Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика выборки и анализ результатов





 

В исследовании самооценки старших подростков приняли участие ученики 9-го класса, МОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея Челябинской области, в количестве 12 человек. Подавляющее большинство людей воспитываются в полных семьях. По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры. По итогам успеваемости за прошлый учебный год в классе 4 отличника: Бочкарёва Евгения, Кухаренко Евгения, Селянина Татьяна, Хасанова Анастасия; 8 учеников успевают на «4» и «5», неуспевающих – нет. В коллективе сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Ребята учатся вместе с первого класса. Активны на уроках, любознательны. Любят заниматься спортом. Награждены дипломами за 1 место в соревнованиях «Веселые старты», «Футбол», «пионербол», «Легкая атлетика». ½ класса занимается в спортивных секциях. Есть ученики, которые так и не приняли правил поведения в коллективе, часто нарушают их сознательно. Эти дети с трудом воздерживаются от плохих поступков, часто не признают своих ошибок, не могут зачастую объяснить своего неадекватного поведения. Этим ученикам уделяется большое внимание на классных часах, уроках, во внеурочное время, в индивидуальных беседах.

Результаты диагностики по методике исследования самооценки личности С.А. Будасси представлены на рисунке 1 и в таблице 1 Приложения 2.

Рис. 1 Результаты исследования самооценки личности у старших подростков по методике С.А.Будасси.

При анализе уровня самооценки старших подростков, было выявлено преобладание низкого уровня самооценки - 30%, очень высо­кий, высокий и очень низкий составлял по 20%, а средний уровень самооценки - 10 %.

Очень высокая самооценка подростка – 20% (2 человека) характеризуется возникновением неправильного представления о себе, идеализированного образа своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.

Высокая самооценка подростка – 20% (2 человека) характеризуется высокой оценкой подростков своих качеств, возможностей и достоинств, уверенностью, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. Можно сказать, что высокая самооценка - это высокое самоуважение плюс вера в себя.

Низкая самооценка подростка – 30% (3 человека) характеризуется низкой внутренней оценкой подростков своих качеств, возможностей и достоинств. В первую очередь - это то, что человек сам о себе думает, во вторую - как он себя ведет и на что решается.

Очень низкая самооценка – 20 % (2 человека) обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть. Преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны - нерешительность, боязливость, застенчивость.

Средняя самооценка – 10 % (1 человек) характеризуется знанием себя, правильным отношением к другим.

Таким образом, при проведении методики исследования самооценки личности С.А. Будасси у 30 % старших подростков (3 человек) был выявлен низкий уровень самооценки.

 

По методике К.П. Кузнецова. «Самооценка» были получены результаты, которые представлены на рисунке 2 и в таблице 2 Приложения 2.

Рис. 2 Результаты исследования уровня самооценки у старших подростков по методике К.П. Кузнецова «Самооценка».

При исследовании уровня самооценки старших подростков, мы наблюдаем преобладание заниженной самооценки (50%), завышенная самооценка-30%, а верная составляла всего 20%.

Завышенная самооценка подростка – 30 % (3 человека) характеризуется переоценкой своих данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежением мнения других.

Верная (адекватная) самооценка – 20% (2 человека) характеризуется знанием себя, правильным отношением к другим.

Заниженная самооценка подростка – 50% (6 человек) характеризуется недооценкой своих возможностей, неуверенностью, человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Таким образом, по результатам исследования уровня самооценки старших подростков по методике К.П. Кузнецова «Самооценка» была выявлена заниженная самооценка у 50 % (6 человек).

По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн были получены результаты, которые представлены на рисунке 3 и в таблице 3 Приложения 2.

 

Рис.3. Результаты исследования самооценки у старших подростков по методике Дембо-Рубинштейн.

Низкий уровень самооценки – 40% (4 человека) характеризуется возникновением социальных фобий (боязнь людей, боязнь публичных выступлений).

Высокий и очень высокий уровни самооценки составили составили – 30% (3 человека) характеризуются уверенностью и решительностью своих действий.

Средний уровень самооценки – 10% (1 человек) характеризуется гибкостью в достижении поставленных целей, трезвым отношением к успеху и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен, общителен, необидчив и оптимистичен.

При проведении исследования, мы выявили преобладание низкого уровня самооценки – 40% (4 человека), средний уровень самооценки – 10% (1 человек), высокий уровень – 30 % (3 человека), очень высокий уровень самооценки – 30% (3 человека).

По трём методикам исследования самооценки были получены результаты, которые представлены на рисунке 4 и в таблице 4 Приложения 2.

Рис.4. Обобщённые результаты исследования самооценки старших подростков по трём методикам.

Средняя самооценка – 10 % (2 человека) характеризуется гибкостью в достижении поставленных целей, трезвым отношением к успеху и неудачам, одобрению и неодобрению. Таким людям легче жить на свете, они более энергичны, активны, общительны, необидчивы и оптимистичны.

Низкая самооценка преобладает у большинства подростков в классе – 80 % (8 человек) характеризуется возникновением социальных фобий (боязнь людей, боязнь публичных выступлений).

Высокая самооценка наблюдается у 10 % (2 человека) характеризуется переоценкой своих данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежением мнения других.

