Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доказательства бытия Бога — обоснова­ния истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией





ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА — обоснова­ния истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классичес­ким (базовым для апологетической теологии) Д.Б.Б. от­носятся: онтологическое (Бог как воплощение всех воз­можных совершенств немыслим в качестве легитимно­го бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое (наличие мира тре­бует наличия своей причины). Философская критика религии конституирует себя именно как критический логико-философский анализ Д.Б.Б. Так, например, Д.Б.Б. были подвергнуты критике со стороны Канта в заключительной части изложения трансцендентальной диалектики ("Критика чистого разума"). Согласно Кан-

ту, в рамках предшествующей метафизики наряду с ра­циональной психологией и космологией определенное место занимала и т.н. рациональная теология, которая из понятия разума о Боге пыталась построить доказа­тельства его существования. Кант считает, что душа, мир как целое и Бог — это "вещи в себе", объекты умо­постигаемого мира, которые в принципе недоступны теоретическому познанию и какому-либо рациональ­ному доказательству, поэтому и науки о них не являют­ся действительными теоретическими науками, способ­ными дать достоверные знания о мыслимых здесь объ­ектах. Заключительный раздел трансцендентальной диалектики Канта — "Критика рациональной теоло­гии" — и посвящен анализу идеи о Боге, которая, по Канту, является только умопостигаемой идеей, которая хотя и положена разумом в основу всех вещей и их полного определения, не является чем-то объектив­ным, составляющим вещь. Понятие Бога может пред­ставляться поэтому только как идеал, измышленный самим чистым разумом, и не более. Как только мы пы­таемся придать ему вид реального объекта, он делает­ся предметом рациональной теологии, пытавшейся до­казать бытие Бога. Кантовская критика рациональной теологии и посвящена исследованию главных доказа­тельств этого бытия — онтологического, космологиче­ского и телеологического. Онтологическое доказатель­ство исходит из понятия о Боге как существе, которому присущи все совершенства, включая и реальность, т.е. бытие и существование. Кант считал, что вывод о су­ществовании не может вытекать из каких бы то ни бы­ло понятий самих по себе, а целиком принадлежит к единству опыта и нуждается в чувственно-эмпиричес­ком базисе. Космологическое доказательство Кант сво­дит к трем основным тезисам: 1) если нечто существу­ет, то должна существовать и безусловно необходимая сущность; 2) т.к. эмпирическими фактами является су­ществование меня и воспринимаемого мною мира, то необходимая сущность существует; 3) она может быть определена только понятием всереальнейшей сущнос­ти а, значит, высшая сущность существует необходимо. Кант показывает, что т.о. космологическое доказатель­ство фактически сводится к онтологическому. Телеоло­гическое доказательство, основанное на представле­нии о целесообразном устройстве мира, можно пред­ставить, по Канту, следующим образом: 1) в мире гос­подствует порядок, установленный в соответствии с определенной целью и величайшей мудростью; 2) по­рядок этот принадлежит вещам лишь случайным обра­зом, и природа вещей не могла бы сама по себе естест­венным образом согласовываться с определенными ко­нечными целями; 3) значит, существует высшая причи­на мира — мыслящее существо. Кант сводит это дока-

зательство к космологическому, т.к. здесь речь идет о случайности мира, а последнее рассматривается им как частный случай уже рассмотренного онтологического доказательства.

Т. Г. Румянцева







Date: 2015-09-23; view: 288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию