Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и развитие самооценки старших подростков





Старший подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности [13, С.135].

Изменение социальной ситуации развития делает подростковый возраст переходным, трудным, критическим. Ведь, чем ближе подросток подходит к юношеству, тем интенсивнее прогрессирует его желание стать независимым, оградиться от родителей. С. Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития, указал на противоречивость поведения подростка (интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в сомнения и неуверенность). Кризисные, негативные явления данного периода жизни С. Холл связал с переходностью, промежуточностью данного возраста в онтогенезе [22, С. 35].

Старший подростковый возраст (15 – 16 лет) – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления [16, С. 114].

В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь [13, С. 406].

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности.

Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение старшего подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой [15, С.152].

Человек – существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Старший подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. Развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В старшем подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди сверстников, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.

Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у старших подростков. Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого [7, С. 54].

Но очень важно уметь этим процессом управлять, то есть иметь развитые способности к самоуправлению в общении. Принимая во внимание неустойчивость самооценки в подростковом возрасте, перед нами встала проблема: а каковы способности к самоуправлению в общении у старших подростков с разным уровнем самооценки.

Самооценка старшего подростка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь старшим подростковым возрастом [6, С. 24].

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

В процессе развития самосознания центр внимания старших подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

Самооценка старшего подростка, как отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в старшем подростковом возрасте. Это объясняется тем, что старшие подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [17, С. 32].

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих [6, С. 22].

Заниженная самооценка старшего подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.

Российские психологи представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация старшего подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость [9, С. 176].

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки
старших подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции.

Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшие подростки при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.

Суждения старших подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки старших подростков преобладают основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться [8, С. 64].

Таким образом, самооценка старшего подростка представляет собой центральное образование личности. Самооценка старшего подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка старшего подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения.

 

 

Выводы по первой главе

 

Понятием «самооценка» называют сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Главные функции, выполняемые самооценкой:
регуляторная – на основе которой происходит решение задач личностного выбора, защитная – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценку изучали такие учёные, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Савонько, Д.Б. Эльконин.

Самооценка старшего подростка представляет собой центральное образование личности. Самооценка старшего подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка старшего подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения.

 

Date: 2015-09-23; view: 2663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию