Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие государственные расходы в ряде стран, в % ВВП





Страна 1870 г. 1920 г. 1960 г. 1980 г. 1996 г.
Германия          
Швеция          
США          
Япония          

Бирюкова В., Кузнецов Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике// МЭиМО. – 2002. – № 3. – С.15.

Социальная политика является главным направлением государственного регулирования в большинстве стран Западной Европы, хотя между ними и есть существенные различия. Например, если в Швеции делается ставка на государственные социальные гарантии и социальные пособия, то в Германии правительство стимулирует социализацию прежде всего на внутрифирменном уровне (приобретение рабочими акций своих фирм, участие в управлении ими).

Американское государство использует преимущественно законодательные и кредитно-финансовые приемы регулирования. Антитрестовское законодательство давно признано хрестоматийным образцом для подражания. Менее известно, что в США существует, например, жесткое экологическое законодательство, которое серьезно ограничивает частнособственническую инициативу. Другой высокоэффективный рычаг - это Федеральная резервная система (ФРС), в которую входят 12 региональных банков, коллективно выполняющих функции Центрального банка. Главным объектом заботы американского правительства традиционно является скорее предприниматель, чем наемный работник. В его деятельности наиболее сильна приверженность неоклассическим рекомендациям.

Своеобразно построено государственное регулирование в Японии. С одной стороны, чисто количественные параметры государственного участия в экономике здесь относительно низки; с другой стороны, исследователи часто пишут о всесилии государственного регулирования в японской экономике. Парадокс объясняется ²просто²: специфика государственного регулирования в Японии не в количестве, а в качестве. "Бюрократическая элита не царствует и не правит, но вынашивает замыслы, дискутирует, убеждает, поддерживает... - пишет американский экономист Э. Воуджел. - Их талант заключается в том, чтобы, не становясь самим управляющими, создать условия для сильных частных игроков". Немногочисленные государственные чиновники Страны восходящего солнца эффективно посредничают в трудовых конфликтах, стимулируют внешнеэкономическую экспансию (через таможенные тарифы, налоговые льготы и даже прямые государственные субсидии), а самое главное, осуществляют перспективное индикативное планирование.

С 1950-х годов общегосударственное планирование в Японии успешно выполняло мобилизующую роль, и этот опыт уже в 1960-е годы стал объектом для подражания в Южной Корее. Видимо, японская модель "корпоративного коммунизма" является своего рода "золотой серединой" между западноевропейскими вариантами социального рыночного хозяйства и американским "государством всеобщего благосостояния".

Методы распределения и перераспределения ресурсов государством: связанный и несвязанный «пол» и «потолок» цены; специальные налоги и субсидии, таможенные пошлины и квоты, нормы и нормативы. Издержки и выгоды перелива. Внешние эффекты (экстерналии). Общественные блага: основные признаки. Роль государства в обеспечении их производства. Квазиобщественные блага.

Рассмотрим подробнее функцию перераспределения ресурсов. Государство ²подправляет² рыночную систему, перераспределяя ресурсы, тем самым реализуя общественный интерес в ущерб некоторым частным интересам. Государство корректирует так называемые ²издержки перелива², стимулирует ²выгоды перелива² и финансирует производство общественных благ.

Издержки ² перелива ²или отрицательные экстерналии – это внешние эффекты, которые затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Например, химический комбинат, осуществляющий выбросы в атмосферу, наносит вред здоровью людей – третьим лицам, не участвующим в производстве, купле-продаже продукции комбината.

Государство может сократить издержки ²перелива², связанные с экологическим ущербом, следующими путями:

- Законодательно ввести предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды.

- Продавать фирмам права на загрязнение исходя из установленных государством норм.

- Установить специальный налог на загрязнение. Налоги, как известно, повышают средние издержки (издержки на единицу продукции) и могут побудить производителя ввести очистные системы или сократить производство товара.


Налоги как неценовой фактор уменьшают предложение. В результате (рис. 4-2) происходит сдвиг кривой предложения от So к S2, сокращается равновесный объем производства с QEo к QE2, при этом новая равновесная цена PE2 выше, чем PEo.

Q
P
D0
QЕ2
 
S2
S0
Е
QЕ0
PЕ0
PЕ2
Q
P
D0
QЕ0
 
S0
S1
Е
QЕ1
PЕ1
PЕ0

Рис. 4-2. Издержки перелива Рис. 4-3. Выгоды перелива

Начиная с 60-х годов XX в., многие транснациональные корпорации, стремясь сократить свои издержки, возникшие в связи с введением в этих странах жестких природоохранных законов, выводят грязные производства в развивающиеся страны, которые имеют более ²мягкое² экологическое законодательство и/или недостаточно эффективный механизм его применения.

Выгоды ² перелива ²или положительные экстерналии – это внешние эффекты, которые могут приносить выгоды третьим лицам, не участвующим в сделке. Такие эффекты возникают, например, при росте доступности образовательных услуг. Государство обеспечивает реализацию выгод ²перелива², стимулируя приток ресурсов в отдельные отрасли, в развитии которых оно заинтересовано, используя следующие методы:

- Предоставление субсидий производителям, социальных выплат и льгот домохозяйствам. Например, производители, получая субсидии на производство школьных учебников, сокращают средние издержки и могут продавать школьные учебники по более низким ценам и производить их больше. Выигрывают от этого семьи, в которых есть школьники.

- Финансирование отрасли или приобретение ее в государственную собственность.

Предоставление субсидий увеличивает предложение. В результате (рис. 4-3) кривая предложения смещается от So к S1, снижается равновесная цена от PЕ0 до PЕ1 и растет равновесный объем производства от QЕ0 к QЕ1.

Стимулируя выгоды ²перелива², государство финансирует также производство общественных и квазиобщественных благ.

Таблица 4-3







Date: 2015-09-23; view: 400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию