Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дебюрократизация экономики
Административные барьеры являются инструментом, с помощью которого реализуется институциональная коррупция, таким образом, устранение административных барьеров способствует ликвидации условий для роста коррупции. Следовательно, необходима замена «барьерного» регулирования экономики, основанного на принципе «заплатил за прохождение барьера — веди себя как хочешь», регулированием, принципиально отличающимся. Речь идет не об отказе от контроля, а о принципиальных изменениях в механизме его осуществления. Такие изменения получили название «дебюрократизация» и в экономической литературе используется следующее определение: «Дебюрократизация — реформирование системы государственного регулирования посредством корректировки нормативно-правовой базы, изменяющей охват, акценты, формы государственного регулирования»1. В данном контексте следует рассмотреть термин «дерегулирование», поскольку часто ошибочно «дебюрократизация» и «урегулирование» употребляются как синонимы. «Дерегулирование — уменьшение масштабов вмешательства государства в хозяйственные процессы»1. Как следует из приведенных выше определений различия между этими терминами заключаются как в широте охвата сфер деятельности государства (дерегулирование — более широкое понятие), так и в качественном отличии предполагаемых мер (дебюрократизация направлена на создание качественно новой системы государственного регулирования). В рамках экономической системы основным негативным результатом функционирования административных барьеров является создание и поддержание неравных условий конкуренции для различных групп экономических субъектов, что препятствует достижению долгосрочного экономического роста. Следовательно, дебюрократизация экономики должна являться одним из приоритетных направлений экономической политики. В 2001-2003 гг. в России принят ряд документов3, в которых рассматриваются вопросы дебюрократизации, упорядочения регулирующих функций государства, сокращения административного вмешательства в предпринимательскую деятельность. 1.Обзор экономической политики в России за 2001 год / С.Б. Авдашева, A.3. Астапович, С.Б. Баткибеков и др. Бюро эконом, анализа. — М.: ТЕИС. 2002. - С. 269. 2.Там же. — С. 270. 3См., например, Распоряжение Правительства РФ «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» №910-р от 10 июля 2001 года. Реализация этих принципов предполагает не разовые меры, а проведение долгосрочной политики правительства, направленной на установление единых законодательных норм, которые исключат возможность нарушения целостного экономико-правового пространства. Суть данной политики заключается в следующем: - разработка механизма упорядочения контрольно-разрешительной деятельности, основной целью которого является приведение в соответствие функций контролирующих органов задачам экономической политики; - разработка комплексного организационно-правового механизма упорядочения государственного контроля за предпринимательской деятельностью, включая подготовку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих порядок его осуществления, с целью приведения в соответствие закрепленных в нормативных документах полномочий контролирующих органов тем функциям, которые на них возлагаются; - изучение и обобщение опыта разрешения споров представителей частного сектора и контрольно-проверяющих органов с целью устранения противоречивости существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок проведения проверок, а также наложения санкций в случае выявленного нарушения; - устранение нечеткости, неполноты формализованных процедур проверочной деятельности; - полнота информированности экономических субъектов, являющихся объектами контроля, о содержании существующих процедур1. Государственные органы должны осуществлять контроль за бизнесом, но в жестких рамках четко прописанных процедур. В конечном итоге контроль должен быть ориентирован только на защиту прав и законных интересов потребителей. В случае успешной реализации меры по дебюрократизации должны привести к снижению общего административного бремени, барьеров для выхода на рынки, издержек легальной деятельности, а также созданию равных условий конкуренции на товарных рынках в рамках правового поля. 1.Обзор экономической политики в России за 2001 год / С. Б. Авдашева, А. 3. Астапович, С. Б. Баткибеков и др.; Бюро эконом, анализа. — М.: ТЕИС, 2002. - С. 273—274. Следует отметить, что речь не идет о ликвидации всех барьеров. Данная реформа касается устранения только тех барьеров, которые не способствуют развитию экономической деятельности и созданы в интересах отдельных влиятельных лиц или групп лиц с целью получения бюрократической ренты. Конечно, система формальных «правил игры», создаваемая государством, в принципе не может в полном объеме регулироватъ все без исключения типы отношений. В результате образуются «дыры», создающие в правовом законодательстве условия для рентоориентированного поведения. Для восполнения возникающих проблем могут быть использованы организации саморегулирования, которые позволят решить ряд важных задач по обеспечению контроля качества товаров и услуг, а также по разрешению хозяйственных споров. В частности, в качестве основных функций организаций саморегулирования выделяются: - разработка системы правил и стандартов деловой практики (профессиональной деятельности) для членов организации саморегулирования; - осуществление мониторинга за выполнением стандартов: - разработка и применение системы санкций за нарушение правил, а также механизма ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам; - разработка собственной процедуры внесудебного разрешения споров как между членами ассоциации, так и с аутсайдерами1. 1.Крючкова П.В. Саморегулирование: сравнительные преимущества, формы и условия развития // Три исследования по конкурентной политике. — М.: ТЕИС, 2002. Е^ВД Учебно-методические материалы Темы докладов 1.Административные барьеры и экономический рост. 2.Рентоориентированное поведение государственных чиновников и издержки эксплуатации экономической системы. 3.Воспроизводство административного барьера и методы борьбы с ним. 4.Основные элементы антипроекта, направленные на ликвидацию административного барьера (на примере конкретной ситуации). 5.Анализ правового документа на предмет возможности извлечения бюрократической ренты. Рекомендуемая литература 1.Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. — 2001. — Ms 5. 2.http://www.inp.ni Ситуация для анализа 1. Издержки соблюдения закона на примере отдельных операций в России и Германии Автором был проведен ряд эмпирических исследований по проблеме «цены законности». На основе опроса предпринимателей, проведенного в 1997-1998 гг., было проведено сравнение затрат и времени на оформление документов по регистрации автомобиля (постановка или снятие с учета) в Германии и России. Так, процедура оформления документов в Гамбурге занимала в среднем 30—40 минут, в Москве — 5-6 часов, в Люберцах (Московская обл.) — 7—8 часов. Потери времени в Москве были больше, чем в Гамбурге, примерно в 10 раз. Стоимость оформления услуг в Германии в среднем равнялась 350 немецким маркам, а в России — 150—200 рублям плюс 500 рублей чиновнику (для I ускорения процедуры до 1-2-х часов). Для того чтобы оформить документы в Москве, нужно было отстоять большую очередь, как правило, в одно «окно». В Гамбурге таких «окон» (в отличие от России там не «окно», а комнатка) было от 10 до 14, в зависимости от того, сколько чиновников работало на данный момент. В коридоре на стене висело табло, на котором каждые 20-30 секунд загорался номер комнаты и номер очередного клиента (номер выдавался в кассе при оплате квитанций на оформление). Таким образом, каждые 20-30 секунд происходило оформление одной машины; в Москве в одном «окне» - каждые 20-30 минут. В Люберцах, а также других небольших городах этот интервал больше. Основная причина такой разницы во времени, затраченном на оформление документов, — отсутствие конкуренции среди чиновников в России. В условиях, когда отдельный чиновник является монополистом той или другой услуги, он заинтересован в дальнейшем усложнении и замедлении процедуры оформления документов, создании условий для получения бюрократической ренты. Если учесть уровень оплаты чиновников в России и Германии, то стимулы российских чиновников в получении бюрократической ренты значительно сильнее. В небольших городах монополия усиливается, поскольку зачастую отдельный чиновник является единственным в городе, от кого зависит получение определенного документа. Ситуация для анализа 2. Влияние трансакционных издержек на систему неформальных институтов Этапы реформирования системы государственного регулирования можно рассмотреть на примере экономических моделей (рис. 12.1 и 12.2). Снижение административных барьеров, а, следовательно, и административных издержек, а также рост эффективности системы наказания являются основными факторами, влияющими на развитие неформальных отношений. Чем выше эффективность проводимых мероприятий, тем выше риск и цена продукции, производимой в нелегальном секторе, то есть выше цена нарушения закона. Установить четкую функциональную зависимость между ценой, спросом, предложением и эффективностью вышеизложенных мероприятий довольно сложно. Однако в соответствии с теорией трансакционных издержек производство в нелегальном секторе будет продолжаться до того момента, пока увеличение величины рисков нарушения закона не доведет цену продукции, производимой в нелегальном секторе, до цены продукции, производимой легально. Более наглядно описанную ситуацию можно пояснить с помощью нижеприведенных графиков. Предположим, что производство продукции в легальном секторе равно Q0, цена — Р0, соответственно, кривая предложения Sо Производство продукции в нелегальном секторе – Q1 цена — Р1, кривая предложения S1. Вследствие увеличения рисков — ужесточения системы наказания, снижения административных барьеров — рост издержек производства на отдельно взятом нелегальном предприятии приведет к сокращению выпуска производимой продукции. На графике (рис. 12.1) — это смещение кривой предложения S влево, к S2. Сокращение производства вызовет рост цен на продукцию от Р, до Р2, который несколько приблизит их к ценам на продукцию (Р0), производимую в легальном секторе. Таким образом, рост издержек производства в нелегальном секторе приведет к легализации части теневых предприятий. Увеличение выпуска продукции в легальном секторе S0 приведет к смещению этой кривой к S3 и всеобщему снижению цен на продукцию до уровня Р3, а, следовательно, усилит тенденции к последующему витку легализации оставшейся части нелегального сектора — смещению кривой S2 в положение S4, а кривой S3 — в положение S4. Таким образом, можно представить процесс легализации тех видов теневой экономики, которые не связаны с удовлетворением деструктивных потребностей (наркотики, торговля оружием и т.д.). В описанном случае государство выступает как своебразная преграда, препятствие, которое, увеличивая издержки производства в нелегальном секторе, способствует его легализации. Как было отмечено выше, длительность государства может привести к неэффективному размещению ресурсов. Так, например, вводя необоснованные ограничения, акцизы, увеличивая налоги, государство увеличивает издержки производства продукции и услуг в легальном секторе, следовательно, в определенном смысле «провоцирует развитие нелегальной экономики.
Date: 2015-09-22; view: 1144; Нарушение авторских прав |