Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время





хику военнослужащих, выработка практических рекомендаций по их про­филактике и преодолению;

2) выявление у военнослужащих психологических качеств и состояний, препят­ствующих возможности несения ими службы, а также оценка психологиче­ской совместимости личного состава дежурных смен (боевых расчетов, ка­раула);

3) обучение военнослужащих приемам психической саморегуляции, позволя­ющим активизировать служебную деятельность и предупредить возникно­вение негативных состояний;

4) восстановление психических и физических сил военнослужащих после сме­ны с боевого дежурства, караула.

Психологическую работу, проводимую должностными лицами и психологом воинской части, можно разделить на четыре основных этапа.

1. Организационный этап. Психолог воинской части на этом этапе (перед нача­
лом летнего и зимнего периодов обучения) проводит психологическое изучение
военнослужащих и состояния межличностных отношений в воинских коллекти­
вах, инструктивно-методические занятия с командирами и личным составом. По
итогам изучения личного состава (в том числе и пополнения) командиру воин­
ской части он представляет списки военнослужащих, которые не рекомендуются
для несения боевого дежурства и караульной службы.
Основанием для такого зак­
лючения является наличие у военнослужащих нервно-психической неустойчи­
вости. Форма отчетности психолога: «Акт проведения психологического обсле­
дования о допуске к несению боевого дежурства (караульной службы)». С учетом
рекомендаций психолога издается приказ по воинской части «О составе дежурных
боевых смен». Кроме того, психологом части проводятся практические занятия с
военнослужащими по ознакомлению и обучению их приемам и методам психиче­
ской саморегуляции. Ежеквартально проводится промежуточное психологическое
обследование личного состава (форма отчетности: «Акт проведения ежекварталь­
ного психологического обследования дежурных смен», срок хранения — 2 года).
Промежуточное психологическое обследование личного состава дежурных смен
включает в себя:

• изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих, вновь назначенных в состав расчетов, смен, а также согласно плану психолога во­инской части;

• изучение межличностных отношений в составе расчетов, смей.

2. Этап подготовки к несению службы. Он начинается за 2-3 дня до заступле­
ния на боевое дежурство, в караул. В этот период деятельность должностных лиц
должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам
и постам. Офицеры подразделений осуществляют включенное наблюдение в це­
лях выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической
напряженности и дополнительного углубленного психологического их изучения.
Особое внимание уделяется таким проявлениям, как повышенная рассеянность,
несобранность, заторможенность, нескоординированность действий, повышенная
раздражительность, конфликтность, уныние, апатия, тревожность, быстрые ко­
лебания настроения, быстрая утомляемость.


Глава 5, Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы).., _______ 121

Углубленное психологическое обследование военнослужащих проводит пси­холог воинской части (см. приложение 15). По результатам обследования оцени­ваются реальная психологическая готовность и морально-психологическое состо­яние личного состава, заступающего на боевое дежурство, в караул.

3. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. При несении службы
основные усилия направляются на создание обстановки оптимальной готовности к
немедленным действиям по боевому расчету и другим внезапным изменениям. На
данном этапе достигается соотношение необходимого и достаточного количества
проверок несения службы, осуществляется контроль за материально-техниче­
ским обеспечением и своевременным и рациональным питанием личного состава.

В ходе несения боевого дежурства, караульной службы с военнослужащими из состава отдыхающей смены проводятся психогигиенические и психопрофилак­тические мероприятия (психологическая гимнастика, психотренинги, сеансы нервно-психического восстановления и др.), выполняются психотехнические упражнения, направленные на поддержание бдительности и психологической го­товности военнослужащих. Их проводят специально подготовленные психоло­гом военнослужащие.

Визуально или коммуникативным общением оценивается психологическое состояние отдельных военнослужащих, выявляются преобладающие психологи­ческие реакции. Офицеры осуществляют включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. Цель на­блюдения — выявить воинов с повышенной психической нагрузкой. В конце про­верки оформляется специальный план-схема наблюдения (рис. 1.18).


По результатам наблюдения в зависимости от количества регистрируемых при­знаков в отношении военнослужащего принимается определенное решение — уси­лить контроль, произвести замену в составе смены, расчета и т. д.

4. Этап после смены с боевого дежурства, караула. Для личного состава после
смены с боевого дежурства, караула организуется комплекс мероприятий по пси­
хофизиологическому восстановлению. Кроме спортивно-массовой и культурно-
досуговой работы, с номерами расчетов и смен в комнате психологической помощи
проводятся групповые и индивидуальные тренинги активной нервно-психической
релаксации с прослушиванием (просмотром) специальных аудио- и видеокассет, а
также другие мероприятия, направленные на снятие нервно-психической нагрузки
и подготовку военнослужащих к очередному заступлению на боевое дежурство
(в караул).

Организуя подготовку личного состава к заступлению для несения службы, должностные лица обязаны учитывать некоторые правила, связанные с психоло­гическими особенностями несения боевого дежурства и караульной службы. Сре­ди факторов, оказывающих влияние на психологическое самочувствие военно­служащих, на их работоспособность и успешность выполнения обязанностей по службе, следует назвать влияние цикличности па психику военнослужащих. Уче­ные давно выявили влияние геомагнитных и гравитационных полей на самочув­ствие людей. Наряду с долгими биоритмами (12-летний, годичный, физический (23 дня), эмоциональный (28 дней), интеллектуальный (33 дня), недельный и другие — всего более 300) существуют и так называемые короткие биоритмы, цикличность которых колеблется в течение суток, а их периоды составляют 4-6


122 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

часов. В течение суток работоспособность человека пять раз достигает максиму­ма и пять раз снижается до определенного минимума. «Подъемы» приходятся на 5 часов, 11, 16, 20 и 24, а «спады» фиксируются около 2, 9, 14, 18, 22 часов.

 

 

Сфера Разводящий Пост 1 и т. д.
Проявления 1-й 2-й 1-я смена 2-я смена
1. Рот, брови, общее выражение: - губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы; - страдальческое выражение лица          
2. Глаза: - унылый, недовольный взгляд; - горящие беспокойные глаза          
3. Цвет кожи лица: - значительное покраснение, появление пятен; - бледность, желтизна          
4. Движения: - закрепощенность, нарушение точности движений; - суетливость, сильный тремор рук          
5. Особенности поведения: - замкнутость, апатия; - плохой самоконтроль, бравада          

Рис. 1.18. План-схема наблюдения за внешними проявлениями эмоциональных состояний военнослужащих в процессе несения боевого дежурства (караульной службы)

Замечено, что большинство нарушений, например сон на посту, приходится как раз на время действия циклов «спада». Поэтому необходимо следить, чтобы воен­нослужащие каждый раз заступали в караул, на боевое дежурство в разные смены. Кроме того, установлено, что для приема пищи тоже существуют свои наиболее благоприятные часы — 0, 5, 10, 15 и 19 часов. В карауле целесообразно предоста­вить военнослужащим возможность для приема пищи и в ночное время — пример­но с 0 до 2 и с 4 до 5 часов [76, 91, 97].


Серьезная нагрузка на психику военнослужащих ложится в ходе несения боевого дежурства. В значительной степени это связано с необходимостью поддержания определенного уровня мобилизованности психических сил. Данное состояние — состояние психической готовности — рассматривается как мотивационно-волевое состояние психики, обеспечивающее актуализацию профессиональной подготов­ленности в процессе перехода от ожидания экстренного сигнала, время поступле­ния которого не определено, к активным боевым действиям [163].

Состояние готовности имеет индивидуальный характер и связано с эконо­мичностью протекания психических процессов, определяющих уровень пси­хической напряженности военнослужащего. Нахождение в таком состоянии


Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы)... ________ 1_23

в течение длительного времени может, в свою очередь, вызывать негативные состояния:

• состояние «фрустрации», когда нормативные требования превышают про­фессионально-боевые возможности военнослужащего;

• состояние «монотонии», когда в результате однообразной деятельности, «ненасыщенного» интереса сужается объем внимания и психическое напря­жение резко уменьшается;

• состояние «привычности», когда снижается эмоциональность ожидаемого события (возникновение боевых действий), а само оно кажется человеку маловероятным;

• состояние «усталости, утомления» как результат истощения физических и психических ресурсов человека под влиянием длительной перегрузки, пси­хического напряжения.

Психические состояния военнослужащих в процессе несения службы тесно свя­заны с его работоспособностью. Именно работоспособность раскрывает физиоло­гическое состояние организма — мышц, органов, нервной системы, обеспеченность энергией, которая может реализовываться в конкретных продуктах деятельности. Процесс расходования энергии в ходе деятельности ведет к утомлению — физио­логическому состоянию, препятствующему эффективной деятельности. Разли­чают физическое, сенсорное, умственное и эмоциональное утомление. Остаточ­ные явления утомления нередко проявляются на следующий день или в течение более продолжительного времени. Состояние переутомления, связанное с неэффек­тивностью восстановительного периода, имеет различные степени выраженности, каждой из которых должны соответствовать свои коррекционно-профилактиче-ские мероприятия: отдых на природе, отпуск, занятия физкультурой, упорядоче­ние сна, лечение у специалистов и т. д.


Степень утомления субъективно отражается психикой как усталость. Это пси­хическое состояние человека, препятствующее реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности. В исследованиях военных психологов уста­новлено, что в течение всего периода несения службы уровень работоспособнос­ти, определяющий эффективность деятельности, подвержен значительным коле­баниям [91,163]. Выделяются, по крайней мере, три (разы, связанные с различным уровнем работоспособности и продуктивности деятельности:

1) фаза нарастания продуктивности;

2) фаза устойчивой наилучшей продуктивности;

3) фаза падения продуктивности (рис. 1.19).

Фаза нарастания продуктивности связана с так называемым процессом вра-батывания человека в осуществляемую деятельность и ее условия. Данный про­цесс можно разделить на два периода: период грубого и период тонкого врабаты-вания. Процесс врабатывания характеризуется привыканием личного состава к обстановке несения службы, «перестройкой» психики на рабочий лад. Пример­ная продолжительность врабатывания — 10-15 минут, но у разных людей оно происходит по-разному и зависит от многих факторов: психофизиологических особенностей, мотивации, психического состояния, сформированности профес­сиональных умений и навыков и т. п. Различие во времени связано также и с тем,


124 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

какой анализатор является ведущим для специалиста той или иной профессии. Например, адаптация слуха происходит в течение одной минуты, обоняния — 3-5 минут, а зрения — 30-40 минут. На этой фазе возможны значительные коле­бания (до 40%) производительности труда, точности операций, качества работы. Фаза устойчивой наилучшей продуктивности отличается самыми высокими показателями работы, положительными эмоциями и отсутствием признаков утом­ления. Энергетические затраты организма успевают полностью компенсировать­ся. На этой фазе выделяют два периода (см. рис. 1.19): период оптимальной работо­способности (3) и период полной компенсации утомления (4).

1 — период экстренного врабатывания;

2 — период тонкого врабатывания;

3 -— период оптимальной работоспособности;

4 — период полной компенсации утомления;

5 — период неустойчивой компенсации утомления;

6 — период прогрессивного снижения продуктивности;

7 — «конечный прорыв»

Рис. 1.19. Динамика продуктивности деятельности и работоспособности организма при

непрерывной длительной работе

Период оптимальной работоспособности характеризуется высокой и устойчи­вой производительностью труда, положительными эмоциями.

В период полной компенсации наблюдаются первые признаки усталости, не­обходимости в отдельные моменты более тщательного сосредоточения внимания на выполняемых действиях и операциях, однако эффективность деятельности остается на уровне нормативных требований. Соотношение периодов и их общее


Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы).., ________ ]2Ъ

время зависят от многих факторов: от запаса энергетических ресурсов, то есть вы­носливости, воинского мастерства, состояния здоровья, режима питания, слож­ности решаемых задач, слаженности расчета и т. д. Данная фаза занимает основ­ную часть рабочего цикла (не менее 50% рабочего времени).

Фаза падения продуктивности характеризуется действием достаточно силь­ного нарастания утомления. Военнослужащий уже не может компенсировать утомление полностью. Данная фаза состоит из нескольких периодов.

В период неустойчивой компенсации (5) начинают сказываться последствия утомления, волевым усилием уже не удается поддерживать высокий уровень про­изводительности труда, точно и своевременно реагировать на изменение обста­новки. Все ярче проявляются признаки утомления и чувство усталости.

В период прогрессивного снижения эффективности деятельности (6) происхо­дят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Утомление быстро нарастает, увеличивается количество ошибок, таких как нарушение пос­ледовательности работы, пропуск операции или действия, неправильные реше­ния, сбой в действиях и т. п.

Период конечного порыва (7) может наблюдаться за 20-30 минут до конца не­сения службы и выражаться в повышении эффективности боевой деятельности. Такое повышение дееспособности связано с улучшением настроения военнослу­жащего в преддверии окончания боевого дежурства, службы в карауле, с мобили­зацией оставшихся энергетических ресурсов.

С учетом приведенной динамики должны планироваться профилактические мероприятия по предупреждению негативных состояний и срывов в деятельнос­ти. Кратко остановимся на их основном содержании.

1. Планирование и организация эргономических условий, способствующих со­хранению оптимального уровня работоспособности личного состава (освещен­ность, цвет, температурный режим, оборудование рабочего места оператора, устра­нение лишнего шума и т. п.). Установлено, в частности, что красный, оранжевый цвета возбуждающе действуют на эмоциональную сферу человека, повышают ар­териальное давление, усиливают мускульное напряжение, увеличивают частоту дыхания и пульс. Зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета, напротив, дей­ствуют успокаивающе [76, 91].

2. Организация оптимального режима труда и отдыха в процессе несения служ­бы. Например, в ходе боевого дежурства зачастую наблюдается очень слабая на­грузка на определенные группы мышц. Регулярная и длительная недогрузка мышц вызывает двигательное голодание — своеобразное заболевание, называе­мое гиподинамией. Это явление характерно, прежде всего, для представителей операторских специальностей и проявляется в вялости человека, апатии, нежела­нии двигаться, быстрой утомляемости, снижении физической силы и выносливо­сти.

Кроме того, длительное пребывание человека в закрытых помещениях, подзем­ных сооружениях вызывает так называемую сенсорную депривацию (невозмож­ность удовлетворения потребности в разнообразии красок, свете солнца, смене дня и ночи, запахе земли, деревьев и т. п.). В изоляции человек, лишаясь привыч­ных раздражителей, ощущает сенсорный голод, действие которого проявляется в снижении работоспособности, ухудшении внимания, памяти, мышления, возник-


126 _________________ Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время

новении иллюзий. Нейтрализация этих негативных явлений требует особого вни­мания со стороны командного звена и психолога.

3. Психологическое просвещение, направленное на разъяснение условий и осо­бенностей несения боевого дежурства и караульной службы, влияния данных ус­ловий на психику человека, показ психологической природы трудностей деятель­ности и возможных ошибок. Важно разъяснять военнослужащим возможные способы профилактики усталости, не допускать ее хронических форм, закрепля­ющих «привычку усталости» на службе. Данное явление возникает даже при от­сутствии реального утомления, становится своего рода профессиональным отя­гощением. Испытываемые каждый раз при заступлении на службу неприятные ощущения могут значительно опережать реальное утомление и становиться при­чиной не только ошибок, сбоев в осуществлении деятельности, но и профессио­нальных кризисов и заболеваний.

4. Обеспечение оптимальной системы взаимодействия военнослужащих при несении службы, подбор и расстановка по сменам и постам с учетом их психоло­гической совместимости.

5. Проведение в период подготовки к несению службы групповых психологиче­ских тренингов. В состав их участников могут входить члены одного расчета, сме­ны. Учебным материалом для тренинга являются возможные боевые ситуации. За­дается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм решения задачи каждым специалистом в составе расчета. Моделирование боевых ситуаций призвано не только актуализи­ровать профессиональные качества военнослужащих для действий в этих ситуа­циях, но и вызвать у них (за счет варьирования условий выполнения задачи) сход­ные с «боевыми» психические состояния. Создаваемые тем самым эмоционально насыщенные элементы будущей деятельности становятся критериальным средст­вом преодоления возможных негативных психических состояний.

6. Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобили­зации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методика­ми психической саморегуляции. У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное приме­нение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния. Так, некоторые военнослужащие для поддержа­ния бдительности в карауле на посту применяют своеобразную тактику передви­жения по маршруту — через каждые четыре шага оглядываться поочередно через правое и левое плечо. Многие знают, что ходьба в темпе 140-150 шагов в минуту создает бодрое самочувствие и хорошее настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме по 10-12 шагов усиливает собран­ность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипыва­ние кожи рук, элементы самомассажа головы, другие психофизиологические при­емы активирующего самовоздействия.

 

Психическая саморегуляция (ПС) — это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организ­мом с помощью психической активности.

Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для воен­нослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические рас-


Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы)... ______________ 127

стройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические рас­стройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-со-судистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие рассогласования цир-кадианных ритмов организма, нервного напряжения и физического переутом­ления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы в карауле.

Способность к освоению приемов психической саморегуляции обусловлива­ется особенностями нервно-психической сферы человека. Так, многочисленны­ми исследованиями установлено, что физиологические процессы, протекающие в организме, опосредствованы психической энергией [57, 76, 118]. Задача челове­ка — «направить» эту энергию, используя образно-эмоциональные конструкты, в нужном направлении. Поэтому освоить приемы ПС легче людям с «художествен­ным» типом нервной системы, труднее — тем, у кого логический склад ума. Регу­лирующее влияние приемов психической саморегуляции осуществляется по типу «возбуждение (мобилизация) — успокоение (релаксация)».

Назовем основные методы и приемы психической саморегуляции.

1. Аутогенная тренировка (AT) — система упражнений для достижения состо­яния аутогенного погружения, в котором открывается возможность влиять с, по­мощью образных представлений, подкрепляемых словесными внушениями, на вегетативную нервную систему и через нее — на функционирование внутренних органов. Лечебное действие AT связано с мышечным расслаблением за счет про­извольного изменения тонуса мышц, использованием активной роли представле­ний, мыслительных образов и словесным самовнушением, выполняемыми в осо­бом состоянии погружения, когда внушаемость повышена. Сеансы самовнушения можно проводить в любое время, 3-4 раза в день, используя для этого тихое поме­щение с неярким освещением.

В целях предупреждения возможных негативных состояний, вызванных факто­ром неопределенности, новизны, внезапности, могут проводиться идеомоторные тренировки. Это эффективное средство профессиональной и психологической под­готовки специалистов. Основой идеомоторных тренировок является «мысленное проигрывание» своих действий в разных ситуациях. Причем мысленный образ движений обязательно связан с мышечно-суставным чувством, т. е. с физически­ми движениями. Идеомоторное действие должно быть представлено настолько ясно, что военнослужащий будет невольно совершать движения. В качестве со­держания для «проигрывания» своих действий берутся реальные типичные си­туации из специального банка психологических паспортов возможных боевых ситуаций, созданного ведущими специалистами рода войск, вида Вооруженных сил.

Управляя воображением, караульный может мысленно представить возмож­ное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий. Например: «А что если за углом нарушитель? — Значит, надо перед поворотом отойти на 2-3 метра от стены и сосредоточиться...» Это позволяет предупредить неблагоприят­ный исход и быть готовым к неожиданностям.


128 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

2. Мобилизующее и успокаивающее дыхание. В арсенале противострессовых
средств особое значение имеет правильное дыхание. Различают два вида дыха­
ния: верхнее (ключичное) и нижнее (брюшное). Правильно поставленное дыха­
ние увеличивает степень оксигеиации крови, вовлекает в дыхательный акт все
этажи легких, массирует внутренние органы.

Успокаивающий тип дыхания (брюшное дыхание с относительно коротким вдо­хом и длинным выдохом с последующей задержкой) используется для нейтрализа­ции избыточного возбуждения после конфликтных, стрессовых ситуаций, снятия нервно-психического напряжения и восстановления психического равновесия.

Мобилизующий тип дыхания (ключичное дыхание с вдохом средней величины, некоторой задержкой дыхания и резким выдохом) помогает преодолеть сонливость, вялость, утомление, связанные с монотонной работой, и мобилизует внимание. Такой тип дыхания положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, пи­щеварительные органы, тканевый обмен, повышает функциональные возможно­сти организма, определяя его общий тонус и бодрое состояние.

3. Регуляция мышечного тонуса (релаксация). Релаксация (от лат. relaxatio —
уменьшение напряжения, расслабление) — это состояние покоя, расслабленнос­
ти, возникающее у человека вследствие снятия напряжения после сильных пере­
живаний или физических усилий. Коротко рассмотрим физиологическую основу
релаксации.

Каждая негативная эмоция имеет свое «представительство» в мышцах, состав­ляющих до 40% от массы тела. При нервно-эмоциональном возбуждении головной мозг посылает на периферию повышенный поток информации в виде нервных им­пульсов, создавая перенапряжение мышц и вызывая возникновение мышечных зажимов. Чем напряженнее мышцы, тем больше проприоцептивной импульсации поступает обратно в головной мозг, создавая, в свою очередь, в нем очаги повы­шенной возбудимости. Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психическо­го возбуждения.

Овладение саморасслаблением базируется на сопоставлении ощущений, т. е. когда мышца находится в напряженном состоянии и в расслабленном. Каждое упражнение состоит из двух фаз — напряжения (после глубокого вдоха) и резко­го расслабления (после выдоха). Задача заключается в осознании и запоминании состояния расслабленной мышцы, которое в дальнейшем легко вызывается.

Снижать мышечный тонус можно посредством самовнушения (софрология) — особым образом построенных словесных формул, а также посредством самомас­сажа и воздействия па биологически активные точки.

Практика самомассажа базируется на том, что некоторые участки кожи отли­чаются большой активностью, высоким уровнем обменных процессов и особым биоэлектрическим режимом. Поэтому воздействие на них позволяет стабилизи­ровать центральную нервную систему.

Самая большая концентрация биологически активных точек находится на коже ушей, внешней и внутренней поверхностях кистей рук, подошвах ног, лице, шее и под волосами головы. Поэтому в интересах гармонизации деятельности всех жиз­ненно важных органов и приобретения «щита» от стресса рекомендуется по не­скольку раз в день производить легкий массаж данных участков (перед этим обя-


Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы).,, _______________ 129

зательно умыться холодной водой и помыть руки). Самомассаж проводят поду­шечками пальцев спиралеобразными надавливающими движениями, последова­тельно переходя от мышц лба, щек, скул, затылка, шеи к плечам, предплечьям, кистям рук и т. д.

4. На базе релаксационных упражнений в условиях несения боевого дежурства,
службы в карауле военнослужащими может осуществляться самоконтроль функ­
ционального состояния.
Этот прием используется главным образом в ходе выпол­
нения задачи и основывается на использовании навыка постановки самому себе
ряда вопросов, относящихся к основным параметрам функционального состоя­
ния, в целях оказания влияния на это состояние.

Первая группа вопросов касается самоконтроля мышечного тонуса. На­пример: «Не скован ли я? Где мышечные зажимы? Не сильно ли сжимаю ору­жие?» Обнаружив скованность, человек принимает меры по релаксации соответ­ствующих мышц.

Вторая группа вопросов относится к контролю мимики и пантомимики: «Не сжал ли челюсти? Не втянул ли голову в плечи? Естественна ли поза?» Пос­ле этого осуществляется соответствующее самовоздействие.

Третья группа вопросов касается контроля ритма дыхания и частоты сер­дечных сокращений: «Нет ли прерывистого, учащенного, поверхностного дыхания? Не колотится ли сердце?» После этого рекомендуется сделать два-три глубоких вдоха с продолжительным выдохом и перейти на ритмичное брюшное дыхание.

5. Надо сказать еще об одном приеме — пред- и послесонном самовнушении. Осо­
бенностью приема по сравнению с обычным самовнушением является использова­
ние не специально вызываемого состояния аутогенного погружения, а естественно
возникающих состояний сомнолентности, сопровождающих физиологический сон
на его начальной и завершающей стадиях. Перед сном военнослужащий формули­
рует в соответствии с правилами построения самовнушения одну из наиболее ак­
туальных предстоящих проблем (например, снять чрезмерное волнение перед от­
ветственным этапом, снять усталость и т. п.), а затем по мере погружения в сон на
фоне возникающего дремотного состояния вводит в подсознание формулами само­
внушения информацию о том, что сон и возможные сновидения будут способство­
вать разрешению сформулированной проблемы. После пробуждения, не выходя из
просоночного состояния, он закрепляет эту установку в утвердительной форме.
Данный прием позволяет повысить субъективную уверенность в успехе ощущени­
ем того, что внутренняя работа в направлении цели идет непрерывно, в том числе и
в период сна.

Таковы некоторые методы психологической работы, позволяющие оптимизи­ровать психологические характеристики военнослужащих, обеспечивающие их высокую психологическую готовность к выполнению различных задач воинской деятельности и поддерживающие их психологическое здоровье.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие психологические трудности вызывает у военнослужащих выполнение задач боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы?

2. Каковы критерии психологической готовности военнослужащих к выпол­нению задач воинской службы?


130 _________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

3. Из каких действий складывается работа по психологическому обеспечению выполнения задач караульной службы, боевого дежурства?

4. Каковы возможности методик саморегуляции психических состояний по обес­печению психологической готовности военнослужащих?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подго­товки войск в современных условиях. — М., 1981.

2. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М, 1998.

3. Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979.

4. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

5. Кузнецов Л. Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

6. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в учеб­ной деятельности. — М., 1981.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964.

8. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. — М., 1998.

9. Психические состояния: Хрестоматия. — СПб., 2000.

 

10. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.

11. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Федеико. — М., 1990.

12. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской час­ти в мирное время. — М., 2000.








Date: 2015-09-23; view: 870; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию