравнивались мнения психологов других групп (применялся коэффициент корреляции Спирмена (Rs)). Группа наиболее значимых для психолога качеств, отмеченных испытуемыми, выделена цветом (всего 15 качеств из 25). Как видно из приведенной таблицы, существует тенденция приближения к нормативному профилю в зависимости от стажа деятельности. Данное приближение выражено повышением степени адекватности ранжирования ПВК «нормативному» профилю (соответственно по группам Rs = 0,32; 0,81; 0,89). Этот факт свидетельствует, с одной стороны, об опосредствующей роли деятельности как фактора развития профессионального сознания психолога, с другой стороны, Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога о его недостаточной изначальной осведомленности о субъективных предпосылках профессиональной успешности. Таким образом, успешность профессионального становления психолога во многом определяется необходимостью создания специальной системы его профессионального сопровождения, включающей: • оценку профессионально-психологического потенциала кандидатов на обучение в вузе по психологической специальности; • мониторинг (отслеживание по ряду существенных параметров) динамики психологической и профессиональной готовности к продолжению службы и профессиональной успешности; • своевременную профилактику профессиональных кризисов и деформаций личности психолога; • создание организационно-структурных возможностей для реализации задач профессионального роста; • обеспечение адекватной определенному периоду профессионализации в рамках военной организации системы мотиваторов для профессионального самосовершенствования; • применение организованных форм профессионального самоопределения и сотрудничества. Эта система должна обеспечивать оптимальную (по интенсивности и широте) степень включенности психолога в такую профессиональную структуру, взаимодействие с субъектами которой на каждом из этапов становления способствует формированию у него самого способности быть полноценным субъектом различных видов профессиональной деятельности. Данная интегральная способность быть субъектом деятельности, или профессиональная субъектность специалиста, связывается, прежде всего, с его способностью к самостоятельному целеполаганию и регулированию профессиональной активности на основе внутренних критериев эффективности и целесообразности, планированию и осуществлению профессионального саморазвития, а также психической интеграции коллективной деятельности различных субъектов. Исходя из приведенного определения, а также из обобщенного понимания различных граней толкования сущности того, что называется «быть субъектом», «обладать субъектностью», представленного в различных научных источниках, позволим выделить следующие характерные черты данного феномена: • активность — способность быть первопричиной, инициирующим началом взаимодействия с миром на основе внутренней мотивации, способность к мобилизации различных психологических подсистем в интересах поставленной цели, самостоятельное целеполагание, особенно в ситуациях неопределенности профессиональной деятельности, личностном и профессиональном саморазвитии; • социальность — изначальная включенность субъекта в структуру производственных, духовных и др. связей; представленность окружающего мира для человека посредством понятий; • развитое самосознание, проявляющееся как способность к систематиче ?* ___________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время спектру параметров соответствия нормам и ценностям общества, профессии; • социокультурная самодостаточность — способность генерировать личностные смыслы для поддержания жизненной, социальной активности, в том числе и для других людей; • обращенность к внутренним стандартам и нормам оценки эффективности в деятельности (в том числе оценка психологической «цены» результата деятельности); • целостность — единство, интегральность всех видов активности человека- • ответственность — добровольное взятие на себя гарантий по обеспечению условий деятельности, уровня качества, результата, готовность отвечать за ее последствия; • способность к саморегуляции - структурирование субъектом своей деятельности, определение ее задач, их последовательности, согласование внешних событий деятельности со своими усилиями, организация ее пространства; • способность к саморазвитию и самосовершенствованию; • творческий характер взаимодействия с действительностью, тенденция к привнесению нового; • способность к рефлексии собственной активности, ее источников, процесса, • взаимообязанность с объектом, означающая то, что специфика объекта в значительной степени детерминирует выбор способов и средств деятельности субъекта, целостную и вариативную интеграцию имеющихся у него психических возможностей и ресурсов, относимых к различным подструктурам личности [2,3,24,56,146]. Важным фактором развития профессиональной субъектности психолога является рефлексия - механизм осознания им своего места в профессии, системе профессиональных взаимосвязей с другими субъектами, собственных индивидуальных особенностей и профессиональных возможностей. Рефлексия и имеющийся У специалиста профессиональный опыт обусловливают возможность построения т. н. «внутренней системы отсчета», помогающей ему ориентироваться в сложных ситуациях деятельности. В качестве особого феномена - субъектности - такая способность связывает возможности психолога по преобразованию объекта деятельности с пониманием и ориентацией его (психолога) на социальную востребованность данных преобразований - т. е. конечного продукта деятельности. В этом, собственно, проявляется связующая функция субъектности (между социально обусловленными личностными структурами и собственно психическими возможностями человека, с одной стороны, а также между общественными и личными потребностями и ценностями - с другой). В этом смысле профессиональная субъек-тность, выражая осознание специалистом своего места в системе общественного разделения труда и построение своей активности в соответствии с общественной потребностью, может быть рассмотрена как психологический механизм согласования потребностей и активности отдельно взятого субъекта с общей структурой и содержанием коллективной деятельности. Г лава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога ___ 35 Эта способность может быть также рассмотрена через анализ механизмов «самопровозглашения» профессиональной инициативы психолога в условиях нормативной неопределенности (личностной и профессиональной), как его действенное самосознание, реализующее позитивные (с точки зрения специалиста) потенции профессиональной «Я-концепции»; это ответственная автономия в профессиональных действиях. Здесь она является способом утверждения специалистом на практике его жизненной позиции, выражением понимания им своего места и роли в структуре деятельностных взаимосвязей (профессиональная «Я-концепция»), а также общего уровня его психической активности, сформированного как результат сочетания предыдущих социальных взаимодействий и индивидуальных особенностей личности. Субъектность — это интегральное свойство человека, обеспечивающее уменьшение неопределенности его действий в конкретной ситуации за счет структурирования элементов целостного деятельностного контекста путем своеобразной постановки себя в психологический центр данной ситуации. Считается, что профессиональная субъектность актуализируется в ситуациях профессионального самоопределения. В ходе самоопределения оценке и сопоставлению подлежат ценностные и операциональные параметры профессиональных задач и собственный опыт их реализации в сходных условиях. При этом, если профессиональная «Я-концепция» психолога служит источником системы критериев для оценки им ситуации взаимодействия с клиентом, то рефлексия является психологическим механизмом, инструментальной основой обеспечения сопоставления альтернатив и принятия конкретного решения. Результатом самоопределения являются профессиональные диспозиции, отражающие векторную направленность потенциальной профессиональной активности человека на объект, подлежащий преобразованию. Основными типами векторной направленности субъектной активности являются: 1) направленность на себя; 2) направленность на других людей; 3) направленность на условия предметной и социальной среды. Профессиональные диспозиции, являющиеся важными стилеобразующими предпосылками субъектной активности, отражают уяснение (наряду с общей предметно-содержательной информацией) и ориентацию специалиста на следующие психологические модусы ситуации: 1) характер, величина (либо вероятность) отклонения параметров объекта действия от нормы (психической); 2) возможность либо необходимость проявления нормативной (ненормированной) инициативы; 3) адекватность/достаточность собственного профессионально-психологического потенциала предполагаемому способу действий и прогнозируемой сложности взаимодействия с объектом на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях и пр. Применительно к профессиональной деятельности психолога правомерно вы-делить следующие типы прогностических ожиданий, лежащих в основе его про- 36______________ Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время фессиональных диспозиций и характеризуемых как проявления различного уровня развития субъектных свойств: • представления психолога о принципиальной достижимости некоторой цели которые связаны с ощущением себя субъектом, способным достигать желаемого результата {фактор достижимости цели, отражающий локус контроля и уровень притязаний специалиста); • представления о доступности и границах приемлемости для достижения цели способов и средств, которыми свободно владеет психолог (фактор доступности и приемлемости, отражающий ценностные установки психолога на личность клиента и операциональное владение методами деятельности); • представления об обусловленности достижения цели, т. е. обобщенное видение связей между некоторыми факторами (собственные усилия, усилия клиента, действия других должностных лиц, способы организации психологической работы, условия социальной и предметной среды) и прогнозируемым результатом деятельности {фактор обусловленности достижения цели, отражающий общую интернальность, системность профессионального сознания психолога, его антиципирующие способности и пр.). Субъектность как психологическое образование возникает на определенном этапе профессионального развития психолога. Традиционно начальные проявления данного феномена связывают с процессом выделения человеком себя в качестве, специалиста, способного к самостоятельным профессиональным действиям (в онтогенезе — это классическая фраза ребенка «Я сам!»). Дальнейшая динамика развития субъектности характеризуется: • возрастанием значимости личностных свойств, сформировавшихся как реакции индивида на свои собственные качества и формы поведения; • усилением обращенности к собственному психологическому потенциалу в сложных ситуациях взаимодействия и личностного роста, в ситуациях, характеризующихся нормативной неопределенностью; • усилением сензитивности к рефлексивному распознаванию оснований для проявления субъектной активности и пр. [3,15,24]. Обобщенным выражением профессиональной субъектности психолога является опыт деятельности, представленный самому психологу через осмысление ее ориентировочной основы с позиций соответствия общественному запросу на определенное качество и результат, а также потребностям собственного саморазвития. Таким образом, формирование профессиональной субъектности психолога рассматривается как один из важнейших факторов его профессионального развития. Данный процесс опирается на социальные и внутренне детерминированные источники развития и характеризуется все большей обращенностью психолога к внутреннему потенциалу и возрастанием удельного веса ответственной автономии в решении профессиональных задач, а также творческого привнесения в профессию собственного опыта их решения. Глава 2. Теоретико-методические предпо сылки овладения профессией психолога ___ 37 Date: 2015-09-23; view: 609; Нарушение авторских прав |