Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Финансовые институты
Финансовая система является важнейшим элементом экономической системы. Классическим стало сравнение роли финансовой системы в экономике с ролью, которую выполняет кровеносная система в человеческом организме. Если кровеносная система хорошо работает и кровь вовремя и равномерно поступает во все органы человека, то весь организм нормально функционирует и человек работоспособен. Если происходит закупорка сосудов и кровь перестает поступать в отдельные органы, то это проводит к тому, что весь организм заболевает и человек не способен выполнять никакую работу. Так и финансовая система: пока финансовые потоки работают, экономика функционирует стабильно, если происходит сбой одного из элементов финансовой системы, то наступает кризис и система в целом перестает выполнять свои основные функции. Основными элементами финансовой системы являются центральный банк, коммерческие банки, некоммерческие кредитные учреждения. Успешное развитие финансовой системы требует наличия жизнеспособных рыночных институтов: кредитования, банковского надзора и, наконец, доверия как между банками, так и клиентов к банкам. Трансформационные реформы, проводимые в России с начала 1990-х гг., предполагали создание заново банковской системы, поскольку прежняя банковская система, представленная пятью банками — Госбанком, Промстройбанком, Агропромбанком Жилсоцбанком и Сбербанком — никак не могла вписаться в новые рыночные отношения. 1.Минимальная оценка — 40 млрд. долл. — основывалась на данных Госкомстата. Максимальная — 400 млрд. долл. — на базе данных Генеральной прокуратуры и МВД РФ. По расчетам Министерства экономики РФ — 230 млрд. долл., по оценкам ЦБР – 130-140 млрд. долл., по данным Всемирного банка и Парижского клуба – 50-60 млрд. долл. В первой половине 1990-х гг. были заложены основы для рыночной банковской системы: создан Центральный банк и довольно многочисленная сеть коммерческих банков. По оценкам Всемирного банка, которые во многом влияют на принятие решений о выдачи кредитов, в России в середине 1990-х гг. сформировалась рыночная банковская система. Такие выводы были сделаны на основе анализа деятельности ЦБ, его основных функций и информации о количестве коммерческих банков в нашей стране. Однако эта оценка опиралась на статистические данные и не учитывала институциональных особенностей функционирования российской банковской системы. Появление большого числа коммерческих банков еще не является свидетельством эффективно функционирующей банковской системы. Основные функции, которые выполняют коммерческие банки в рыночной экономике, можно свести к двум: 1) привлечение сбережений населения и 2) превращение этих сбережений в инвестиции. Проблемы, связанные с невыполнением этих функций российскими банками, носят больше институциональный характер. В рыночной экономике величина сбережений определяется уровнем дохода (чем больше доход, тем больше предельная склонность к сбережению) и уровнем процентной ставки (чем больше процентная ставка, тем больше объем сбережений). В командной экономике величина сбережений ограничивалась: во-первых, низким процентом по вкладам — 3 % (поскольку единственным банком, работающим с населением в СССР был Сберегательный банк, то он являлся единственным монополистом, привлекающим сбережения населения и определяющим проценты по вкладам) и во-вторых, боязнью населения официально декларировать свои доходы, поскольку большая часть сбережений зарабатывалась в теневом секторе экономики. В переходной экономике величина сбережений, мобилизуемых банковской системой, определяется во многом развитостью такого института, как доверие населения, в том числе и к существующим финансовым институтам. Несмотря на свою неэкономическую, а больше социальную природу, степень развития института доверия является одним из определяющих факторов успеха проводимых реформ, в частности, по преобразованию финансовой системы. Доверие населения РФ было подорвано в результате ряда денежных реформ в конца 1980-х — начала 1990-х гг., которые проводились очень быстро, вразрез с обещаниями государственных чиновников на самых высоких уровнях власти. Неразвитость института доверия, как правило, приводит к тому, что склонность к сбережениям реализуется каждым индивидуально, главным образом в форме накопления иностранной валюты, недвижимости и других неликвидных форм, не аккумулируемых банковскими учреждениями. Таблица 11.6. Прирост сбережений населения, млрд. руб. •ПБОЮЛ - средства на счетах предпринимателей без образования юридического лица, до 1997 г. в расчеты Госкомстата не включались. ••Валовая покупка валюты населением за вычетом продажи валюты населением и оценок ЦБР по вывозу валюты туристами и по каналам неорганизованного импорта. Источник: Рассчитано автором на основе данных, приведенных в сборниках Госкомстата России за 2000, 2001 гг. Обзор экономической политики в России за 2002г. — М.: ТЕИС, 2003. - С. 475,476. В условиях неэффективной банковской системы возникает своеобразная проблема дефицита сбережений. Дефицит сбережений связан с тем, что уровень сбережений, доступных для промышленности, гораздо меньше, чем объем инвестиций, необходимых для развития производства. По утверждению ряда экономистов1, объем внутренних сбережений в стране достаточен для обеспечения трехкратного роста инвестиций. Так, например, совокупные сбережения в 1999г. составляли 31,4% ВВП, а инвестиции - 14,5%, то есть в два раза меньше. Если сложить остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций - около 80 млрд. руб., денежные средства на руках граждан - 50 млрд. руб. и ежегодно вывозимый за границу капитал - 20 млрд. руб., то можно посчитать, что имеющийся в российской экономике инвестиционный потенциал задействован менее чем на одну треть Функция банков — кредитование предприятий — оказалась невыполнимой из-за обострившейся проблемы «принципал — агент» — менеджеры защищали свою власть, не допуская банки к управлению предприятиями, даже когда они оказывались в числе крупных акционеров — в результате банки были лишены доступа к контролю за расходованием кредитов. Таким образом, банки не решались кредитовать бесконтрольные предприятия, а быстрое развитие валютного рынка и рынка государственных облигаций обеспечило им больший доход. Банковская система оказалась в институциональной ловушке бурного, но не эффективного роста. В основе нестабильности банковской системы лежат неплатежи в межбанковском секторе, когда банки не дают друг другу кредиты и не платят вкладчикам. Эта нестабильность отражает некоторые институциональные слабости. Таким образом, развитие банковской системы пошло по пути создания промышленно-банковских групп, например, групп «Интеррос», «Лукойл», «Альфа» и др. Структура, когда банк принадлежит какой-то промышленной группе, и банк кредитует эту промышленную группу, существует и в других странах, но не в такой степени, как в России. Такая структура ведет к тому, что на первое место ставятся интересы владельцев, а не вкладчиков, что отражается на развитии института доверия. И большинство сделок совершаются в интересах определенной промышленной группы, а не других экономических субъектов. Это приводит к замкнутости отдельных частей и не способствует развитию банковской системы в целом. Таким образом, кризис, произошедший в банковской сфере России, связан с институциональным конфликтом, возникшим при заимствовании новых институтов.
Date: 2015-09-22; view: 399; Нарушение авторских прав |