Таким образом, по результатам исследования уровня самооценки у старших подростков, наблюдается преобладание низкого уровня самооценки - 80 % (8 человек). У некоторых исследуемых есть тенденция к повышению уровня самооценки.

Гипотеза исследования доказана.

 

 

Выводы по второй главе

 

Исследование самооценки старших подростков проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.

В работе был использован комплекс методов: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам: методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, тест Кузнецова К.П. «Самооценка», методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн).

Исследование проводилось в городе Верхний Уфалей школе №1, участие приняли 12 человек. При проведении методики исследования самооценки личности С.А. Будасси у старших подростков был выявлен низкий уровень самооценки у 30% исследуемых (3 человека), также мы наблюдаем преобладание очень высокой, высокой, очень низкой самооценки подростков – 20% (2 человека), средняя самооценка составила 10 % (1 человек).

По результатам исследования уровня самооценки у старших подростков по методике К.П. Кузнецова «Самооценка» преобладает заниженная самооценка у 50% исследуемых (6 человек). Завышенная самооценка подростка составила 30 % (3 человека), верная (адекватная) самооценка наблюдается у 20% исследуемых (2 человека).

По результатам исследования самооценки личности по методике Дембо - Рубинштейн у старших подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки у 40% (4 человека). Высокий и очень высокий уровни самооценки составили – 30% (3 человека), средний уровень самооценки составил 10% (1 человек).

По результатам исследования самооценки старших подростков по трём методикам был выявлен низкий уровень самооценки – 80 % (8 человек). Средняя и высокая самооценка составила по 10 % (4 человека).

Гипотеза исследования подтвердилась.

Заключение

Понятием «самооценка» называют сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Главные функции, выполняемые самооценкой:
регуляторная – на основе которой происходит решение задач личностного выбора, защитная – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценку изучали такие учёные, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Савонько, Д.Б. Эльконин.

Самооценка старшего подростка представляет собой центральное образование личности. Самооценка старшего подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка старшего подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения.

Исследование самооценки старших подростков проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.

В работе был использован комплекс методов: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам: методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, тест Кузнецова К.П. «Самооценка», методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн).

Исследование проводилось в городе Верхний Уфалей школе №1, участие приняли 12 человек 9 класса.

При проведении методики исследования самооценки личности С.А. Будасси у старших подростков был выявлен низкий уровень самооценки у 30% исследуемых (3 человека), также мы наблюдаем преобладание очень высокой, высокой, очень низкой самооценки подростков – 20% (2 человека), средняя самооценка составила 10 % (1 человек).

По результатам исследования уровня самооценки у старших подростков по методике К.П. Кузнецова «Самооценка» преобладает заниженная самооценка у 50% исследуемых (6 человек). Завышенная самооценка подростка составила 30 % (3 человека), верная (адекватная) самооценка наблюдается у 20% исследуемых (2 человека).

По результатам исследования самооценки личности по методике Дембо - Рубинштейн у старших подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки у 40% (4 человека). Высокий и очень высокий уровни самооценки составили – 30% (3 человека), средний уровень самооценки составил 10% (1 человек).

По результатам исследования самооценки старших подростков по трём методикам был выявлен низкий уровень самооценки – 80 % (8 человек). Средняя и высокая самооценка составила по 10 % (4 человека).

Гипотеза исследования подтвердилась.

 

Список используемой литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2000. – 195с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности в подростковом возрасте. – М.: Просвещение, 2005. –142с.

3. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал - 2002. - № 4. – С. 33 – 38.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 2004. – 374с.

5. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2009. – 288с.

6. Дарвиш.О.Б. Возрастная психология
Издательство: Владос-Пресс 2005. – 264с.

7. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. псих. - 2009, - № 1. - С. 21 - 26.

8. Захарова Что такое самооценка. Журнал. Семья и школа, №8, 2000. - С. 33 – 38.

9. Зинченко В.П. Большой психологический словарь, Спб.: "Прайм-Еврознак"; 2006. – С. 34 - 38.

10. Казакина М.Г. Самооценка личности подростка и условия ее формирования. Л., 2001. – 164с.

11. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 234с.

12. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение подростков. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 234с.

13. Липкина А.И. Самооценка подростка. – М.: Знание, 2006. – 264с.

14. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 176с.

15. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. —Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — С.112 – 146.

16. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков// Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., 2002. - 146с.

17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004. -573с.

18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2002. – 179с.

19. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна/Перев. с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).

20. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001 – 344с.

21. Рем Шмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир 2004 – 398с.

22. Рогов Е.И. Самооценка и ее влияние на межличностные отношения в подростковом возрасте/ Под ред. М.В. Смирновой. – М.: ЭСТ, 2000. – 300с.

23. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 2000. – 560 с.

24. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно – практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. -385с.

25. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.

26. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Харвест Минск, 2000. – 300 с.

27. Соколова Е.А. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высшая школа, 2000 – 345с.

28. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2008. – 114с.

29. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 2005. – 232с.

30. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 2006. -476с.

31. Ярцен Д.В. Особенности формирования самооценки подростков // Прикладная психология, - 2009. - № 4, - 363с.

 

Приложение

 

Приложение №1

 

Date: 2015-09-23; view: 1208; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию