Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие государственные расходы в ряде стран, в % ВВП
Бирюкова В., Кузнецов Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике// МЭиМО. – 2002. – № 3. – С.15. Социальная политика является главным направлением государственного регулирования в большинстве стран Западной Европы, хотя между ними и есть существенные различия. Например, если в Швеции делается ставка на государственные социальные гарантии и социальные пособия, то в Германии правительство стимулирует социализацию прежде всего на внутрифирменном уровне (приобретение рабочими акций своих фирм, участие в управлении ими). Американское государство использует преимущественно законодательные и кредитно-финансовые приемы регулирования. Антитрестовское законодательство давно признано хрестоматийным образцом для подражания. Менее известно, что в США существует, например, жесткое экологическое законодательство, которое серьезно ограничивает частнособственническую инициативу. Другой высокоэффективный рычаг - это Федеральная резервная система (ФРС), в которую входят 12 региональных банков, коллективно выполняющих функции Центрального банка. Главным объектом заботы американского правительства традиционно является скорее предприниматель, чем наемный работник. В его деятельности наиболее сильна приверженность неоклассическим рекомендациям. Своеобразно построено государственное регулирование в Японии. С одной стороны, чисто количественные параметры государственного участия в экономике здесь относительно низки; с другой стороны, исследователи часто пишут о всесилии государственного регулирования в японской экономике. Парадокс объясняется ²просто²: специфика государственного регулирования в Японии не в количестве, а в качестве. "Бюрократическая элита не царствует и не правит, но вынашивает замыслы, дискутирует, убеждает, поддерживает... - пишет американский экономист Э. Воуджел. - Их талант заключается в том, чтобы, не становясь самим управляющими, создать условия для сильных частных игроков". Немногочисленные государственные чиновники Страны восходящего солнца эффективно посредничают в трудовых конфликтах, стимулируют внешнеэкономическую экспансию (через таможенные тарифы, налоговые льготы и даже прямые государственные субсидии), а самое главное, осуществляют перспективное индикативное планирование. С 1950-х годов общегосударственное планирование в Японии успешно выполняло мобилизующую роль, и этот опыт уже в 1960-е годы стал объектом для подражания в Южной Корее. Видимо, японская модель "корпоративного коммунизма" является своего рода "золотой серединой" между западноевропейскими вариантами социального рыночного хозяйства и американским "государством всеобщего благосостояния". Методы распределения и перераспределения ресурсов государством: связанный и несвязанный «пол» и «потолок» цены; специальные налоги и субсидии, таможенные пошлины и квоты, нормы и нормативы. Издержки и выгоды перелива. Внешние эффекты (экстерналии). Общественные блага: основные признаки. Роль государства в обеспечении их производства. Квазиобщественные блага. Рассмотрим подробнее функцию перераспределения ресурсов. Государство ²подправляет² рыночную систему, перераспределяя ресурсы, тем самым реализуя общественный интерес в ущерб некоторым частным интересам. Государство корректирует так называемые ²издержки перелива², стимулирует ²выгоды перелива² и финансирует производство общественных благ. Издержки ² перелива ²или отрицательные экстерналии – это внешние эффекты, которые затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Например, химический комбинат, осуществляющий выбросы в атмосферу, наносит вред здоровью людей – третьим лицам, не участвующим в производстве, купле-продаже продукции комбината. Государство может сократить издержки ²перелива², связанные с экологическим ущербом, следующими путями: - Законодательно ввести предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды. - Продавать фирмам права на загрязнение исходя из установленных государством норм. - Установить специальный налог на загрязнение. Налоги, как известно, повышают средние издержки (издержки на единицу продукции) и могут побудить производителя ввести очистные системы или сократить производство товара. Налоги как неценовой фактор уменьшают предложение. В результате (рис. 4-2) происходит сдвиг кривой предложения от So к S2, сокращается равновесный объем производства с QEo к QE2, при этом новая равновесная цена PE2 выше, чем PEo.
Рис. 4-2. Издержки перелива Рис. 4-3. Выгоды перелива Начиная с 60-х годов XX в., многие транснациональные корпорации, стремясь сократить свои издержки, возникшие в связи с введением в этих странах жестких природоохранных законов, выводят грязные производства в развивающиеся страны, которые имеют более ²мягкое² экологическое законодательство и/или недостаточно эффективный механизм его применения. Выгоды ² перелива ²или положительные экстерналии – это внешние эффекты, которые могут приносить выгоды третьим лицам, не участвующим в сделке. Такие эффекты возникают, например, при росте доступности образовательных услуг. Государство обеспечивает реализацию выгод ²перелива², стимулируя приток ресурсов в отдельные отрасли, в развитии которых оно заинтересовано, используя следующие методы: - Предоставление субсидий производителям, социальных выплат и льгот домохозяйствам. Например, производители, получая субсидии на производство школьных учебников, сокращают средние издержки и могут продавать школьные учебники по более низким ценам и производить их больше. Выигрывают от этого семьи, в которых есть школьники. - Финансирование отрасли или приобретение ее в государственную собственность. Предоставление субсидий увеличивает предложение. В результате (рис. 4-3) кривая предложения смещается от So к S1, снижается равновесная цена от PЕ0 до PЕ1 и растет равновесный объем производства от QЕ0 к QЕ1. Стимулируя выгоды ²перелива², государство финансирует также производство общественных и квазиобщественных благ. Таблица 4-3 Date: 2015-09-23; view: 400; Нарушение авторских прав |