Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
хику военнослужащих, выработка практических рекомендаций по их профилактике и преодолению; 2) выявление у военнослужащих психологических качеств и состояний, препятствующих возможности несения ими службы, а также оценка психологической совместимости личного состава дежурных смен (боевых расчетов, караула); 3) обучение военнослужащих приемам психической саморегуляции, позволяющим активизировать служебную деятельность и предупредить возникновение негативных состояний; 4) восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула. Психологическую работу, проводимую должностными лицами и психологом воинской части, можно разделить на четыре основных этапа. 1. Организационный этап. Психолог воинской части на этом этапе (перед нача • изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих, вновь назначенных в состав расчетов, смен, а также согласно плану психолога воинской части; • изучение межличностных отношений в составе расчетов, смей. 2. Этап подготовки к несению службы. Он начинается за 2-3 дня до заступле Глава 5, Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы).., _______ 121 Углубленное психологическое обследование военнослужащих проводит психолог воинской части (см. приложение 15). По результатам обследования оцениваются реальная психологическая готовность и морально-психологическое состояние личного состава, заступающего на боевое дежурство, в караул. 3. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. При несении службы В ходе несения боевого дежурства, караульной службы с военнослужащими из состава отдыхающей смены проводятся психогигиенические и психопрофилактические мероприятия (психологическая гимнастика, психотренинги, сеансы нервно-психического восстановления и др.), выполняются психотехнические упражнения, направленные на поддержание бдительности и психологической готовности военнослужащих. Их проводят специально подготовленные психологом военнослужащие. Визуально или коммуникативным общением оценивается психологическое состояние отдельных военнослужащих, выявляются преобладающие психологические реакции. Офицеры осуществляют включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. Цель наблюдения — выявить воинов с повышенной психической нагрузкой. В конце проверки оформляется специальный план-схема наблюдения (рис. 1.18). По результатам наблюдения в зависимости от количества регистрируемых признаков в отношении военнослужащего принимается определенное решение — усилить контроль, произвести замену в составе смены, расчета и т. д. 4. Этап после смены с боевого дежурства, караула. Для личного состава после Организуя подготовку личного состава к заступлению для несения службы, должностные лица обязаны учитывать некоторые правила, связанные с психологическими особенностями несения боевого дежурства и караульной службы. Среди факторов, оказывающих влияние на психологическое самочувствие военнослужащих, на их работоспособность и успешность выполнения обязанностей по службе, следует назвать влияние цикличности па психику военнослужащих. Ученые давно выявили влияние геомагнитных и гравитационных полей на самочувствие людей. Наряду с долгими биоритмами (12-летний, годичный, физический (23 дня), эмоциональный (28 дней), интеллектуальный (33 дня), недельный и другие — всего более 300) существуют и так называемые короткие биоритмы, цикличность которых колеблется в течение суток, а их периоды составляют 4-6 122 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время часов. В течение суток работоспособность человека пять раз достигает максимума и пять раз снижается до определенного минимума. «Подъемы» приходятся на 5 часов, 11, 16, 20 и 24, а «спады» фиксируются около 2, 9, 14, 18, 22 часов.
Рис. 1.18. План-схема наблюдения за внешними проявлениями эмоциональных состояний военнослужащих в процессе несения боевого дежурства (караульной службы) Замечено, что большинство нарушений, например сон на посту, приходится как раз на время действия циклов «спада». Поэтому необходимо следить, чтобы военнослужащие каждый раз заступали в караул, на боевое дежурство в разные смены. Кроме того, установлено, что для приема пищи тоже существуют свои наиболее благоприятные часы — 0, 5, 10, 15 и 19 часов. В карауле целесообразно предоставить военнослужащим возможность для приема пищи и в ночное время — примерно с 0 до 2 и с 4 до 5 часов [76, 91, 97]. Серьезная нагрузка на психику военнослужащих ложится в ходе несения боевого дежурства. В значительной степени это связано с необходимостью поддержания определенного уровня мобилизованности психических сил. Данное состояние — состояние психической готовности — рассматривается как мотивационно-волевое состояние психики, обеспечивающее актуализацию профессиональной подготовленности в процессе перехода от ожидания экстренного сигнала, время поступления которого не определено, к активным боевым действиям [163]. Состояние готовности имеет индивидуальный характер и связано с экономичностью протекания психических процессов, определяющих уровень психической напряженности военнослужащего. Нахождение в таком состоянии Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы)... ________ 1_23 в течение длительного времени может, в свою очередь, вызывать негативные состояния: • состояние «фрустрации», когда нормативные требования превышают профессионально-боевые возможности военнослужащего; • состояние «монотонии», когда в результате однообразной деятельности, «ненасыщенного» интереса сужается объем внимания и психическое напряжение резко уменьшается; • состояние «привычности», когда снижается эмоциональность ожидаемого события (возникновение боевых действий), а само оно кажется человеку маловероятным; • состояние «усталости, утомления» как результат истощения физических и психических ресурсов человека под влиянием длительной перегрузки, психического напряжения. Психические состояния военнослужащих в процессе несения службы тесно связаны с его работоспособностью. Именно работоспособность раскрывает физиологическое состояние организма — мышц, органов, нервной системы, обеспеченность энергией, которая может реализовываться в конкретных продуктах деятельности. Процесс расходования энергии в ходе деятельности ведет к утомлению — физиологическому состоянию, препятствующему эффективной деятельности. Различают физическое, сенсорное, умственное и эмоциональное утомление. Остаточные явления утомления нередко проявляются на следующий день или в течение более продолжительного времени. Состояние переутомления, связанное с неэффективностью восстановительного периода, имеет различные степени выраженности, каждой из которых должны соответствовать свои коррекционно-профилактиче-ские мероприятия: отдых на природе, отпуск, занятия физкультурой, упорядочение сна, лечение у специалистов и т. д. Степень утомления субъективно отражается психикой как усталость. Это психическое состояние человека, препятствующее реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности. В исследованиях военных психологов установлено, что в течение всего периода несения службы уровень работоспособности, определяющий эффективность деятельности, подвержен значительным колебаниям [91,163]. Выделяются, по крайней мере, три (разы, связанные с различным уровнем работоспособности и продуктивности деятельности: 1) фаза нарастания продуктивности; 2) фаза устойчивой наилучшей продуктивности; 3) фаза падения продуктивности (рис. 1.19). Фаза нарастания продуктивности связана с так называемым процессом вра-батывания человека в осуществляемую деятельность и ее условия. Данный процесс можно разделить на два периода: период грубого и период тонкого врабаты-вания. Процесс врабатывания характеризуется привыканием личного состава к обстановке несения службы, «перестройкой» психики на рабочий лад. Примерная продолжительность врабатывания — 10-15 минут, но у разных людей оно происходит по-разному и зависит от многих факторов: психофизиологических особенностей, мотивации, психического состояния, сформированности профессиональных умений и навыков и т. п. Различие во времени связано также и с тем, 124 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время какой анализатор является ведущим для специалиста той или иной профессии. Например, адаптация слуха происходит в течение одной минуты, обоняния — 3-5 минут, а зрения — 30-40 минут. На этой фазе возможны значительные колебания (до 40%) производительности труда, точности операций, качества работы. Фаза устойчивой наилучшей продуктивности отличается самыми высокими показателями работы, положительными эмоциями и отсутствием признаков утомления. Энергетические затраты организма успевают полностью компенсироваться. На этой фазе выделяют два периода (см. рис. 1.19): период оптимальной работоспособности (3) и период полной компенсации утомления (4). 1 — период экстренного врабатывания; 2 — период тонкого врабатывания; 3 -— период оптимальной работоспособности; 4 — период полной компенсации утомления; 5 — период неустойчивой компенсации утомления; 6 — период прогрессивного снижения продуктивности; 7 — «конечный прорыв» Рис. 1.19. Динамика продуктивности деятельности и работоспособности организма при непрерывной длительной работе Период оптимальной работоспособности характеризуется высокой и устойчивой производительностью труда, положительными эмоциями. В период полной компенсации наблюдаются первые признаки усталости, необходимости в отдельные моменты более тщательного сосредоточения внимания на выполняемых действиях и операциях, однако эффективность деятельности остается на уровне нормативных требований. Соотношение периодов и их общее Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы).., ________ ]2Ъ время зависят от многих факторов: от запаса энергетических ресурсов, то есть выносливости, воинского мастерства, состояния здоровья, режима питания, сложности решаемых задач, слаженности расчета и т. д. Данная фаза занимает основную часть рабочего цикла (не менее 50% рабочего времени). Фаза падения продуктивности характеризуется действием достаточно сильного нарастания утомления. Военнослужащий уже не может компенсировать утомление полностью. Данная фаза состоит из нескольких периодов. В период неустойчивой компенсации (5) начинают сказываться последствия утомления, волевым усилием уже не удается поддерживать высокий уровень производительности труда, точно и своевременно реагировать на изменение обстановки. Все ярче проявляются признаки утомления и чувство усталости. В период прогрессивного снижения эффективности деятельности (6) происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Утомление быстро нарастает, увеличивается количество ошибок, таких как нарушение последовательности работы, пропуск операции или действия, неправильные решения, сбой в действиях и т. п. Период конечного порыва (7) может наблюдаться за 20-30 минут до конца несения службы и выражаться в повышении эффективности боевой деятельности. Такое повышение дееспособности связано с улучшением настроения военнослужащего в преддверии окончания боевого дежурства, службы в карауле, с мобилизацией оставшихся энергетических ресурсов. С учетом приведенной динамики должны планироваться профилактические мероприятия по предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Кратко остановимся на их основном содержании. 1. Планирование и организация эргономических условий, способствующих сохранению оптимального уровня работоспособности личного состава (освещенность, цвет, температурный режим, оборудование рабочего места оператора, устранение лишнего шума и т. п.). Установлено, в частности, что красный, оранжевый цвета возбуждающе действуют на эмоциональную сферу человека, повышают артериальное давление, усиливают мускульное напряжение, увеличивают частоту дыхания и пульс. Зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета, напротив, действуют успокаивающе [76, 91]. 2. Организация оптимального режима труда и отдыха в процессе несения службы. Например, в ходе боевого дежурства зачастую наблюдается очень слабая нагрузка на определенные группы мышц. Регулярная и длительная недогрузка мышц вызывает двигательное голодание — своеобразное заболевание, называемое гиподинамией. Это явление характерно, прежде всего, для представителей операторских специальностей и проявляется в вялости человека, апатии, нежелании двигаться, быстрой утомляемости, снижении физической силы и выносливости. Кроме того, длительное пребывание человека в закрытых помещениях, подземных сооружениях вызывает так называемую сенсорную депривацию (невозможность удовлетворения потребности в разнообразии красок, свете солнца, смене дня и ночи, запахе земли, деревьев и т. п.). В изоляции человек, лишаясь привычных раздражителей, ощущает сенсорный голод, действие которого проявляется в снижении работоспособности, ухудшении внимания, памяти, мышления, возник- 126 _________________ Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время новении иллюзий. Нейтрализация этих негативных явлений требует особого внимания со стороны командного звена и психолога. 3. Психологическое просвещение, направленное на разъяснение условий и особенностей несения боевого дежурства и караульной службы, влияния данных условий на психику человека, показ психологической природы трудностей деятельности и возможных ошибок. Важно разъяснять военнослужащим возможные способы профилактики усталости, не допускать ее хронических форм, закрепляющих «привычку усталости» на службе. Данное явление возникает даже при отсутствии реального утомления, становится своего рода профессиональным отягощением. Испытываемые каждый раз при заступлении на службу неприятные ощущения могут значительно опережать реальное утомление и становиться причиной не только ошибок, сбоев в осуществлении деятельности, но и профессиональных кризисов и заболеваний. 4. Обеспечение оптимальной системы взаимодействия военнослужащих при несении службы, подбор и расстановка по сменам и постам с учетом их психологической совместимости. 5. Проведение в период подготовки к несению службы групповых психологических тренингов. В состав их участников могут входить члены одного расчета, смены. Учебным материалом для тренинга являются возможные боевые ситуации. Задается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм решения задачи каждым специалистом в составе расчета. Моделирование боевых ситуаций призвано не только актуализировать профессиональные качества военнослужащих для действий в этих ситуациях, но и вызвать у них (за счет варьирования условий выполнения задачи) сходные с «боевыми» психические состояния. Создаваемые тем самым эмоционально насыщенные элементы будущей деятельности становятся критериальным средством преодоления возможных негативных психических состояний. 6. Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобилизации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методиками психической саморегуляции. У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное применение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния. Так, некоторые военнослужащие для поддержания бдительности в карауле на посту применяют своеобразную тактику передвижения по маршруту — через каждые четыре шага оглядываться поочередно через правое и левое плечо. Многие знают, что ходьба в темпе 140-150 шагов в минуту создает бодрое самочувствие и хорошее настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме по 10-12 шагов усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, элементы самомассажа головы, другие психофизиологические приемы активирующего самовоздействия. Психическая саморегуляция (ПС) — это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности. Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для военнослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические рас- Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы)... ______________ 127 стройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-со-судистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие рассогласования цир-кадианных ритмов организма, нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы в карауле. Способность к освоению приемов психической саморегуляции обусловливается особенностями нервно-психической сферы человека. Так, многочисленными исследованиями установлено, что физиологические процессы, протекающие в организме, опосредствованы психической энергией [57, 76, 118]. Задача человека — «направить» эту энергию, используя образно-эмоциональные конструкты, в нужном направлении. Поэтому освоить приемы ПС легче людям с «художественным» типом нервной системы, труднее — тем, у кого логический склад ума. Регулирующее влияние приемов психической саморегуляции осуществляется по типу «возбуждение (мобилизация) — успокоение (релаксация)». Назовем основные методы и приемы психической саморегуляции. 1. Аутогенная тренировка (AT) — система упражнений для достижения состояния аутогенного погружения, в котором открывается возможность влиять с, помощью образных представлений, подкрепляемых словесными внушениями, на вегетативную нервную систему и через нее — на функционирование внутренних органов. Лечебное действие AT связано с мышечным расслаблением за счет произвольного изменения тонуса мышц, использованием активной роли представлений, мыслительных образов и словесным самовнушением, выполняемыми в особом состоянии погружения, когда внушаемость повышена. Сеансы самовнушения можно проводить в любое время, 3-4 раза в день, используя для этого тихое помещение с неярким освещением. В целях предупреждения возможных негативных состояний, вызванных фактором неопределенности, новизны, внезапности, могут проводиться идеомоторные тренировки. Это эффективное средство профессиональной и психологической подготовки специалистов. Основой идеомоторных тренировок является «мысленное проигрывание» своих действий в разных ситуациях. Причем мысленный образ движений обязательно связан с мышечно-суставным чувством, т. е. с физическими движениями. Идеомоторное действие должно быть представлено настолько ясно, что военнослужащий будет невольно совершать движения. В качестве содержания для «проигрывания» своих действий берутся реальные типичные ситуации из специального банка психологических паспортов возможных боевых ситуаций, созданного ведущими специалистами рода войск, вида Вооруженных сил. Управляя воображением, караульный может мысленно представить возможное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий. Например: «А что если за углом нарушитель? — Значит, надо перед поворотом отойти на 2-3 метра от стены и сосредоточиться...» Это позволяет предупредить неблагоприятный исход и быть готовым к неожиданностям. 128 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время 2. Мобилизующее и успокаивающее дыхание. В арсенале противострессовых Успокаивающий тип дыхания (брюшное дыхание с относительно коротким вдохом и длинным выдохом с последующей задержкой) используется для нейтрализации избыточного возбуждения после конфликтных, стрессовых ситуаций, снятия нервно-психического напряжения и восстановления психического равновесия. Мобилизующий тип дыхания (ключичное дыхание с вдохом средней величины, некоторой задержкой дыхания и резким выдохом) помогает преодолеть сонливость, вялость, утомление, связанные с монотонной работой, и мобилизует внимание. Такой тип дыхания положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, пищеварительные органы, тканевый обмен, повышает функциональные возможности организма, определяя его общий тонус и бодрое состояние. 3. Регуляция мышечного тонуса (релаксация). Релаксация (от лат. relaxatio — Каждая негативная эмоция имеет свое «представительство» в мышцах, составляющих до 40% от массы тела. При нервно-эмоциональном возбуждении головной мозг посылает на периферию повышенный поток информации в виде нервных импульсов, создавая перенапряжение мышц и вызывая возникновение мышечных зажимов. Чем напряженнее мышцы, тем больше проприоцептивной импульсации поступает обратно в головной мозг, создавая, в свою очередь, в нем очаги повышенной возбудимости. Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психического возбуждения. Овладение саморасслаблением базируется на сопоставлении ощущений, т. е. когда мышца находится в напряженном состоянии и в расслабленном. Каждое упражнение состоит из двух фаз — напряжения (после глубокого вдоха) и резкого расслабления (после выдоха). Задача заключается в осознании и запоминании состояния расслабленной мышцы, которое в дальнейшем легко вызывается. Снижать мышечный тонус можно посредством самовнушения (софрология) — особым образом построенных словесных формул, а также посредством самомассажа и воздействия па биологически активные точки. Практика самомассажа базируется на том, что некоторые участки кожи отличаются большой активностью, высоким уровнем обменных процессов и особым биоэлектрическим режимом. Поэтому воздействие на них позволяет стабилизировать центральную нервную систему. Самая большая концентрация биологически активных точек находится на коже ушей, внешней и внутренней поверхностях кистей рук, подошвах ног, лице, шее и под волосами головы. Поэтому в интересах гармонизации деятельности всех жизненно важных органов и приобретения «щита» от стресса рекомендуется по нескольку раз в день производить легкий массаж данных участков (перед этим обя- Глава 5. Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы).,, _______________ 129 зательно умыться холодной водой и помыть руки). Самомассаж проводят подушечками пальцев спиралеобразными надавливающими движениями, последовательно переходя от мышц лба, щек, скул, затылка, шеи к плечам, предплечьям, кистям рук и т. д. 4. На базе релаксационных упражнений в условиях несения боевого дежурства, Первая группа вопросов касается самоконтроля мышечного тонуса. Например: «Не скован ли я? Где мышечные зажимы? Не сильно ли сжимаю оружие?» Обнаружив скованность, человек принимает меры по релаксации соответствующих мышц. Вторая группа вопросов относится к контролю мимики и пантомимики: «Не сжал ли челюсти? Не втянул ли голову в плечи? Естественна ли поза?» После этого осуществляется соответствующее самовоздействие. Третья группа вопросов касается контроля ритма дыхания и частоты сердечных сокращений: «Нет ли прерывистого, учащенного, поверхностного дыхания? Не колотится ли сердце?» После этого рекомендуется сделать два-три глубоких вдоха с продолжительным выдохом и перейти на ритмичное брюшное дыхание. 5. Надо сказать еще об одном приеме — пред- и послесонном самовнушении. Осо Таковы некоторые методы психологической работы, позволяющие оптимизировать психологические характеристики военнослужащих, обеспечивающие их высокую психологическую готовность к выполнению различных задач воинской деятельности и поддерживающие их психологическое здоровье. Вопросы для самоконтроля 1. Какие психологические трудности вызывает у военнослужащих выполнение задач боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы? 2. Каковы критерии психологической готовности военнослужащих к выполнению задач воинской службы? 130 _________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время 3. Из каких действий складывается работа по психологическому обеспечению выполнения задач караульной службы, боевого дежурства? 4. Каковы возможности методик саморегуляции психических состояний по обеспечению психологической готовности военнослужащих? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. — М., 1981. 2. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. - М, 1998. 3. Дьяченко М. И., КандыбовичЛ. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979. 4. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983. 5. Кузнецов Л. Н. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства (на примере офицера наведения войск ПВО): Дис... канд. психол. наук. — М., 1989. 6. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в учебной деятельности. — М., 1981. 7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964. 8. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. — М., 1998. 9. Психические состояния: Хрестоматия. — СПб., 2000.
10. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996. 11. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Федеико. — М., 1990. 12. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000. Date: 2015-09-23; view: 870; Нарушение авторских прав |